Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:34, дипломная работа

Описание

Цель исследования: Выявить механизм развития творческих способностей молодых специалистов социально- культурной сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач;
рассмотреть специфику профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сфере;
охарактеризовать творческие способности как составляющую профессиональной адаптации;
рассмотреть отечественный и зарубежный опыт развития творческих способностей будущих специалистов социально-культурной сферы;
исследовать влияние деятельностного фактора на развитие креативности в соцально-культурной сфере
проанализировать деятельность «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»;
разработать программу профессиональной адаптации будущих специалистов социально- культурной сферы;
дать методические рекомендации по совершенствованию работы Центра на основе проведенного анкетирования и наблюдения за рабочим процессом Центра.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации.
1.1. Профессиональная адаптация: понятие, сущность, механизм
1.2. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов
1.3. Творческие способности как составляющая профессиональной компетенции будущих специалистов социально-культурной сферы
Глава 2. Технология развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в профессиональной адаптации.
2.1. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации будущих специалистов социально-культурной сферы.
2.2. Анализ деятельности «Центра студенческих инициатив СПбГУКИ»
2.3 Проект реформы Центра студенческих инициатив
2.3.1 Пояснительная записка
2.3.2 Цель проекта
2.3.3 Задачи проекта
2.3.4 Целевая аудитория
2.3.5 Принципы разработки проекта.
2.3.6 Этапы реализации проекта
2.3.7 Материально-техническое обеспечение
2.3.8 Финансовое обеспечение
2.3.9 Ожидаемые результаты.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа развитие творч способн.docx

— 131.94 Кб (Скачать документ)

3) обработка опытных результатов.  Методы эмпирического исследования  предполагают в основном получение  качественных данных. Анализ результатов  дает основание для логических  выводов, использования методов  сопоставления и сравнения, в  том числе сравнения с теоретическими  рекомендациями.

Что касается использования  статистических методов, то корректная математическая статистика требует  использования корректных тестов, которые  проверены на непротиворечивость, независимость. В социологических и психологических  исследованиях весьма часто применяются  статистические методы, не соответствующие  строгим требованиям математической статистики (например, потому, что результаты опросов сами сильно зависят от самых  различных факторов, например, с  погоды, которая может определять настроение респондентов или непредсказуемых  семейных коллизий и т.п.) Тем не менее, автором проведен статистический анализ для выявления тенденций развития социально – культурных центров  адаптации специалистов социально-культурной сферы. Этот анализ не претендует на строгость  математических выводов. Для его  проведения использованы механизмы  статистического пакета, входящего  в состав популярного табличного процессора Excel.

Этапы исследования:

1) анализ состояния проблемы;

2) подбор литературного  материала по данной проблематике (проблемы адаптации, проблемы  адаптации применительно к социально-культурной  сфере, проблемы выявления и  развития творческих способностей, проблемы деятельности организаций,  поддерживающих студентов по  специальности СКД, в том числе  – Центров студенческих инициатив;

3) изучение теоретического  материала и его обобщение

4) выявление проблемного  поля Центров студенческих инициатив;

5) анализ документарной  базы организаций, имеющих потенциал  для адаптации будущих специалистов  СКД;

6) сбор эмпирических данных;

7) обработка и анализ  опытных данных;

8) разработка предложений  по совершенствованию функционирования  Центра студенческих инициатив  СПбГУКИ, представленная в проектной  форме.

Новизна исследования. Новизна исследования заключается в обогащении теории дидактической работы со студентами социально-культурной специализации через использование самодеятельных организаций, дающих возможность реализации творческих запросов будущих специалистов. Предложена конкретная форма организации – Центр студенческих инициатив, приведена его структура, определены функции, показано, как влияют занятия в центре на диагностирование и развитие творческих способностей студентов.

Практическая значимость исследования заключается в формировании комплекса предложений (проекта) совершенствования организации и управления Центром студенческих инициатив СПбГУКИ. Внедрение приведенных рекомендаций позволит:

Повысить эффективность  работы Центра

Повысить интерес к  Центру, что повлечет увеличение численности  занимающихся в нем

Даст возможность обогатить  теорию обучения и воспитания студентов  за счет опыта работы Центра

База исследования. Центр студенческих инициатив СПбГУКИ. Эта организация обеспечивает возможность профессиональной самореализации будущих специалистов в социально- культурной сфере. позволяет выявить их творческий потенциал и максимально развить его в деятельностном процессе.

Работа состоит из настоящего введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.

Положения, выносимые  на защиту:

1) Специалист в социально-культурной  сфере обладает особым потенциалом  возможностей, связанных с его  творческими способностями. Творческие  способности помогают ему быстрее  адаптироваться в профессии.

2) Творческие способности  проявляются и развиваются в  деятельностном процессе, связанном  с выбранной профессией

3) Наличие организаций,  дающих возможность творческой  самореализации в сфере СКД  является одним из основных  условия адаптации и развития  креативности

4) Центры студенческих  инициатив являются эффективной  формой адаптации студентов к  будущей профессии, дающей возможность  проявить свои творческие способности  и реализовать интерес к социально-культурной  работе

5) Для развития Центров  студенческих инициатив необходимы:

Энтузиазм и личный интерес  организаторов

Финансовая и организационная  поддержка со стороны вуза

Финансовая и организационная  поддержка со стороны спонсоров

Проведение информационной кампании по привлечению внимания и  формирования интереса студентов к  Центру

Максимальное развитие самостоятельности  и инициативы в управлении Центром

Накопление и использование  позитивного отечественного и зарубежного  опыта работы Центров студенческих инициатив и организаций с  аналогичными функциями

Проектирование деятельности Центров и поэтапная реализация проектов

6) Результаты исследование  Центра студенческих инициатив  СПбКУГИ

7) Проект совершенствования  деятельности Центра студенческих  инициатив СПбКУГИ, предусматривающий  организационные, информационные, мероприятия,  развитие форм деятельности Центра и мероприятия по привлечению финансовых средств, обеспечивающих его деятельность

 

Глава 1. Теоретические  основы развития творческих способностей молодых специалистов социально-культурной сферы в системе профессиональной адаптации 

 

1.1 Профессиональная  адаптация: понятие, сущность, механизм

Проблема профессиональной адаптации рассматривается менеджерами, психологами, педагогами. Для того, чтобы сотрудник мог максимально  эффективно использовать свои знания. Умения и опыт. ему необходимо уметь  приспосабливаться к специфике  организации. проникнуться ее целями и  задачами, найти общий язык с коллегами  и руководством. Все это обобщается в термине «профессиональная  адаптация».

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) - процесс приспособления работника к условиям внешней  и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется  в различных областях науки. В  социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В  определенной мере эти два вида адаптации  пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные  сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как  формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Наиболее эффективной  представляется адаптация как процесс  активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью  соответствующего управляющего воздействия  и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических  и т.п.).

По своему воздействию  на работника различают прогрессивные  результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде  с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).

Кроме того, различают первичную  производственную адаптацию, когда  человек впервые включается в  постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы[1].

А.Б.Георгиевский, на основе сравнительного анализа большого числа  определений адаптации, предложил  свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения  системами воздействия внешней  и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним  динамического равновесия». Из всего  разнообразия проявлений феномена адаптации  нас интересует проявление адаптации  в трудовой и профессиональной деятельности. Ф.Б.Березин определяет психическую  адаптацию, как процесс установления оптимального соответствия личности и  окружающей среды в ходе осуществления  свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму  удовлетворять актуальные потребности  и реализовывать связанные с  ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям[2]. М.А.Дмитриева развивает и конкретизирует понятие психической адаптации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профессиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда»[3]. Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

Традиционно адаптация рассматривается  как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как  процесса выделяют его временные  характеристики, стадии адаптации, рассматривают  их протяженность. В рамках этого  направления происходит выявление  основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. М.А.Дмитриева в процессе адаптации  человека к профессиональной деятельности выделяет ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей.

Результативный аспект адаптации  используется как основной элемент  при оценке успешности адаптационных  процессов в целом. Ф.Б.Березин  формулирует три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий,  рост квалификации, необходимое  взаимодействие с членами группы  и другими лицами, оказывающее  влияние на профессиональную  эффективность);

2) способность избегать  ситуаций, создающих угрозу для  трудового процесса, и эффективно  устранять возникшую угрозу (предотвращение  травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности  без значимых нарушений физического  здоровья[4].

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий  среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных  воздействий. Дезадаптация проявляется  в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда  и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности  и травматизма. Физиологические  и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса.

П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации (как  процесс и как результат) добавил  еще один: адаптация есть нечто  такое, что организм или популяция  вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования  в условиях, которые изменяются в  будущем. Это позволило А.А.Реану  с соавторами рассматривать адаптацию  не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств[5].

Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в  ходе нее различных новообразований, в определенном смысле интегрирует  два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических  свойств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели  к тому или иному результату. При  этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Выделение формируемых при адаптации новообразований человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как справедливо отмечал В.Т.Кудрявцев, развитие на любом уровне – это всегда порождение существенно нового[6].

При рассмотрении профессиональной адаптации следует выделять три  взаимосвязанные аспекта: а) адаптация  как процесс приспособления специалиста  к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) как результат этого  процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) как источник новообразований, характеризующийся  комплексом формируемых качеств  профессионала. От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения  специалиста, степень эффективности  его взаимодействия в системе  «человек – профсреда», психологические  состояния человека в труде и  др.

Обычно исследователи  при рассмотрении профессиональной (или социально-профессиональной, подчеркивая  при этом роль социального взаимодействия) адаптации выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся, соответственно: 1) преобладанием пассивного, конформного  принятия ценностных ориентаций; 2) с  преобладанием активного воздействия  человека на профессионально-социальную среду.

При адаптивном поведении (I модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам  в виде предписанных требований, правил, норм. В деятельности специалист, как  правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных и др.). При этом он пользуется, в  основном, наработанными ранее алгоритмами  решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенных в штампы, шаблоны, стереотипы.

Сам процесс адаптации  включает в себя два аспекта - это, собственно, профессиональная адаптация  и социально-психологическая. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными  навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых  качеств личности, в развитии устойчивого  положительного отношения работника  к своей профессии. Социально-психологическая  адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, вхождений в сложившуюся  в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это  включение работника в систему  взаимоотношений организации с  его традициями, нормами жизни, ценностными  ориентациями. Профессиональная адаптация  играет большую роль в ситуации вхождения  в организацию будущего специалиста, когда имеется в основном теоретическое  представление о том, как происходит рабочий процесс. Социально-психологическая  адаптация в ситуации с молодым  специалистом происходит более сглажено, поскольку на первом месте стоит  освоение профессиональных навыков  и рабочих отношений. И здесь  межличностные отношения формируются, в большинстве случаев, под влиянием опеки и обучения молодых специалистов более опытными[7].

Информация о работе Развитие творческих способностей как условие профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы