Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
Широкое распространение
получили детские дома, в которых
создается социально-
Работа с будущими выпускниками – один из наиболее значимых участков социально-психологической службы. Проблемы определения будущего статуса волнуют всех выпускников детского дома. Основная задача – помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, выборе будущей профессии. Основная цель деятельности службы – комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа специалистов службы (психолога, социального педагога, педагога, логопеда, педиатра, психиатра) начинается с момента поступления ребенка в детский дом. В течение первого месяца пребывания в учреждении каждый специалист проводит диагностическое обследование воспитанника, затем собирается консилиум, где определяются основные направления работы с ребенком и формируется ряд рекомендаций для воспитателей и учителей.
Общие направления работы
социально-психологической
В отличие от групп постинтернатной
подготовки и центров по работе с
выпускниками сиротских учреждений
служба сопровождения ограничивает
свою работу с выпускниками только
консультативной помощью. В данном
случае акцент делается не столько
на работу с выпускниками детского
дома, сколько на повышение уровня
готовности воспитанников к
Одним из учреждений, которое могло бы целенаправленно решать проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов, способствовать успешному вхождению выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую помощь в период их самостоятельной жизни, является социальная гостиница, предназначенная для проживания выпускников детского дома в возрасте до 23 лет. Показаниями для направления в социальную гостиницу являются отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации; рекомендации администрации и заключение службы психолого-педагогического сопровождения.
Основные задачи социальной гостиницы:
В период проживания в гостинице выпускник детского дома получает такие навыки самостоятельной жизни, как ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; налаживание хороших отношений с соседями по коммунальной квартире; умение защитить свои гражданские права и т.д. Но самое главное, что выпускник, начиная самостоятельную жизнь, не отрывается от «семьи», которую приобрел в социальной гостинице, он навсегда остается желанным гостем для коллектива гостиницы, всегда может получить совет и поддержку.
Таким образом, можно отметить,
что российская система социальной
защиты детей нуждается в коренной
реформе. Большая доля детей-сирот
воспитываются в условиях, далеких
от семейных, и это одна из причин
проблем адаптации молодых
Выпускники детского дома или другого интернатного учреждения для детей, лишенных родительского попечения, не подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, что, однако, нельзя ставить в вину детским домам. Проблема позднего взросления носит общесоциальный характер. Общество в целом и отдельные социальные институты, включая семью и школу, должны использовать свои возможности для того, чтобы решить задачу более раннего достижения молодыми людьми уровня социальной зрелости. Естественно, что в условиях детского дома эта задача является и особенно актуальной, и особенно сложной.
В помощи нуждаются практически все выпускники интернатных учреждений – помощи или в учебе, или в решении жилищного вопроса, или в поиске работы и адаптации в трудовом коллективе, или в воспитании ребенка и т.д.
Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Элементы указанной системы
уже существуют и ориентированы
на использование различных путей
решения проблемы социальной адаптации
выпускников интернатных
Перечисленные пути не являются
альтернативными, а дополняют друг
друга, что в основном обеспечивает
формирование эффективной системы
сопровождения процесса социальной
адаптации выпускников
Проблема постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной. Об этом свидетельствуют и количество различных организаций, структур, которые в той или иной мере занимаются вопросами помощи выпускникам сиротских учреждений. Однако анализ информации по этому вопросу приводит к выводу о том, что каждая вновь созданная структура, реализуя свои цели и задачи, не является звеном единой системы помощи выпускникам интернатных учреждений, которая бы действовала на уровне региона. Ситуация осложняется тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам из числа детей-сирот, имеют различную ведомственную принадлежность, а межведомственное взаимодействие по решению данного вопроса отсутствует [28, с.69].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализируя научную литературу и нормативно-правовую базу в рамках изучения социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования, мы можем сделать выводы:
1. Социальная адаптация – это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Стадии социальной адаптации: адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на «вызов среды». Адаптация может быть добровольной и вынужденной. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная.
2. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Основными проблемами ребенка-сироты подросткового возраста являются: нарушение социализации; социально-эмоциональные нарушения; школьная дезадаптация; нарушение межличностных отношений; социальная изоляция; жилищная проблема; выбор профессии и обучение; проблема усыновления детей-сирот. Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей оставшихся без попечения родителей. Выходя из детского дома или школы-интерната, дети-сироты оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство. Окружение, в которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Система учреждений начального профессионального образования – профессиональные училища становятся той средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов. Учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные социальные позиции – позицию ученика и позицию работника, на наш взгляд, в этом и заключается основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования. Нормативно-правовое регулирование работы с детьми-сиротами осуществляется на трех уровнях (международный, федеральный и региональный) на основании таких документов и законов, как Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Министерства труда России «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Семейный кодекс Российской Федерации и др.
3. Существуют
следующие организационные
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К УСЛОВИЯМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования
Базой нашего исследования
является Государственное
Данное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об образовании», другими законами и нормативными актами, принимаемые в соответствии в ним, Типовым положением об учреждениях начального профессионального образования, договором с Учредителем, Уставом и внутренними документами учреждения.
Цели и задачи:
1. Подготовка работников
квалифицированного туда по
2. Главной задачей является
создание необходимых условий
для удовлетворения
Образовательный процесс включает следующие направления деятельности:
1. теоретическое обучение;
2. производственное обучение;
3. производственную практику;
4. воспитательную работу с обучающимися.
Работа с нашей целевой
группой клиентов (воспитанники детского
дома, обучающиеся в училище) осуществляется
непосредственно социальным педагогом
учреждения, который выполняет функции
социального работника и
Организация работы с детьми данной категории осуществляется по следующим направлениям:
В своей работе социальный педагог использует следующие технологии:
1. Социальная диагностика
– проводятся различные тесны,
специальные занятия для
2. Социальная терапия
– это тот комплекс мер,
который применяется
Социальная диагностика и социальная терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите.
3. Социальная профилактика
- выявление и решение
4. Социальная реабилитация
– эта технология особо важна
для детей в период их
5. Социальное консультирование.
В своей работе социальный
педагог опирается на должностную
инструкцию. Согласно ей, социальный педагог
должен иметь высшее педагогическое
образование, назначается на должность
приказом директора и подчиняется
непосредственно заместителю