Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ГОУВПО ЧГПУ)

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 

Квалификационная  работа 

«Социальная адаптация  воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования»

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

факультета социального  образования

Нуриманова Елена Михайловна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры СРПиП

Ангеловская М.А.

 

Работа допущена к защите:

Зав.кафедрой СР,ПиП

д-р пед. наук. доцент

Соколова Н.А.

«__»_______________200  г.         

_______________________                           

 

Работа допущена с оценкой

______________________

Председатель ГАК

______________________

Члены ГАК

______________________

 

 

 

Челябинск, 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение……………………………………………………….….……...…...3

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6

1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6

1.2. Особенности социальной  адаптации воспитанников детского  дома к условиям начального  профессионального образования…………….…....……...16

1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39

Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47

Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49

2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации  воспитанников детского дома  к условиям начального профессионального образования………………...49

2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59

Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66

Заключение…………………………………………………….………..…..67

Библиографический список……………………………….………..…….70

Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько  само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации.

Актуальность проблемы заключается  в том, что дети, оставшиеся без  родителей, не могут быть изолированы  от общества. Мы всегда будем рядом  с ними. От того, какими будут эти  дети, зависит и наша жизнь. Если предоставить их самим себе, не заниматься ими, то они начнут решать свои проблемы сами. Будут воровать, грабить, станут источниками инфекций. Значит, жить в обществе с беспризорниками  будет просто опасно.

Работа специалистов в  области социальной работы должна быть направлена на уменьшение количества детей,  нуждающихся в государственном  обеспечении. Необходимо применять  в работе технологии и методы, которые  позволят уменьшить количество сирот, а также обеспечить социальную поддержку  данной категории детей.

Судьбы выпускников детских  домов и школ-интернатов во многом зависят от той помощи и поддержки, на которую они могут рассчитывать после ухода из детского дома. Можно  упрекать детские дома в недостаточной  подготовке своих воспитанников  к самостоятельной взрослой жизни, можно и нужно искать пути совершенствования  системы воспитания детей в условиях детского дома, но нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска  из него воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем.

В настоящее время на государственном  уровне принимаются неотложные меры по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Принят ряд важных документов международного и общероссийского  значения, таких как: Декларация ООН (от 3 декабря 1986 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы: «Об образовании», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На социальную защиту детей-сирот направлен ряд правительственных постановлений: «О приемной семье», «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Большое значение в исследовании нашей проблемы имеют труды различных  ученых, в которых анализируются:

  • социально-эмоциональные проблемы детей-сирот,  предупреждение социального сиротства (Шахманова А. Ш., Шипицына Л. М. и др.);
  • социально-правовой аспект защиты детства, воспитание детей-сирот, социально-педагогическая поддержка и методика работы с детьми группы риска (Е. М. Рыбинский, А. Ш. Шахманова и др.);
  • проблемы детей-сирот (Прихожан А. М., Толстых Н. Н. и др.);
  • проблемы и особенности социальной адаптации детей и подростков (Байтингер И. Е., Вайзман Н., Яблоновская Ю. О. и др.).

Исходя из значимости проблемы, недостаточной разработанности  её аспектов, нами сформулирована тема исследования: «Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования».

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Объект исследования: социальная адаптация.

Предмет исследования: процесс социальной адаптации детей-сирот к условиям начального профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью нами определены следующие задачи исследования:

1.  Изучить и проанализировать состояние процесса социальной адаптации в современной литературе.

2. Рассмотреть особенности процесса социальной адаптации воспитанников детского дома в условиях начального профессионального образования.

3. Дать анализ деятельности учреждения по социальной адаптации воспитанников детского дома к его условиям. 

4. Разработать программу  деятельности социального работника  по социальной адаптации воспитанников  детского дома к условиям начального  профессионального образования. 

Методы исследования: анализ литературы, анализ нормативно-правовой базы, наблюдение, анкетирование, обработка данных.

База исследования: Профессиональное училище №59 г. Челябинска.

Основные понятия: социальная адаптация, начальное профессиональное образование, сиротство, воспитанник детского дома.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1.Характеристика  процесса социальной адаптации

 

 

 

Ребенку свойственен процесс  адаптации к нормам, культурным ценностям  того общества и среды, где он растет. По мнению Т. Парсонса, первым этапом, главной  формой и условием эффективности  последующей социализации личности (процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей) является социальная адаптация. И. А. Милославова  определяет социальную адаптацию как  один из механизмов социализации. Условием успешного протекания социальной адаптации  является наличие необходимого уровня социализации: знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позволяющих адаптироваться человеку к определенной ситуации. 

Рассмотрим понятие социальной адаптации с точки зрения различных  авторов (таблица 1).

Таблица 1

Автор

Определение

Е. И. Холостова (50,с.65)

Социальная адаптация  – это включение индивида или  группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе  норм и ценностей, практике и культуре организации.

П. Д. Павленок (27,с.107)

Социальная адаптация  – это процесс и результат  активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже  изменившимся общественным условиям жизни.

И. Е. Байтингер (3,с.6)

Социальная адаптация  – это один из механизмов социализации, проявляющийся в усвоении моральных, социальных, правовых норм и требований, предъявляемых индивиду при определенном типе деятельности.


 

В самом общем виде понятие  «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса - состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во-вторых, потенциальный уровень - возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта. Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации – это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга. Такой процесс имеет достаточно тесную связь с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, - процессом социализации. Это предполагает активное участие социального субъекта не только в процессе узнавания системы социальных связей и отношений, социальных норм и ценностей, их потребления и использования, но и в процессе формирования новых норм, связей и отношений, их распределения и передачи. Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой - социальная адаптация – представляет механизм и одну из форм социализации личности. Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

Процесс социализации –  это длительный, постепенный процесс  эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых  знаний, умений и навыков, процесс  превращения социальных ценностей  и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации). Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта. Под адаптационным потенциалом понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в скрытом виде и активизируется и актуализируется в процессе социальной адаптации. В качестве элементов адаптационного потенциала могут выступать такие характеристики субъекта, как уровень образования и квалификации, демографический и социальный статус, социально-психологические характеристики и прочее. Именно наличие у субъекта адаптационного потенциала и его характерные особенности определяют способность субъекта овладеть ситуацией и освоится в ней.

3. Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации. При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям. В подобных условиях профессиональная помощь специалиста, в том числе социального работника, становится важным и необходимым звеном процесса социальной адаптации субъекта [61].

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования