Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

 

Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых  специалистов социально-культурной сферы  в профессиональной адаптации 

 

2.1 Отечественный  и зарубежный опыт профессиональной  адаптации будущих специалистов  социально-культурной сферы

Профессиональная адаптация  в социально-культурной сфере является одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации. Вместе с этим она представляет собой процесс  вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре  и содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе. Профессиональная адаптация может  считаться успешной лишь в том  случае, если человеком были усвоены  не только определенные профессиональные нормы, но также получены возможности  для самореализации, творчества и  саморазвития. Профессиональная адаптация  выступает важным составным элементом  в системе подготовки кадров социально-культурной сферы, является регулятором связи  между системой образования и  практической деятельностью. Профессиональная адаптация является достаточно продолжительным  процессом, являющимся результатом  целенаправленной деятельности средней  школы, вуза и производственных коллективов, в которых работают молодые специалисты  по окончании института. Следовательно, можно выделить три взаимосвязанных  и взаимообусловленных этапа  профессиональной адаптации:

Довузовский. Связан с профессиональной ориентацией. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение  сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок  к избираемой профессии

Вузовский. Это этап профессиональной подготовки. Осуществляется формирование и корректировка профессиональной ориентации, развитие профессиональных умений и навыков, качеств личности, востребованных профессией, становление  и развитие профессионального самосознания и т.д.

Послевузовский. Это этап трудовой деятельности. На данном этапе  молодой специалист приспосабливается  к условиям деятельности, коллективу, новому социальному статусу, т.е. происходит профессиональное и личностное вхождение  в трудовую деятельность, реализация личностного и профессионального  потенциала специалиста.

Ежегодное анкетирование  первокурсников дало следующие результаты. Из 200 студентов, участвовавших в  анкетировании в разные годы, 52% ответили, что выбрали специальность, потому что считают ее модной и перспективной, 31% анкетируемых привлекает возможность  общаться с новыми людьми, 3% отметили, что им нравится работать в офисе, 7% ответили, что специальность и  вуз им выбрали родители, 6% указали, что им все равно, какой вуз  и какая специальность, лишь бы был  диплом, 1% затруднились сформулировать ответ на этот вопрос. Опросы показали, что большая часть студентов-первокурсников имеет смутное представление  о своей будущей профессии. С  этой проблемой знакомы многие вузы России и стран СНГ. Проводимые там  ежегодные опросы струдентов-первокурсников показывают, что лишь третья часть  респондентов отмечает тот факт, что  мотивом их выбора явилось понимание  будущей деятельности как очень  интересной и творческой работы. В  этой связи особенно актуальным является качественно иной подход к курсу  «Введение в специальность», который  практикуется во многих вузах. Имеющегося количества лекционных часов явно недостаточно для нормальной профессиональной адаптации  первокурсников. 

Не менее важным этапом профессиональной адаптации является практика студентов непосредственно  на предприятии. На этом этапе приходится сталкиваться с рядом сложностей, таких, как:

Недостаточное время для  приобретения реального опыта работы (от 2 до 8 недель)

Неудачное время для организации  практик, когда курирующие педагоги находятся в законном отпуске  и руководят процессом лишь формально

Отсутствие заинтересованности у работников в организации на своей базе практики студентов

Отсутствие у студентов-практикантов достаточных умений и навыков  для безболезненного начала работы на предприятии, преобладание теоретических  знаний

Отсутствие тесной связи  между теоретическим курсами  и программами практик

Решаемые лишь частично, эти  проблемы углубляются на послевузовском этапе профессиональной адаптации, приводя к низкому уровню профессиональной мотивации и оттоку выпускников  в другие сферы деятельности. В  сложившейся ситуации возникает  потребность в усилении практико-ориентированной  подготовки специалистов. Хорошей площадкой  для этого могли бы стать специальные  учебно-производственные комплексы, в  которых отрабатывались бы основные умения и навыки под руководством представителей предприятий и преподавателей. Например, Краснодарский государственный  университет культуры и искусств имеет прекрасную площадку, которая  может стать учебно-производственным комплексом для студентов социально-культурных специальностей. – студенческий оздоровительный  лагерь «Энтузиаст». В настоящее  время «Энтузиаст» используется только как база летнего отдыха для  преподавателей и студентов. Эта  площадка расположена в живописном месте недалеко от села Кукчуевка. Количество мест размещения на сегодняшний день составляет 175 человек в смену (всего 3 смены по 14 дней). На территории лагеря имеется пляж, волейбольная, баскетбольная  и танцевальная площадки, столовая, а также другие необходимые социально-бытовые  помещения. На базе лагеря вполне реально  организовать практику студентов. Особенно это важно для организации  их первой практики, поскольку достаточный  багаж умений и навыков ими  еще не накоплен.

Работодатели хотят видеть у себя грамотных, исполнительных энергичных выпускников учебных заведений  с опытом работы, который необходимо наработать за годы учебы в вузе, не навредив процессу обучения. Руководители предприятий часто недовольны уровнем  подготовки кадров, обвиняя во всем учебные заведения и всячески уклоняясь от совместной работы по подготовке кадров. Однако взаимопонимание  может быть достигнуто лишь в совместной деятельности вуза и работодателей. Причем, участие работодателей в  подготовке кадров возможно на всех его  уровнях, начиная с уровня профориентации и продолжая на уровне усвоения теоретических  знаний, на уровне закрепления этих знаний на практике, решения проблем  трудоустройства, а также послепрофессионального образования выпускников. В связи  с этим представляется интересным опыт Литвы. Там создали сеть фирм практического  обучения, в которую вошли компании, занимающиеся отработкой навыков и  умений практикантов по доброй воле. Однако, найти такие предприятия достаточно сложно, в связи с чем вузам  необходимо отработать систему поощрений  таких предприятий. Иногда вузы предлагают пройти практику в другом городе, но практики на выезде предполагают дополнительные финансовые затраты, а также более  тщательный контроль. Проблема контроля практики стоит достаточно остро. Формально  у каждого практиканта есть 2 руководителя практики - от вуза и от предприятия, но реально чаще всего нет ни одного руководителя. Связано это с тем, что руководителя от предприятия чаще всего очень занятые люди, а руководители от вуза вообще находятся в отпуске. Соответственно, контроль отсутствует, а следовательно, и судить о качестве практики можно лишь условно, опираясь на формальные бумажные отчеты. Очень важно итоги практик обобщить не только в отчетах, но и использовать полностью или частично в курсовых и дипломных проектах и работах. Если студентам удается собрать хороший статистический материал и представить проект, который можно воплотить в жизнь, то такой проект становится интересен будущим работодателям. И, наконец, еще одна форма взаимодействия работодателя с вузом – это День карьеры. Именно здесь происходит последняя встреча работодателя со студентами перед тем, как они приходят на предприятие уже в другом качестве.

Адаптация выпускников на предприятиях является важной составляющей качества специалиста. Профессиональная адаптация зависит от общего культурного  уровня, от уровня и качества полученного  образования, от умения применить знания на практике. В настоящее время  при найме на работу за основу берут  такие обязательные характеристики, как пол, возраст, опыт работы, владение ПК, знание иностранных языков и  т.д. Эти характеристики очень важны, однако они не являются стопроцентной  гарантией того, что специалист останется  на предприятии надолго. Работа специалиста  социально-культурной сферы предполагает обязательное наличие таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность, развитый социальный интеллект. Однако, опрос студентов, обучающихся по социально-культурным специальностям, выявил у них наличие таких  качеств, как эмоциональная неустойчивость, конфликтность, застенчивость, неадекватность самооценки. Это, по мнению психологов, отрицательно скажется на деятельности молодых специалистов. Деятельность человека, обрадающего подобными  качествами, возможна, но она будет  либо неудовлетворительной, либо стрессогенной. Решать проблемы такого несоответствия предполагается методом социально-психологического тренинга, являющегося эффективным  способом формирования качеств, составляющих конкурентоспособность молодого специалиста. Многие выпускники не выдерживают период адаптации и уходят в другие сферы  деятельности. Причем, уходят чаще всего  не худшие, а лучшие ученики. Это  связано прежде всего с низким уровнем заработной платы молодых  специалистов. Это приводит к разочарованию, поиску более высокооплачиваемой работы, оттоку кадров в другие регионы или  сферы деятельности. Вторая проблема состоит в том, что вузы готовят  в основном управленческие кадры, но выпускников редко берут на работу сразу менеджером. Часто им приходится начинать с низших ступеней карьерной  лестницы, что приводит к ощущению ущербности, ненужности полученных знаний, неудовлетворенности от работы. Третья проблема состоит в том, что в  большинстве компаний резко ограничены возможности карьерного роста специалистов. По сути, имеется всего три ступени  карьерной лестницы – курьер, менеджер и директор. Часто первая ступень  перешагивается очень быстро, а последняя  становится недоступной, поскольку  в большинстве случае директор является владельцем фирмы или родственником (хорошим знакомым) владельца. Для  того, чтобы период адаптации проходил менее болезненно, молодым специалистам необходима поддержка, которую могут  лучше всего могут оказать  бывшие однокурсники и педагоги. Не случайно многие вузы сейчас на своей  базе создают ассоциации выпускников. Очень важно на базе этой организации  правильно организовать систему  дополнительного образования, чтобы  выпускники могли повысить свой уровень  квалификации, причем собственные выпускники должны иметь более льготные условия  при оплате дополнительного обучения. Это будет дополнительным привлекательным  фактором для поступающих в учебное  заведение. Таким образом, прежде всего  вуз должен помогать своим студентам  и выпускникам безболезненно адаптироваться на производстве, привлекая к этой деятельности предприятия на всех этапах подготовки кадров.

Интересен опыт Казанского государственного университета культуры и искусств, который использует трехуровневую  модель взаимодействия бизнеса (работодателя) и профессиональной школы, а именно:

первый уровень – образовательный  заказ, при котором работодатель принимает участие в разработке программ обучения, а иногда – в  подготовке абитуриента и оценке его знаний, умений и навыков в  соответствии с требованиями государственного стандарта

второй уровень – обучение и трудоустройство выпускников; работодатель формирует специальные  требования к компетенции и личным качествам обучаемых (что выходит  за рамки государственного стандарта) и финансирует дополнительную профессиональную подготовку

третий уровень – производственная деятельность выпускника в период его  профессиональной адаптации (2–3 года), когда происходит реальная оценка эффективности  полученного образования и сформированных личных качеств работника. С учетом результатов профессиональной деятельности обеспечивается «обратная связь» с  образовательным учреждением, корректируется, при необходимости, содержание взаимоотношения  сторон.

Изложенная принципиальная модель взаимодействия апробирована в 19-ти образовательных учреждениях  и на 37 предприятиях Свердловской области. Благоприятными для внедрения рассмотренной  модели могут быть следующие обстоятельства:

Предприятие-работодатель не имеет собственной учебной базы, испытывает настоятельную потребность  в кадрах определенного профиля  и в силу устойчивого финансового  положения не имеет особых проблем  с ресурсной поддержкой учреждения профессионального образования

Учреждение профессионального  образования из-за высокой конкуренции  на рынке труда испытывает затруднения  в трудоустройстве своих выпускников  и готово (в силу рыночной ситуации) к тесным контактам с предприятиями-заказчиками.

Особый интерес представляет опыт Москвы в области интеграционных преобразований. Создание в городе ряда укрупненных колледжей нового типа стимулировало интеграционные тенденции в профессиональном образовании, причем как во взаимодействии с внешними организациями, так и при становлении  совместной деятельности внутренних подразделений. Актуальна проблема управления интеграцией  в укрупненном учреждении профессионального  образования, а также между учебными заведениями и предприятиями-работодателями. Можно определить ряд принципиальных методических положений, учитывать  которые необходимо при управлении интегрированными колледжами.

Формальное решение вопроса  об интеграции учреждений профессионального  образования – лишь предпосылка  повышения их конкурентоспособности. Необходимо на основе стратегических планов развития совместной деятельности учреждений добиваться их полной совместимости  как в учебно-педагогическом, так  и организационно-экономическом  аспекте

Методически важно научиться  управлять взаимодействием, используя  количественные оценки фактически достигнутого и перспективного уровня интеграции. На соответствующие целевые (количественные и качественные) параметры интеграционного  процесса должны быть сориентированы плановые мероприятия по реформированию деятельности отдельных структур в рамках объединения

В основу планирования совместной деятельности интегрированных колледжей  должны быть положены результаты маркетингового анализа перспективных потребностей рынка труда. Как правило, органы исполнительной власти регионов имеют  обобщенную информацию о текущем  дефиците кадров, не владея перспективными данными. Задача учебного заведения  состоит в глубоком анализе этого  вопроса, совместно с заинтересованным бизнесом

На уровне руководства  интегрированных учебных заведений  важно получить ясное представление  о возможных слагаемых синергетического эффекта интеграционного взаимодействия входящих организаций. В ряде случаев (как показывает неудачный опыт объединений) необходимо проведение реинжиниринговых мероприятий, коренным образом изменяющих профиль основной деятельности в  целях получения синергетического эффекта.

Зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы свидетельствует  об активных реформационно-интеграционных преобразованиях, которым способствует и государство, и бизнес. Например, поддержка интеграции бизнеса и  профессионального образования  в Нидерландах обеспечивается функционированием  патронируемых правительством 22-х  национальных организаций профессионального  образования, являющихся независимыми структурами. Последние формируются  из представителей промышленности, бизнеса, профсоюзов, системы профобразования  и отвечают за решение таких задач, как:

мониторинг изменений  на рынке труда

формирование требований к содержанию профессиональног образования

содействие компаниям  в определении перспективных  потребностей в профессиональной подготовке кадров

разработка долгосрочных планов и программ профессионального  обучения

обновление системы национальных стандартов профессионального образования

разработка мер по повышению  профессионального образования

Велика роль национальных организаций профессиональног образования  в разработке стандартов обучения, что предполагает:

осуществление мониторинга  развития социально-культурного сектора  экономики

определение перспективных  профилей ведущих профессий в  рамках отрасли (работа ведется сначала  представителями бизнеса, потом  с привлечением образовательных  структур)

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы