Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации  воспитанников детского дома  к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
В ст. 7, 8 и 9 этого же Закона оговорены дополнительные гарантии прав на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд.
В Национальной доктрине образования РФ, принятой Всероссийским совещанием работников образования (14-15.01.2000 г.) среди основных задач государства в сфере образования одной из приоритетных указано создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на довольно 
большое число нормативных 
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. На этом уровне учитываются климатические, экологические, демографические, социально-экономические и социально-культурные особенности регионов, специфика проживания и потребностей данной категории детей.
Отделяясь от родителей и начиная самостоятельную жизнь, любой человек имеет «начальный капитал» - это здоровье, образование, социальный статус, умение строить отношения с людьми, способность к эмпатии, ответственное отношение к себе и другим, социальные навыки и многое другое. Все это дает человеку семья.
В начале самостоятельной 
жизни дети-сироты, лишенные возможности 
общения с близкими людьми и не 
имеющие опыта эмпатийного 
Выходя из детского дома или школы-интерната, эти молодые люди, по сути, совсем еще дети, оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство, трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений, они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами. У них нет малых и дальних целей, так как их ближайшая цель – прожить день. Для преодоления этого требуется осознанный системный подход к воспитанию самостоятельности. Персоналу учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо уметь мотивировать воспитанников – будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формировать у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивать способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения. Необходимо научить их ставить цели и отвечать за их реализацию, давать больше самостоятельности, порой поясняя, какой результат может последовать за каждым шагом, порой предоставляя полную самостоятельность [6, с.64].
Выпускнику детского дома, 
оказавшемуся на пороге самостоятельной 
жизни, необходима помощь и поддержка 
того окружения, в котором он находится 
в период адаптации к самостоятельной 
жизни. Важную роль при этом играет 
социальный работник. Профессионально 
построенное общение и работа 
с выпускником могут стать 
основой его успешной адаптации. 
Выстраивая свое общение, специалисту 
следует учитывать, что при взаимодействии 
со взрослыми такие дети склонны 
занимать подчиненно-отчужденную 
В индивидуальной работе социальному 
работнику необходимо знать, что 
выпускники часто испытывают недоверие 
к людям и им трудно строить 
отношения с незнакомыми 
Неразвитый социальный интеллект 
также является большой проблемой, 
приводящей к наличию у выпускников 
проблем. Они часто не знают элементарных 
вещей: как правильно позвонить 
по телефону, как планировать собственный 
бюджет, как правильно заполнить 
квитанции, как получит ту или 
иную справку, написать заявление, как 
строить отношения с коллегами 
по учебе или работе и прочее. 
Не обладая необходимыми социальными 
навыками, они не могут сами устроиться 
на работу, получить необходимые документы 
для учебы, работы. Устроившись на 
работу и не наладив взаимоотношения 
в коллективе, часто бросают ее. 
В связи с низким уровнем развития 
необходимых социальных навыков 
они нередко становятся жертвами 
махинаций или оказываются 
Все это является заботой социального педагога, психолога, социального работника, которые по своим функциональным обязанностям организуют работу с выпускниками-сиротами.
Ребенок, вышедший из детского дома, не оставляет все свои проблемы за его порогом, а уносит их с собой. Момент выхода подростка из сиротского учреждения оценивается многими исследователями как основной, определяющий его дальнейшую жизнь. Окружение, в которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Нами рассматривается, в свете нашего исследования, система учреждений начального профессионального образования – профессиональные училища, которые становятся той средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов.
Р. А. Литвак выделяет наиболее значимые функции профессиональных училищ на современном этапе:
1. Функция воспитания и социализации личности учащегося.
2. Профессиональная функция – это главная и приоритетная функция училищ, исходящая из цели начального профессионального образования – подготовка конкурентоспособного рабочего в условиях рыночной экономики.
3. Гуманистическая функция, заключающаяся в формировании гуманной личности, творца будущего [57,с.42].
К сожалению, в настоящее время недостаточно раскрыт вопрос социальной адаптации учащихся в учреждениях начального профессионального образования, тем более не выделена отдельно специфика социальной адаптации детей-сирот.
Ряд исследователей отмечают, что учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные социальные позиции – позицию ученика и позицию работника (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова). На наш взгляд, в чередовании этих двух специфических социальных ролей и заключается основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования.
1.3. Отечественный 
опыт решения проблем 
 Судьбы выпускников 
детских домов и школ-
Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем.
Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем: это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.
В этой связи возникает 
необходимость в наличии 
Рассмотрим, какие организационный 
формы работы с выпускниками детских 
домов уже существуют, какие функции 
сопровождения выполняют 
Реализуется программа «Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни».
Основные ее задачи:
Создана программа профориентации 
и трудоустройства молодежи, основной 
целью которой является создание 
благоприятных условий 
В соответствии с данной программой созданы координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан. Направления деятельности подобных центров следующие:
Поступить в престижный колледж, 
лицей, высшее учебное заведение 
выпускнику детского дома или школы-интерната 
достаточно сложно, даже при условии 
гарантированных 
В Федеральном законе «О 
дополнительных гарантиях по социальной 
защите детей-сирот и детей, оставшихся 
без попечения родителей» предусмотрены 
дополнительные гарантии права на образование: 
лица из числа детей-сирот, обучающиеся 
во всех типах учреждений среднего 
и высшего образования, зачисляются 
на полное государственное обеспечение 
до окончания ими данного 
Основные задачи Молодежного центра:
программы обучения;