Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
3. Использование опыта
других организаций в сфере
культуры. Приходится отметить, что
такой опыт крайне невелик.
Центры студенческих инициатив
немногочисленны и разобщены.
Их деятельность практически
не описана в литературе. Немногочисленные
материалы в сети Интернет
четко привязаны к конкретной
специфике вузов при которых
он организованы и не носят
общего характера. Тем не
4. Принцип планирования. Все
мероприятия по организации
5. Постепенность реализации. Проект следует реализовывать поэтапно.
2.3.6 Этапы реализации проекта
1-й этап –подготовительный. На данном этапе осуществляется анализ внешних и внутренних условий необходимых для обеспечения функционирования Центра студенческих инициатив и развития этого Центра.
Внешние условия, определяются исходя из:
- анализа потребности в Центре со стороны целевых аудиторий
- анализа возможностей вуза (вузов) и образовательной системы в целом;
- анализа опыта предыдущей деятельности Центра
На основании проведенных исследований выявлены следующие направления работы Центра, и даны этим направлениям весовые экспертные оценки по 10 балльной шкале в отношении их значимости.
Таблица 2.3.1
Экспертная оценка деятельности Центра студенческих инициатив
Мероприятие Центра |
Оценка | |
Организация концертной деятельности |
7 | |
Театральные постановки |
6 | |
Организация фестивалей |
10 | |
Конкурсная деятельность |
9 | |
Организация литературных вечеров |
6 | |
Организация выставки художественных работ |
10 | |
Съемка видеоролика с последующим редактированием |
8 | |
Проведение курсов этикета |
7 | |
Подготовка праздничного корпоративного мероприятия |
8 | |
Организация политического диспута |
6 | |
Разработка и ведение сайта Центра и сайтостроительство в целом |
9 | |
Издательская деятельность
(включая поиск молодых |
10 | |
Работа по связям с общественностью: |
Организация пресс-конференций |
5 |
Проведение специальных мероприятий по привлечению спонсоров |
6 | |
Использование работы Центра как информационного повода для освещения в СМИ |
7 | |
Туристско-экскурсионное направление |
Разработка оригинальных экскурсионных проектов |
8 |
Организация и проведение экскурсий |
6 | |
Организация приема групп с обеспечением коммуникаций с организациями, занятыми в сфере гостеприимства |
6 | |
Работа по обобщению опыта деятельности Центров студенческих инициатив и установлению контактов с такими центрами |
5 |
Приведенные экспертные оценки
иллюстрируются на круговой диаграмме,
в которой работа по связям с общественностью
и туристско-экскурсионное
Приведенный план может быть расширен, а отдельные его направления детализированы. Приведенные оценки представляются субъективными, поскольку в качестве экспертов привлекались как занимающиеся в Центре, так и студенты, лишь слышавшие о его работе, либо изредка посещавшие мероприятия Центра. Данные респондентами оценки усреднялись. Тем не менее, анализ таблицы дает основание для следующих выводов:
1. Деятельность Центра
должна охватывать практически
весь спектр социально-
2. Работа Центра может
носить не только
3. Большое место в работе
Центра должна занимать
Внутренние условия:
- определение ресурсных
возможностей Центра
- выявление проблем в работе Центра;
- определение наиболее сильных сторон работы Центра, на которые следует опираться при разработке предложений по совершенствованию организации;
- оценка структуры управления
Центром, состава функций в
управленческой деятельности, их
распределения, уровень
На данном этапе создается фактологическая база для принятия проектных решений.
Проведение данной оценки путем опроса экспертов дало следующий результат:
Таблица 2.3.2
Оценка внутренних ресурсов Центра студенческих инициатив
Потенциал организации |
Оценка в 10 балльной шкале |
Известность и популярность Центра студенческих инициатив в СПбГУКИ |
6 |
Состояние материальной базы |
7 |
Организационная структура Центра |
7 |
Широта (спектр) программ работы Центра |
6 |
Уровень качества мероприятий Центра |
6 |
Уровень информационного продвижения мероприятий, проводимых Центром среди молодежи |
5 |
Характер отношений со спонсорами |
6 |
Характер отношений с администрацией СПбГУКИ |
9 |
Взаимоотношения внутри коллектива (доверие к руководителям, уровень психологического комфорта) |
10 |
Финансовое состояние организации |
7 |
Данные таблицы иллюстрируются приведенной ниже диаграммой
Как мы видим, наиболее критичным является деятельность Центра студенческих инициатив по обеспечению своего информационного продвижения. В то же время психологический климат в коллективе и уровень доверия к руководителям (характеризующий в том числе и компетентность руководителей Центра) получил максимальную оценку.
