Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа
Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации
2.1 Отечественный
и зарубежный опыт
Профессиональная адаптация в социально-культурной сфере является одной из наиболее значимых составляющих социальной адаптации. Вместе с этим она представляет собой процесс вхождения личности в профессию, процесс привыкания к профессиональным условиям и требованиям, к структуре и содержанию профессиональной деятельности, к определенной профессиональной группе. Профессиональная адаптация может считаться успешной лишь в том случае, если человеком были усвоены не только определенные профессиональные нормы, но также получены возможности для самореализации, творчества и саморазвития. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом в системе подготовки кадров социально-культурной сферы, является регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Профессиональная адаптация является достаточно продолжительным процессом, являющимся результатом целенаправленной деятельности средней школы, вуза и производственных коллективов, в которых работают молодые специалисты по окончании института. Следовательно, можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа профессиональной адаптации:
Довузовский. Связан с профессиональной ориентацией. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии
Вузовский. Это этап профессиональной
подготовки. Осуществляется формирование
и корректировка
Послевузовский. Это этап
трудовой деятельности. На данном этапе
молодой специалист приспосабливается
к условиям деятельности, коллективу,
новому социальному статусу, т.е. происходит
профессиональное и личностное вхождение
в трудовую деятельность, реализация
личностного и
Ежегодное анкетирование
первокурсников дало следующие результаты.
Из 200 студентов, участвовавших в
анкетировании в разные годы, 52% ответили,
что выбрали специальность, потому
что считают ее модной и перспективной,
31% анкетируемых привлекает возможность
общаться с новыми людьми, 3% отметили,
что им нравится работать в офисе,
7% ответили, что специальность и
вуз им выбрали родители, 6% указали,
что им все равно, какой вуз
и какая специальность, лишь бы был
диплом, 1% затруднились сформулировать
ответ на этот вопрос. Опросы показали,
что большая часть студентов-
Не менее важным этапом профессиональной адаптации является практика студентов непосредственно на предприятии. На этом этапе приходится сталкиваться с рядом сложностей, таких, как:
Недостаточное время для приобретения реального опыта работы (от 2 до 8 недель)
Неудачное время для организации практик, когда курирующие педагоги находятся в законном отпуске и руководят процессом лишь формально
Отсутствие заинтересованности у работников в организации на своей базе практики студентов
Отсутствие у студентов-
Отсутствие тесной связи между теоретическим курсами и программами практик
Решаемые лишь частично, эти
проблемы углубляются на послевузовском
этапе профессиональной адаптации,
приводя к низкому уровню профессиональной
мотивации и оттоку выпускников
в другие сферы деятельности. В
сложившейся ситуации возникает
потребность в усилении практико-ориентированной
подготовки специалистов. Хорошей площадкой
для этого могли бы стать специальные
учебно-производственные комплексы, в
которых отрабатывались бы основные
умения и навыки под руководством
представителей предприятий и преподавателей.
Например, Краснодарский государственный
университет культуры и искусств
имеет прекрасную площадку, которая
может стать учебно-
Работодатели хотят видеть
у себя грамотных, исполнительных энергичных
выпускников учебных заведений
с опытом работы, который необходимо
наработать за годы учебы в вузе,
не навредив процессу обучения. Руководители
предприятий часто недовольны уровнем
подготовки кадров, обвиняя во всем
учебные заведения и всячески
уклоняясь от совместной работы по
подготовке кадров. Однако взаимопонимание
может быть достигнуто лишь в совместной
деятельности вуза и работодателей.
Причем, участие работодателей в
подготовке кадров возможно на всех его
уровнях, начиная с уровня профориентации
и продолжая на уровне усвоения теоретических
знаний, на уровне закрепления этих
знаний на практике, решения проблем
трудоустройства, а также послепрофессионального
образования выпускников. В связи
с этим представляется интересным опыт
Литвы. Там создали сеть фирм практического
обучения, в которую вошли компании,
занимающиеся отработкой навыков и
умений практикантов по доброй воле. Однако,
найти такие предприятия
Адаптация выпускников на
предприятиях является важной составляющей
качества специалиста. Профессиональная
адаптация зависит от общего культурного
уровня, от уровня и качества полученного
образования, от умения применить знания
на практике. В настоящее время
при найме на работу за основу берут
такие обязательные характеристики,
как пол, возраст, опыт работы, владение
ПК, знание иностранных языков и
т.д. Эти характеристики очень важны,
однако они не являются стопроцентной
гарантией того, что специалист останется
на предприятии надолго. Работа специалиста
социально-культурной сферы предполагает
обязательное наличие таких качеств,
как уверенность в себе, коммуникабельность,
развитый социальный интеллект. Однако,
опрос студентов, обучающихся по
социально-культурным специальностям,
выявил у них наличие таких
качеств, как эмоциональная
Интересен опыт Казанского государственного университета культуры и искусств, который использует трехуровневую модель взаимодействия бизнеса (работодателя) и профессиональной школы, а именно:
первый уровень –
второй уровень – обучение и трудоустройство выпускников; работодатель формирует специальные требования к компетенции и личным качествам обучаемых (что выходит за рамки государственного стандарта) и финансирует дополнительную профессиональную подготовку
третий уровень –
Изложенная принципиальная модель взаимодействия апробирована в 19-ти образовательных учреждениях и на 37 предприятиях Свердловской области. Благоприятными для внедрения рассмотренной модели могут быть следующие обстоятельства:
Предприятие-работодатель не
имеет собственной учебной
Учреждение профессионального
образования из-за высокой конкуренции
на рынке труда испытывает затруднения
в трудоустройстве своих
Особый интерес представляет
опыт Москвы в области интеграционных
преобразований. Создание в городе
ряда укрупненных колледжей нового
типа стимулировало интеграционные
тенденции в профессиональном образовании,
причем как во взаимодействии с внешними
организациями, так и при становлении
совместной деятельности внутренних подразделений.
Актуальна проблема управления интеграцией
в укрупненном учреждении профессионального
образования, а также между учебными
заведениями и предприятиями-
Формальное решение вопроса
об интеграции учреждений профессионального
образования – лишь предпосылка
повышения их конкурентоспособности.
Необходимо на основе стратегических
планов развития совместной деятельности
учреждений добиваться их полной совместимости
как в учебно-педагогическом, так
и организационно-
Методически важно научиться управлять взаимодействием, используя количественные оценки фактически достигнутого и перспективного уровня интеграции. На соответствующие целевые (количественные и качественные) параметры интеграционного процесса должны быть сориентированы плановые мероприятия по реформированию деятельности отдельных структур в рамках объединения
В основу планирования совместной
деятельности интегрированных колледжей
должны быть положены результаты маркетингового
анализа перспективных
На уровне руководства
интегрированных учебных
Зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы свидетельствует об активных реформационно-интеграционных преобразованиях, которым способствует и государство, и бизнес. Например, поддержка интеграции бизнеса и профессионального образования в Нидерландах обеспечивается функционированием патронируемых правительством 22-х национальных организаций профессионального образования, являющихся независимыми структурами. Последние формируются из представителей промышленности, бизнеса, профсоюзов, системы профобразования и отвечают за решение таких задач, как:
мониторинг изменений на рынке труда
формирование требований к содержанию профессиональног образования
содействие компаниям в определении перспективных потребностей в профессиональной подготовке кадров
разработка долгосрочных планов и программ профессионального обучения
обновление системы
разработка мер по повышению профессионального образования
Велика роль национальных организаций профессиональног образования в разработке стандартов обучения, что предполагает:
осуществление мониторинга развития социально-культурного сектора экономики
определение перспективных профилей ведущих профессий в рамках отрасли (работа ведется сначала представителями бизнеса, потом с привлечением образовательных структур)