Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
Третья проблема - социально-эмоциональные нарушения.
Специфические особенности самосознания личности ребенка-сироты состоят в том, что воспитанники интернатных учреждений зачастую не знают и не принимают себя как личность, они, как правило, ориентируются на признание в своей среде через физическую силу, агрессию и асоциальные формы поведения. Ребенок, лишенный родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным условием для развития ребенка.
Четвертой проблемой является
нарушение межличностных
Уже с дошкольного возраста
у детей-сирот отмечаются особенности
в развитии общения как со взрослыми,
так и со сверстниками. Частая сменяемость
взрослых в учреждениях интернатного
типа, несовпадение их программ поведения,
снижение интенсивности и
Пятая проблема - социальная изоляция детей-сирот.
По мнению А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная изоляция и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной изоляции на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое [36, с.67].
Бывшие воспитанники учреждений для детей-сирот испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на этом пути.
Следующая проблема - это проблема жилья.
Наиболее болезненной
и острой проблемой при выходе
из детского дома является проблема получения
жилья. Существует ряд Федеральных
законов, которые гарантируют
Но как обеспечить жильем
выпускников сиротских
Если с момента постановки детей-сирот
на жилищный учет до предоставления им
жилья проходят годы, брошенные фактически
на улице, бывшие воспитанники детских
учреждений нередко даже против своей
воли могут встать на криминальный путь.
До 2004 года обеспечению жильем этих детей
финансировалось за счет федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. Сейчас
эти расходы целиком возложены на субъекты
РФ. Но финансовые возможности регионов
не одинаковы – это порождает неравенство
в правах детей-сирот из разных регионов
страны. Наиболее характерным нарушениям
жилищных прав детей-сирот относятся отказ
в постановке на учет нуждающихся в получении
жилья и предоставление жилья, непригодного
для проживания [62].
С точки зрения И.Б.Назаровой [21, с.63], в большинстве случаев для выпускников школ-интернатов и детских домов ограничения в получении специальности и работы связаны именно с жилищной проблемой. Закон предписывает выпускнику государственного учреждения возвращаться по месту рождения.
Очень редки случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жилье и возможность учиться или работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе и ведут более или менее сносное существование.
Если родители и дети соглашаются жить вместе, то нередко молодые люди начинают вести такой же асоциальный образ жизни, как и их родители. В этом случае можно говорить о негативной адаптации.
Молодой человек может стать жертвой насилия своих родных, повторно пережить психологическую травму, перенесенную в детстве.
Иногда сами дети, делая вывод, что лучшая защита - это нападение, начинают издеваться над родителями, выгоняют их, продают жилье.
В некоторых случаях подросткам легче ассоциировать себя с негативной средой, вступить в банду, но не возвращаться к своим родителям.
Автор отмечает, что жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда определяет весь процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14-18 лет; проходят все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, в администрацию города, в различные структуры социальной защиты, проходят комиссию по жилищным вопросам. В некоторых случаях проходят через суд, вымогательство. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, болезни, воровство, проституция.
По данным исследования, проведенного Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), среди выпускников детских домов и школ-интернатов 40% — зарегистрированные преступники, 30% — алкоголики и наркоманы, 20% — совершали попытку самоубийства. Только 10% выпускников имеют возможность устроиться на работу и вести нормальный образ жизни [33].
Также немаловажной проблемой, на наш взгляд, является выбор профессии и обучение.
В современных условиях немалое количество детей-сирот являются отсталыми, с дефектами умственного и физического развития. Как следствие, данная категория не осознает собственные поступки и действия, не способна ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно принимать решения. Даже категория учащихся с показателем интеллекта «норма» характеризуется высоким уровнем различных отклонений и патологий. Основной проблемой воспитанников и выпускников учреждений детских домов и школ-интернатов является разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Отчетливо выделяются три стержневых момента данной проблемы:
Отсутствие программ, способствующих развитию предпринимательских качеств у учащихся (понимаемых как способности молодого человека реализовать собственный замысел в исходных условиях), поиску в процессе обучения места будущей учебы или работы, приводит в итоге к неадекватности получаемых выпускником представлений о жизни и необоснованных потребительских желаний. Такое положение вещей позволяет сделать выводы о том, что профориентационная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей одна из самых важных задач учреждений для этого контингента детей.
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноша и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать профориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Помощь детям в
Традиционная схема
У детей-сирот, воспитывающихся в детских домах, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.
В условиях детского дома особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребёнка, тем самым, способствуя его самоопределению.
Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадёт после выпуска из детского дома [63].
Правовая база социальной защиты детей-сирот строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.
Международный уровень включает
документы международных
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию Российской Федерации, Семейный кодекс и законодательство о семье.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676 (с изменениями от 18 августа 2008 г.) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [33].
Министерством труда России принято постановление от 10 февраля 1998 г. №5 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» [31]. Оно предусматривает первоочередное устройство на работу детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения.
Одной из крупных законодательных мер явилось принятие Федерального закона от 21.12.96 № 159 (с изменениями от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [49]. Он предусматривает решение многих проблем детей-сирот.
В шестой статье говорится об образовании детей-сирот и их материальном обеспечении в период обучения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Обучающиеся, воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием. Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Статья седьмая посвящена праву на медицинское обслуживание: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров; могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Восьмая статья затрагивает
право на имущество и жилое
помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, а также
дети, находящиеся под опекой (попечительством),
имевшие закрепленное жилое помещение,
сохраняют на него право на весь
период пребывания в образовательном
учреждении или учреждении социального
обслуживания населения, а также
в учреждениях всех видов профессионального
образования независимо от форм собственности,
на период службы в рядах Вооруженных
Сил Российской Федерации, на период
нахождения в учреждениях, исполняющих
наказание в виде лишения свободы;
не имеющие закрепленного жилого
помещения, после окончания пребывания
в образовательном учреждении или
учреждении социального обслуживания,
а также в учреждениях всех
видов профессионального
В соответствии с девятой
статьей данного закона органы государственной
службы занятости населения при
обращении к ним детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, в возрасте от четырнадцати
до восемнадцати лет осуществляют профориентационную
работу с указанными лицами и обеспечивают
диагностику их профессиональной пригодности
с учетом состояния здоровья. Ищущим
работу впервые и зарегистрированным
в органах государственной
Федеральным законом от 13.01.96 г. № 12 ФЗ внесены принципиальные изменения и дополнения в Закон РФ 1992 года «Об образовании» (с изменениями от 27 октября 2008 г.) [47], которые, в частности, касаются образования детей-сирот. Так, предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, успешно сдавшие вступительные экзамены в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования, принимаются в эти образовательные учреждения вне конкурса. В Законе Российской Федерации, принятом Думой 4 декабря 1996 г. и одобренном Советом Федерации 10 декабря 1996 г., в статье 6 оговорены дополнительные гарантии права воспитанников детских домов на образование: