3. Существуют
следующие организационные формы
работы с выпускниками детских
домов: программа «Постинтернатной
подготовки выпускников детских домов
и школ-интернатов к самостоятельной жизни»,
программа профориентации и трудоустройства
молодежи, координирующие центры по содействию
временной занятости несовершеннолетних
граждан, Центр постинтернатной адаптации
(Молодежный центр), социально-психологические
службы в детских домах, социальная гостиница.
4. Практическая работа осуществлялась
нами совместно с социальным педагогом
Государственного образовательного учреждения
начального профессионального образования
Профессионального училища №59 г.Челябинска
и имела целью разработку программы деятельности
социального работника по социальной
адаптации воспитанников детского дома
к условиям начального профессионального
образования.
Диагностирование обучающихся
осуществлялось нами с помощью следующих
методик:
- анкетирование;
- диагностики «Уровень адаптированности» (Орел);
- методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);
- методика «Карта интересов» (Д. Скотт).
Обобщив полученные результаты,
мы пришли к выводу, что одной
из проблем социальной адаптации
воспитанников детского дома является
несформированное должным образом
ответственное отношение к учебе,
не сформированы навыки хозяйственной
деятельности по дому, прослеживаются
серьезные проблемы в установлении
и поддержании социальных контактов,
отсутствуют навыки расходования денег
на жизненно необходимые нужды.
- Полученные данные вызвали необходимость в разработке программы по социальной адаптации воспитанников детского к условиям начального профессионального образования. Данная программа имела цель оптимизировать процесс обучения студентов – воспитанников детского дома в результате выявления и снижения влияния дезадаптирующих факторов, т.е. в результате создания благоприятных условий для успешной социальной адаптации к условиям начального профессионального образования. Она состояла из трех блоков:
1. Психологическое сопровождение
процесса социальной адаптации обучающихся.
Формы работы: диагностические тесты и
опросники, беседы, тренинги, организация
«Почты психолога».
2. Помощь в социально-бытовом
ориентировании. Формы работы: индивидуальные
и коллективные беседы, творческие игры,
экскурсии, практические занятия.
3. Организация досуга обучающихся.
Формы работы: организация кружков, секций,
дополнительных занятий по интересам,
экскурсии и походы в кино, музеи, проведение
праздников.
В процессе исследования поставленные
задачи выполнены, цель исследования достигнута.
Данная квалификационная
работа не исчерпывает всей полноты
рассматриваемой проблемы. Дальнейшее
ее исследование может быть продолжено
в направлении разработки инновационных
технологий по социальной адаптации
воспитанников детского дома к условиям
начального профессионального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алиева, М. А. Я сам строю свою жизнь (программа психологического воздействия). / М.А. Алиева. 2000.
- Анохина, А. Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект. / А.Н. Анохина. – Тула: ТОИРО,2000.
- Байтингер, И. Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / И.Е. Байтингер. – Челябинск:ЧГПУ, 2000. – 18 с.
- Верзуб, В. М. Выпускник: пособие к постинтернатной адаптации. / В.М. Верзуб. 1999.
- Владимирова, Н. В. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов / Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд. – М.: Генезис, 2007. – 172 с.
- Всеобщая Декларация прав человека. Принята ООН в 1948 г.
- Голик, А.Н. Социальная психиатрия сиротства. / А.Н. Голик. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 192 с.
- Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. / В.Н. Гуров. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 320 с.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. И высш. пед. учеб. заведений. / В.П. Кащенко. – М.: издательский центр «Академия», 1999. – 304 с.
- Конвенция «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 г.
- Кондрашова, О. Г. Социальные гарантии и льготы: новое рос. законодательство: юридич. спр. / О.Г. Кондрашова. – М.: Эксмо, 2005. – 559 с.
- Корчак, Я. Воспитание личности: книга для учителя. / Я. Корчак. – М.: Просвещение, 1992. – 287 с.
- Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы: учеб.пособие. / Л.П. Кузнецова. – Владивосток,2002.
- Кукушин, В. С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. «Соц. Работа». Изд. 4-е, доп. и перераб. / В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издат. Центр «МарТ», 2004. – 400 с.
- Курбатов, В. И. Социальная работа: учеб. пособие. / В.И. Курбатов– 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / ред.сост. В.С.Мухина. – М.: Просвещение. 1991. – 223 с.
