Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)

3. Существуют  следующие организационные формы  работы с выпускниками детских  домов: программа «Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни», программа профориентации и трудоустройства молодежи, координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан, Центр постинтернатной адаптации (Молодежный центр), социально-психологические службы в детских домах, социальная гостиница.

4. Практическая работа осуществлялась нами совместно с социальным педагогом Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №59 г.Челябинска и имела целью разработку программы деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Диагностирование обучающихся  осуществлялось нами с помощью следующих  методик:

  • анкетирование;
  • диагностики «Уровень адаптированности» (Орел);
  • методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);
  • методика «Карта интересов» (Д. Скотт).

Обобщив полученные результаты, мы пришли к выводу, что  одной  из проблем социальной адаптации  воспитанников детского дома является несформированное должным образом  ответственное отношение к учебе, не сформированы навыки хозяйственной  деятельности по дому, прослеживаются серьезные проблемы в установлении и поддержании социальных контактов, отсутствуют навыки расходования денег  на жизненно необходимые нужды.

  1. Полученные данные вызвали необходимость в разработке программы по социальной адаптации воспитанников детского к условиям начального профессионального образования. Данная программа имела цель оптимизировать  процесс обучения студентов – воспитанников детского дома в результате выявления и снижения влияния дезадаптирующих факторов, т.е. в результате создания благоприятных условий для успешной социальной адаптации к условиям начального профессионального образования. Она состояла из трех блоков:

1. Психологическое сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся. Формы работы: диагностические тесты и опросники, беседы, тренинги, организация «Почты психолога».

2. Помощь в социально-бытовом ориентировании. Формы работы: индивидуальные и коллективные беседы, творческие игры, экскурсии, практические занятия.

3. Организация досуга обучающихся. Формы работы: организация кружков, секций, дополнительных занятий по интересам, экскурсии и походы в кино, музеи, проведение праздников.

В процессе исследования поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.

Данная квалификационная работа не исчерпывает всей полноты  рассматриваемой проблемы. Дальнейшее ее исследование может быть продолжено в направлении разработки инновационных  технологий по социальной адаптации  воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

  1. Алиева, М. А. Я сам строю свою жизнь (программа психологического воздействия). / М.А. Алиева. 2000.
  2. Анохина, А. Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей: социально-эмоциональный аспект. / А.Н. Анохина. – Тула: ТОИРО,2000.
  3.   Байтингер, И. Е. Творческая деятельность детей-сирот младшего школьного возраста как фактор социально-педагогической адаптации в условиях детского дома:Автореф.дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / И.Е. Байтингер. – Челябинск:ЧГПУ, 2000. – 18 с.
  4. Верзуб, В. М. Выпускник: пособие к постинтернатной адаптации. / В.М. Верзуб. 1999.
  5. Владимирова, Н. В. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов / Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд. – М.: Генезис, 2007. – 172 с.
  6. Всеобщая Декларация прав человека. Принята ООН в 1948 г.
  7. Голик, А.Н. Социальная психиатрия сиротства. / А.Н. Голик. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 192 с.
  8. Гуров, В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. / В.Н. Гуров. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 320 с.
  9. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. И высш. пед. учеб. заведений. / В.П. Кащенко. – М.: издательский центр «Академия», 1999. – 304 с.
  10. Конвенция «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1989 г.
  11. Кондрашова, О. Г. Социальные гарантии и льготы: новое рос. законодательство: юридич. спр. / О.Г. Кондрашова. – М.: Эксмо, 2005. – 559 с.
  12. Корчак, Я. Воспитание личности: книга для учителя. / Я. Корчак. – М.: Просвещение, 1992. – 287 с.
  13. Кузнецова, Л. П. Основы технологии социальной работы: учеб.пособие. / Л.П. Кузнецова. – Владивосток,2002.
  14. Кукушин, В. С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: учеб. пособие для студентов, обуч. по спец. «Соц. Работа». Изд. 4-е, доп. и перераб. / В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издат. Центр «МарТ», 2004. – 400 с.
  15. Курбатов, В. И. Социальная работа: учеб. пособие. / В.И. Курбатов– 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 480 с.
  16. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / ред.сост. В.С.Мухина. – М.: Просвещение. 1991. – 223 с.
  17. Медведева, Г. П. Этика социальной работы: учеб. пособие для вузов. / Г.П. Медведева. – М.: Владос: Моск. гос. соц. ун-т, 2002. – 206 с.
  18. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов  /  под ред. В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 206 с.
  19. Мудрик, А. В. Социальная педагогика:учеб.для пед.вузов. / А.В. Мудрик. – М.: Академиия,2007. – 224 с.
  20. Назарова, И. Б. адаптация и возможные модели мобильности сирот. / И.Б. Назарова. – М.: МОНР,2005.
  21. Назарова, И. Б. Возможности и условия адаптации сирот. / И.Б. Назарова . – 2001. – 77 с.
  22. Никитин, В. А. Социальная педагогика: учеб. для вузов. / В.А. Никитин. - М.: Владос: Моск. гос. соц. ун-т, 2002. – 270 с.
  23. Овчарова, Р. В.  Справочная книга социального педагога: учеб. пособие. / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
  24. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. / В.Н. Ослон. – М.: Генезис: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 366 с.
  25. Основы социальной работы: учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. Е. В. Ханжин. – М.: Академия, 2001. – 141 с.
  26. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: учебник. / П.Д. Павленок– 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
  27. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб.пособие. / П.Д. Павленок. Дашков и К,2010. – 568 с.
  28. Павленок, П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения:учеб.пособие для вузов. / П.Д. Павленок. – М.: Инфра-М,2009. – 272 с.
  29. Плясов, Н.Ф. Программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни. / Н.Ф. Плясов. 2002.
  30. Помощь помощникам: социально-психологическое сопровождение социальных работников: науч.-метод. сб. ст.: Британ. Благотворит. Фонд.  / Н.Г. Осухова.  – М.: Б. и., 2006. – 123 с.
  31. Постановление министерства труда РФ « Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях» от 10.02.98 г. № 5.
  32. Постановление Правительства РФ "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" от 04.10.00 г. № 751
  1. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 01.07.95 г. № 676 (ред. 18.08.08 г.)

  1. Постановление Правительства РФ «Положение о приемной семье» от 17.07.96 г. № 829 (ред. 18.08.08 г.)
  2. Постинтернатная адаптация детей-сирот. / под ред. А.М. Шипицыной. 2000.
  3. Прихожан, А. М. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.
  4. Программа Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Дети, нуждающиеся в особой защите».
  5. Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы: учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений. / Е.М. Рыбинский. – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.
  6. Свердлова, А.А. К истории общественного призрения в России/А.А.Свердлова//Социс, №9/1997, с.89-92.
  1. Семейный кодекс РФ от 29.12.95 г. № 223-ФЗ (ред. 30.06.08 г.).                

  1. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Доклад  / под ред. А.Н. Майорова. 2002.
  2. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад  / под ред. А.А. Реан. – М.: 2002. – 88 с.
  3. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. Я. Олиференко. – 2-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
  4. Социальные проблемы сиротства. Сборник. / под ред. И.Ф. Дементьева. – 1992.
  5. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. / С.В. Тетерский. – 5-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 496 с.
  6. Удалова, В. А. / право социального обеспечения: учеб. пособие / В.А. Удалова. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 190 с.
  1. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13.01.96 г. № 12-ФЗ (ред. 01.12.07 г.)

  1. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.92 г. № 3266-1-ФЗ (ред. 27.10.08 г.)

  1. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.96 г. № 159-ФЗ (ред. 22.08.04 г.)
  2. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник. / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.
  3. Холостова, Е. И. Учебное пособие 4-е изд. / Е.И. Холостова. – М.: издат.-торг. корпорация «Дашков и Ко». – 2007. – 212 с.
  4. Шахманова, А. Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А.Ш. Шахманова. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
  5. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Л.М. Шипицына. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 108 с.
  6. Шипицына, Л. М. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / Л.М. Шипицына. – СПб.: ИСПиП, 2000. – 54 с.
  7. Шипицына, Л. М. психология детей-сирот: учеб.пособие для вузов. / Л.М. Шипицына.- СПб.: изд-во С.-Петерб.ун-та,2005. – 627 с.
  8. Шульга, Т.И. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. / Т.И. Шульга. – М.: изд-во УРАО, 2001. – 128 с.
  9. Яблоновская, Ю. О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждения начального профессионального образования:Дис.на соиск.учен.степ.канд.пед.наук. / Ю.О. Яблоновская. – ЧГПУ,1997. – 166 с.
  10. Яблоновская, Ю.О. Деятельность социального педагога с детьми-сиротами. / Ю.О. Яблоновская. – Челябинск. 2002.
  11. www.7ya.ru (Информационный портал «7я.ру: все о детях и семье» / Кому они нужны?).
  12. www.detstvo.ru (Детство.ру: сайт для молодых родителей, мам и будущих мам, портал для детей / Дети без семьи).
  13. www.siroty.ru (Кемеровский информационный портал / Семья каждому.).
  14. www.spf.kemsu.ru – (Портал по психологии и социальной работе социально-психологического факультета КемГу / Серый А.В. «Социальная патология»).

 


Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования