Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)
  • зачисление на курсы по подготовке к поступлению в вузы, 
    колледжи и техникумы — бесплатное;
  • второе начальное профессиональное образование — бесплатное;
  • стипендия при получении профессионального образования в любом типе учебных заведений увеличивается не менее чем на 50%;
  • на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в первый же месяц учебного года всем студентам выдается пособие в размере трехмесячной стипендии;
  • в случае академического отпуска по медицинским показаниям за студентами сохраняется полное государственное обеспечение, в том числе и стипендия;
  • внеконкурсное поступление в высшие и средние специальные заведения при наличии положительных оценок по всем вступительным экзаменам.

В ст. 7, 8 и 9 этого  же Закона оговорены дополнительные гарантии прав на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.

В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссийским совещанием работников образования (14-15.01.2000 г.)  среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на довольно большое число нормативных актов, принятых за последние годы, и их разносторонность, сохраняется актуальность совершенствования правовых норм, обеспечивающих права семей и детей-сирот, правового закрепления механизмов их реализации. Необходимы законодательные документы, определяющие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государственную социальную поддержку, усиление социальных выплат и льгот.

Региональный  уровень опирается на общефедеральную  правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов  и указов Президента РФ. На этом уровне учитываются климатические, экологические, демографические, социально-экономические  и социально-культурные особенности  регионов, специфика проживания и  потребностей данной категории детей.

Отделяясь от родителей и  начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» - это здоровье, образование, социальный статус, умение строить  отношения с людьми, способность  к эмпатии, ответственное отношение  к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.

В начале самостоятельной  жизни дети-сироты, лишенные возможности  общения с близкими людьми и не имеющие опыта эмпатийного общения, жившие в жестко регламентированной системе, сталкиваются со специфическими трудностями.

Выходя из детского дома или школы-интерната, эти молодые  люди, по сути, совсем еще дети, оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство, трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений, они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Для преодоления этого требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Персоналу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо уметь мотивировать воспитанников – будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, порой поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, порой предоставляя полную самостоятельность [6, с.64].

Выпускнику детского дома, оказавшемуся на пороге самостоятельной  жизни, необходима помощь и поддержка  того окружения, в котором он находится  в период адаптации к самостоятельной  жизни. Важную роль при этом играет социальный работник. Профессионально  построенное общение и работа с выпускником могут стать  основой его успешной адаптации. Выстраивая свое общение, специалисту  следует учитывать, что при взаимодействии со взрослыми такие дети склонны  занимать подчиненно-отчужденную позицию. В отношениях со сверстниками характерно формирование сложных конкурентных негативных отношений.

В индивидуальной работе социальному  работнику необходимо знать, что  выпускники часто испытывают недоверие  к людям и им трудно строить  отношения с незнакомыми людьми. Порой долго не налаживаются дружеские  связи. Выпускники испытывают потребность  в опеке, но, выстроив безопасные отношения  с помогающими взрослыми, неосознанно  пытаются манипулировать ими.

Неразвитый социальный интеллект  также является большой проблемой, приводящей к наличию у выпускников  проблем. Они часто не знают элементарных вещей: как правильно позвонить  по телефону, как планировать собственный  бюджет, как правильно заполнить  квитанции, как получит ту или  иную справку, написать заявление, как  строить отношения с коллегами  по учебе или работе и прочее. Не обладая необходимыми социальными  навыками, они не могут сами устроиться на работу, получить необходимые документы  для учебы, работы. Устроившись на работу и не наладив взаимоотношения  в коллективе, часто бросают ее. В связи с низким уровнем развития необходимых социальных навыков  они нередко становятся жертвами махинаций или оказываются соучастниками  преступлений.

Все это является заботой  социального педагога, психолога, социального  работника, которые по своим функциональным обязанностям организуют работу с выпускниками-сиротами.

Ребенок, вышедший из детского дома, не оставляет все свои проблемы за его порогом, а уносит их с собой. Момент выхода подростка из  сиротского учреждения оценивается многими  исследователями как основной, определяющий его дальнейшую жизнь. Окружение, в  которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Нами рассматривается, в  свете нашего исследования, система  учреждений начального профессионального  образования – профессиональные училища, которые становятся той  средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов.

Р. А. Литвак выделяет наиболее значимые функции профессиональных училищ на современном этапе:

1. Функция воспитания и социализации личности учащегося.

2. Профессиональная функция – это главная и приоритетная функция училищ, исходящая из цели начального профессионального образования – подготовка конкурентоспособного рабочего в условиях рыночной экономики.

3. Гуманистическая функция, заключающаяся в формировании гуманной личности, творца будущего [57,с.42].

К сожалению, в настоящее  время недостаточно раскрыт вопрос социальной адаптации учащихся в  учреждениях начального профессионального  образования, тем более не выделена отдельно специфика социальной адаптации  детей-сирот.

Ряд исследователей отмечают, что учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные  социальные позиции – позицию  ученика и позицию работника (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова). На наш взгляд, в чередовании этих двух специфических  социальных ролей и заключается  основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Отечественный  опыт решения проблем адаптации  выпускников детских домов

 

 

 

 Судьбы выпускников  детских домов и школ-интернатов  во многом зависят от той  помощи и поддержки, на которую  они могут рассчитывать после  ухода из детского дома. Можно  упрекать детские дома в недостаточной  подготовке своих воспитанников  к самостоятельной взрослой жизни,  можно и нужно искать пути  совершенствования системы воспитания  детей в условиях детского  дома, но нельзя рассчитывать  на то, что к моменту выпуска  из детского дома его воспитанники  будут в полной мере подготовлены  к самостоятельному решению взрослых  проблем. 

Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных  проблем: это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение  которых предполагает умение разбираться  в людях; способность не впадать  в панику в трудных жизненных  ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального  характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств  на покупки и др.

В этой связи возникает  необходимость в наличии эффективной  системы сопровождения выпускников  детских домов на этапе их социальной адаптации. Этот этап нельзя жестко нормировать, так как у разных молодых людей  продолжительность периода социальной адаптации различна, но в любом  случае он измеряется годами.

Рассмотрим, какие организационный  формы работы с выпускниками детских  домов уже существуют, какие функции  сопровождения выполняют организационные  структуры, существуют ли такие проблемы социальной адаптации выпускников  детских домов, в решении которых  соответствующие социальные организации  не могут им помочь.

Реализуется программа «Постинтернатной подготовки выпускников детских  домов и школ-интернатов к самостоятельной  жизни».

Основные ее задачи:

  • подготовка выпускников детских домов к самостоятельной жизни в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защиты своих прав, ответственности за неисполнение возложенных на граждан обязанностей;
  • формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение;
  • овладение детьми знаниями, умениями и навыками эффективного поведения;
  • вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях, потребностью в создании семьи, готовность к вступлению в брак, умению правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей.

Создана программа профориентации и трудоустройства молодежи, основной целью которой является создание благоприятных условий интеграции молодежи в рынок труда для  самореализации и трудоустройства  путем ускорения поиска и подбора  работы в соответствии с индивидуальными  потребностями каждого молодого человека. Необходимость в этой программе  обусловлена тем, что безработица  среди молодежи и низкий общий  уровень в стране «выталкивают»  молодых людей из стен школ и училищ за борт общественно-полезной деятельности. При этом многие безработные лица несовершеннолетнего возраста пополняют  контингент группы риска.

В соответствии с данной программой созданы координирующие центры по содействию временной занятости  несовершеннолетних граждан. Направления  деятельности подобных центров следующие:

  • координация деятельности структур, занимающихся вопросами молодежи;
  • регистрация детей и подростков для организации им рабочих мест  (разовых) и постоянных;
  • профориентация молодежи;
  • заключение договоров с организациями и предоставление объемов, видов и сроков выполнения работ;
  • организация групп подростков (по интересам) для выполнения работ по договорам;
  • контроль за соблюдением мер безопасности и норм Трудового Кодекса;
  • организация оплаты труда подростков.

Поступить в престижный колледж, лицей, высшее учебное заведение  выпускнику детского дома или школы-интерната  достаточно сложно, даже при условии  гарантированных государственных  льгот. Однако еще сложнее молодому человеку, оставшемуся без попечения  родителей, выживать самостоятельно и  продолжать обучение в течение трех-пяти лет. На этом этапе жизненного пути детям из благополучных семей  и материально, и морально помогают родители. Что касается выпускников  детских домов и интернатов, то типичной является ситуация, когда  выпускник, с трудом поступивший  в вуз, бросает его в силу достаточно объективных причин: отсутствие жилья, невозможность обеспечить себя материально  на период учёбы и т.д.

В Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрены  дополнительные гарантии права на образование: лица из числа детей-сирот, обучающиеся  во всех типах учреждений среднего и высшего образования, зачисляются  на полное государственное обеспечение  до окончания ими данного образовательного учреждения. Именно это правовое положение  стало основой создания Центра постинтернатной  адаптации (Молодежного центра).

Основные задачи Молодежного  центра:

  • создание благоприятных условий, способствующих освоению

программы обучения;

  • обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
  • оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи;
  • защита прав и интересов на всех уровнях социального обеспечения, подготовка к позитивному жизненному выбору;
  • диагностика причин неуспеха в обучении и обеспечение педагогической и коррекционной поддержки;
  • проведение работы по преодолению предрасположенности негативным жизненным выборам;
  • формирование здорового образа жизни, профилактика и предотвращение возможных правонарушений;
  • формирование умений и навыков самостоятельного проживания;
  • помощь в адаптации в жизни и деятельности в обществе.

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования