Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
В ст. 7, 8 и 9 этого же Закона оговорены дополнительные гарантии прав на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.
В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссийским совещанием работников образования (14-15.01.2000 г.) среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на довольно
большое число нормативных
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. На этом уровне учитываются климатические, экологические, демографические, социально-экономические и социально-культурные особенности регионов, специфика проживания и потребностей данной категории детей.
Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» - это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.
В начале самостоятельной
жизни дети-сироты, лишенные возможности
общения с близкими людьми и не
имеющие опыта эмпатийного
Выходя из детского дома или школы-интерната, эти молодые люди, по сути, совсем еще дети, оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство, трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений, они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Для преодоления этого требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Персоналу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо уметь мотивировать воспитанников – будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, порой поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, порой предоставляя полную самостоятельность [6, с.64].
Выпускнику детского дома,
оказавшемуся на пороге самостоятельной
жизни, необходима помощь и поддержка
того окружения, в котором он находится
в период адаптации к самостоятельной
жизни. Важную роль при этом играет
социальный работник. Профессионально
построенное общение и работа
с выпускником могут стать
основой его успешной адаптации.
Выстраивая свое общение, специалисту
следует учитывать, что при взаимодействии
со взрослыми такие дети склонны
занимать подчиненно-отчужденную
В индивидуальной работе социальному
работнику необходимо знать, что
выпускники часто испытывают недоверие
к людям и им трудно строить
отношения с незнакомыми
Неразвитый социальный интеллект
также является большой проблемой,
приводящей к наличию у выпускников
проблем. Они часто не знают элементарных
вещей: как правильно позвонить
по телефону, как планировать собственный
бюджет, как правильно заполнить
квитанции, как получит ту или
иную справку, написать заявление, как
строить отношения с коллегами
по учебе или работе и прочее.
Не обладая необходимыми социальными
навыками, они не могут сами устроиться
на работу, получить необходимые документы
для учебы, работы. Устроившись на
работу и не наладив взаимоотношения
в коллективе, часто бросают ее.
В связи с низким уровнем развития
необходимых социальных навыков
они нередко становятся жертвами
махинаций или оказываются
Все это является заботой социального педагога, психолога, социального работника, которые по своим функциональным обязанностям организуют работу с выпускниками-сиротами.
Ребенок, вышедший из детского дома, не оставляет все свои проблемы за его порогом, а уносит их с собой. Момент выхода подростка из сиротского учреждения оценивается многими исследователями как основной, определяющий его дальнейшую жизнь. Окружение, в которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Нами рассматривается, в свете нашего исследования, система учреждений начального профессионального образования – профессиональные училища, которые становятся той средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов.
Р. А. Литвак выделяет наиболее значимые функции профессиональных училищ на современном этапе:
1. Функция воспитания и социализации личности учащегося.
2. Профессиональная функция – это главная и приоритетная функция училищ, исходящая из цели начального профессионального образования – подготовка конкурентоспособного рабочего в условиях рыночной экономики.
3. Гуманистическая функция, заключающаяся в формировании гуманной личности, творца будущего [57,с.42].
К сожалению, в настоящее время недостаточно раскрыт вопрос социальной адаптации учащихся в учреждениях начального профессионального образования, тем более не выделена отдельно специфика социальной адаптации детей-сирот.
Ряд исследователей отмечают, что учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные социальные позиции – позицию ученика и позицию работника (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова). На наш взгляд, в чередовании этих двух специфических социальных ролей и заключается основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования.
1.3. Отечественный
опыт решения проблем
Судьбы выпускников
детских домов и школ-
Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.
Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем: это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.
В этой связи возникает
необходимость в наличии
Рассмотрим, какие организационный
формы работы с выпускниками детских
домов уже существуют, какие функции
сопровождения выполняют
Реализуется программа «Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни».
Основные ее задачи:
Создана программа профориентации
и трудоустройства молодежи, основной
целью которой является создание
благоприятных условий
В соответствии с данной программой созданы координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан. Направления деятельности подобных центров следующие:
Поступить в престижный колледж,
лицей, высшее учебное заведение
выпускнику детского дома или школы-интерната
достаточно сложно, даже при условии
гарантированных
В Федеральном законе «О
дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» предусмотрены
дополнительные гарантии права на образование:
лица из числа детей-сирот, обучающиеся
во всех типах учреждений среднего
и высшего образования, зачисляются
на полное государственное обеспечение
до окончания ими данного
Основные задачи Молодежного центра:
программы обучения;