2 этап – основной,
разработка стратегии
Данный этап включает:
- разработку общей политики Центра студенческих инициатив
- создание программы расширения функций и направлений работы Центра;
- совершенствование
- разработка отдельных
мероприятий, которые, по
Рассмотрим каждую компоненту второго этапа подробнее
Политика качества функционирования концертного зала.
Данная политика ориентирована
на адаптацию студентов к своей
будущей деятельности путем выявления
и развития их творческих способностей.
Ввиду широкой направленности социально-культурной
работы, включающей как собственно
деятельность в сфере искусства
(в том числе – с
Деятельность Центра студенческих
инициатив рассматривается как
современная инновационная
В основе политики лежит обеспечение
возможности и максимальное поощрение
энергии, самостоятельности и внутренней
свободы студентов в
Известно, что сегодня
большая часть студентов
Таблица 2.3.3
Программа совершенствования организации работы Центра студенческих инициатив, разработки и реализации проектов Центра
Мероприятия и процедуры |
Цели и задачи |
Формы, методы и средства |
Ответственные |
Сроки |
Совершенствование
организационной структуры |
Обеспечение оптимальных функциональных решений |
Представляется
оптимальным использование |
Руководители Центра
студенческих инициатив. Кураторы –
представители администрации |
Сентябрь – ноябрь 2010 |
Обеспечение мобильности и готовности к структурным изменениям | ||||
Поддержка проектных решений со стороны организационных структур | ||||
Расширение сфер деятельности Центра. Предлагаются следующие направления, которые автор рассматривает как перспективные |
Литературно- издательская деятельность |
Организация собственного издательского центра |
Руководство Центра совместно с факультетами и кафедрами СПбГУКИ |
Начало – сентябрь 2010. Постепенное развитие в дальнейшем |
Туристско-экскурсионная деятельность |
Создание собственного экскурсионного бюро | |||
Интернет- коммуникации как средство общения с другими Центрами студенческих инициатив |
Поиск в сети информации о Центрах студенческих инициатив, организация совместных очных и заочных мероприятий (семинаров, конференций) | |||
Культурно-просветительская деятельность |
Создание под эгидой Центра школ | |||
Развитие финансовой базы |
Расширение сфер деятельности, приносящих прибыль организации |
Оказание платных
услуг частным лицам и |
Руководители подразделений Центра. Студенты, работающие в Центре на постоянной либо временной основе |
Сентябрь 2010 и далее |
Оказание услуг корпорациям в проведении их мероприятий | ||||
Привлечение спонсоров за счет расширения известности Центра и повышения к нему внимания со стороны СМИ | ||||
Совершенствование материального обеспечения |
Регулярное обновление технического парка: компьютеров, печатающих и множительных устройств, акустических и световых устройств, парка музыкальных инструментов, лицензионного программного обеспечения |
Приобретение материальных активов, их получение на спонсорской основе, получение материальных активов за счет грантов |
Руководитель Центра, бухгалтерия |
Работа ведется на постоянной основе, не привязана к конкретным срокам |
Опыт реализации любых проектов показывает, что этап разработки является итерационным, т.е. в ходе разработки и реализации выявляются неучтенные моменты, которые приводят к доработке и корректировке проекта. Чаще всего эта корректировка связана с уточнением и детализацией позиций. Поскольку такая детализация осуществляется в ходе реализации этапа в настоящей работе она принципиально не может быть рассмотрена.
В то же время следует более детально оговорить такие направления деятельности Центра как издательская и экскурсионная.
Издательская деятельность
предполагает привлечение авторов
– студентов, пишущих в разных
жанрах. Здесь возможен контакт также
со студентами филологических факультетов
Государственного университета и Педагогического
университета, факультета журналистики.
Представляется интересным организация
тематических литературных студенческих
конкурсов, лучшие работы которых публикуются.
Такая организация привлекает интерес
и внимание спонсоров, может также
рассматриваться как
Издательская деятельность
связана также с работой
В ходе реализации экскурсионного
направления работы Центра автор
предлагает использовать фестивальную
форму. Например, проведение фестиваля
«усадьбы Санкт-Петербургской губернии»
дают возможность исследовать весьма
мало освоенное направление
3-й этап – заключительный. На этом этапе осуществляется обобщение, рассматриваются условия реализации, методические рекомендации по реализации.
Обобщение: Предлагаемый проект достаточно общий, а потому может быть применим к различным Центрам студенческих инициатив. При этом опыт работы Центра, организационная структура, его финансовое состояние существенны в ходе конкретизации проектных решений.
Условия реализации следующие:
Желание и осознание необходимости совершенствовать организацию и работу Центра
Наличие ресурсной базы Центра (материальной, финансовой. кадровой). Поддержка Центра авторитетными вузами, каким является СПбГУКИ представляется необходимой
Использование собственного опыта и опыта аналогичных организаций, а также творческих предложений и фантазии студентов, работающих в Центре.