- Медведева, Г. П. Этика социальной работы: учеб. пособие для вузов. / Г.П. Медведева. – М.: Владос: Моск. гос. соц. ун-т, 2002. – 206 с.
- Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 206 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика:учеб.для пед.вузов. / А.В. Мудрик. – М.: Академиия,2007. – 224 с.
- Назарова, И. Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. / И.Б. Назарова. – М.: МОНР,2005.
- Назарова, И. Б. Возможности и условия адаптации сирот. / И.Б. Назарова . – 2001. – 77 с.
- Никитин, В. А. Социальная педагогика: учеб. для вузов. / В.А. Никитин. - М.: Владос: Моск. гос. соц. ун-т, 2002. – 270 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога: учеб. пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
- Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. / В.Н. Ослон. – М.: Генезис: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 366 с.
- Основы социальной работы: учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. Е. В. Ханжин. – М.: Академия, 2001. – 141 с.
- Павленок, П. Д. Основы социальной работы: учебник. / П.Д. Павленок– 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
- Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб.пособие. / П.Д. Павленок. Дашков и К,2010. – 568 с.
- Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения:учеб.пособие для вузов. / П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М,2009. – 272 с.
- Плясов, Н.Ф. Программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни. / Н.Ф. Плясов. 2002.
- Помощь помощникам: социально-психологическое сопровождение социальных работников: науч.-метод. сб. ст.: Британ. Благотворит. Фонд. / Н.Г. Осухова. – М.: Б. и., 2006. – 123 с.
- Постановление министерства труда РФ « Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях» от 10.02.98 г. № 5.
- Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" от 04.10.00 г. № 751
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 01.07.95 г. № 676 (ред. 18.08.08 г.)
- Постановление Правительства РФ «Положение о приемной семье» от 17.07.96 г. № 829 (ред. 18.08.08 г.)
- Постинтернатная адаптация детей-сирот. / под ред. А.М. Шипицыной. 2000.
- Прихожан, А. М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
- Программа Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Дети, нуждающиеся в особой защите».
- Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е.М. Рыбинский. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
- Свердлова, А.А. К истории общественного призрения в России/А.А.Свердлова//Социс, №9/1997, с.89-92.
Семейный кодекс РФ от 29.12.95 г. № 223-ФЗ (ред. 30.06.08 г.).
- Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад / под ред. А.Н. Майорова. 2002.
- Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад / под ред. А.А. Реан. – М.: 2002. – 88 с.
- Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. Я. Олиференко. – 2-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
- Социальные проблемы сиротства. Сборник. / под ред. И.Ф. Дементьева. – 1992.
- Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. / С.В. Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 496 с.
- Удалова, В. А. / право социального обеспечения: учеб. пособие / В.А. Удалова. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 190 с.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 г. № 12-ФЗ (ред. 01.12.07 г.)
Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.92 г. № 3266-1-ФЗ (ред. 27.10.08 г.)
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96 г. № 159-ФЗ (ред. 22.08.04 г.)
- Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник. / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
- Холостова, Е. И. Учебное пособие 4-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: издат.-торг. корпорация «Дашков и Ко». – 2007. – 212 с.
- Шахманова, А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.Ш. Шахманова. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
- Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л.М. Шипицына. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
- Шипицына, Л. М. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / Л.М. Шипицына. – СПб.: ИСПиП, 2000. – 54 с.
- Шипицына, Л. М. психология детей-сирот: учеб.пособие для вузов. / Л.М. Шипицына.- СПб.: изд-во С.-Петерб.ун-та,2005. – 627 с.
- Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. / Т.И. Шульга. – М.: изд-во УРАО, 2001. – 128 с.
- Яблоновская, Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждения начального профессионального образования:Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / Ю.О. Яблоновская. – ЧГПУ,1997. – 166 с.
- Яблоновская, Ю.О. Деятельность социального педагога с детьми-сиротами. / Ю.О. Яблоновская. – Челябинск. 2002.
- www.7ya.ru (Информационный портал «7я.ру: все о детях и семье» / Кому они нужны?).
- www.detstvo.ru (Детство.ру: сайт для молодых родителей, мам и будущих мам, портал для детей / Дети без семьи).
- www.siroty.ru (Кемеровский информационный портал / Семья каждому.).
- www.spf.kemsu.ru – (Портал по психологии и социальной работе социально-психологического факультета КемГу / Серый А.В. «Социальная патология»).