Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)

Широкое распространение  получили детские дома, в которых  создается социально-психологическая  служба, ведущая работу как с воспитанниками детского дома, так и с выпускниками.

Работа с будущими выпускниками – один из наиболее значимых участков социально-психологической службы. Проблемы определения будущего статуса волнуют всех выпускников детского дома. Основная задача – помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, выборе будущей профессии. Основная цель деятельности службы – комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа специалистов службы (психолога, социального педагога, педагога, логопеда, педиатра, психиатра) начинается с момента поступления ребенка в детский дом. В течение первого месяца пребывания в учреждении каждый специалист проводит диагностическое обследование воспитанника, затем собирается консилиум, где определяются основные направления работы с ребенком и формируется ряд рекомендаций для воспитателей и учителей.

Общие направления работы социально-психологической службы: 1) социально-педагогическое; 2) социально-бытовое; 3) медицинское; 4) психолого-педагогическое; 5) помощь по организации досуга.

В отличие от групп постинтернатной  подготовки и центров по работе с  выпускниками сиротских учреждений служба сопровождения ограничивает свою работу с выпускниками только консультативной помощью. В данном случае акцент делается не столько  на работу с выпускниками детского дома, сколько на повышение уровня готовности воспитанников к самостоятельной  жизни к моменту выхода из детского дома.

Одним из учреждений, которое  могло бы целенаправленно решать проблемы постинтернатной адаптации  выпускников детских домов и  школ-интернатов, способствовать успешному  вхождению выпускников во взрослую жизнь, оказывать им необходимую  помощь в период их самостоятельной  жизни, является социальная гостиница, предназначенная для проживания выпускников детского дома в возрасте до 23 лет. Показаниями для направления в социальную гостиницу являются отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации; рекомендации администрации и заключение службы психолого-педагогического сопровождения.

Основные задачи социальной гостиницы:

  • предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства;
  • профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;
  • оказание помощи в социальной адаптации, реабилитации выпускников детского дома;
  • социальная защита прав выпускников детского дома;
  • решение личных и социальных проблем проживающих в социальной гостинице;
  • проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;
  • организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.

В период проживания в гостинице  выпускник детского дома получает такие  навыки самостоятельной жизни, как  ведение домашнего хозяйства; рациональное использование денежных средств; налаживание  хороших отношений с соседями по коммунальной квартире; умение защитить свои гражданские права и т.д. Но самое главное, что выпускник, начиная самостоятельную жизнь, не отрывается от «семьи», которую приобрел в социальной гостинице, он навсегда остается желанным гостем для коллектива гостиницы, всегда может получить совет  и поддержку.

Таким образом, можно отметить, что российская система социальной защиты детей нуждается в коренной реформе. Большая доля детей-сирот  воспитываются в условиях, далеких  от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей  к самостоятельной жизни после  окончания учебного заведения.

Выпускники детского дома или другого интернатного учреждения для детей, лишенных родительского попечения, не подготовлены к самостоятельной взрослой жизни, что, однако, нельзя ставить в вину детским домам. Проблема позднего взросления носит общесоциальный характер. Общество в целом и отдельные социальные институты, включая семью и школу, должны использовать свои возможности для того, чтобы решить задачу более раннего достижения молодыми людьми уровня социальной зрелости. Естественно, что в условиях детского дома эта задача является и особенно актуальной, и особенно сложной.

В помощи нуждаются практически  все выпускники интернатных учреждений – помощи или в учебе, или в  решении жилищного вопроса, или  в поиске работы и адаптации в  трудовом коллективе, или в воспитании ребенка и т.д.

Таким образом, имеется необходимость  в существовании особой системы  сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детского дома и других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения  родителей.

Элементы указанной системы  уже существуют и ориентированы  на использование различных путей  решения проблемы социальной адаптации  выпускников интернатных учреждений:

  • продление срока пребывания воспитанников в условиях детского дома;
  • создание сиротских центров при профессиональных училищах;
  • создание социальных гостиниц, в условиях которых помощь оказывается в решении лишь одной проблемы – жилищной;
  • оказание консультационной поддержки в решении широкого круга жизненных проблем.

Перечисленные пути не являются альтернативными, а дополняют друг друга, что в основном обеспечивает формирование эффективной системы  сопровождения процесса социальной адаптации выпускников сиротских  учреждений.

Проблема постинтернатной  адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится все более актуальной. Об этом свидетельствуют и количество различных организаций, структур, которые  в той или иной мере занимаются вопросами помощи выпускникам сиротских  учреждений. Однако анализ информации по этому вопросу приводит к выводу о том, что каждая вновь созданная  структура, реализуя свои цели и задачи, не является звеном единой системы  помощи выпускникам интернатных  учреждений, которая бы действовала  на уровне региона. Ситуация осложняется  тем, что организации и структуры, которые оказывают помощь выпускникам  из числа детей-сирот, имеют различную  ведомственную принадлежность, а  межведомственное взаимодействие по решению  данного вопроса отсутствует  [28, с.69].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

 

Анализируя научную литературу и нормативно-правовую базу в рамках изучения социальной адаптации воспитанников  детского дома к условиям начального профессионального образования, мы можем сделать выводы:

1. Социальная адаптация – это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Стадии социальной адаптации: адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на «вызов среды». Адаптация может быть добровольной и вынужденной. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная.  

2. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Основными проблемами ребенка-сироты подросткового возраста являются: нарушение социализации; социально-эмоциональные нарушения; школьная дезадаптация; нарушение межличностных отношений; социальная изоляция; жилищная проблема; выбор профессии и  обучение; проблема усыновления детей-сирот. Сиротство -  социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей оставшихся без попечения родителей. Выходя из детского дома или школы-интерната, дети-сироты оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство. Окружение, в которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Система учреждений начального профессионального образования – профессиональные училища становятся той средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов. Учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные социальные позиции – позицию ученика и позицию работника, на наш взгляд, в этом и заключается основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования. Нормативно-правовое регулирование работы с детьми-сиротами осуществляется на трех уровнях (международный, федеральный и региональный) на  основании таких документов и законов, как   Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",  Постановление Министерства труда России «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;  Семейный кодекс Российской Федерации и др.

3. Существуют  следующие организационные формы  работы с выпускниками детских  домов: программа «Постинтернатной подготовки выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни», программа профориентации и трудоустройства молодежи, координирующие центры по содействию временной занятости несовершеннолетних граждан, Центр постинтернатной адаптации (Молодежный центр), социально-психологические службы в детских домах, социальная гостиница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА  К  УСЛОВИЯМ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Анализ деятельности  Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации  воспитанников детского дома  к условиям начального профессионального образования

 

 

 

  Базой нашего исследования  является Государственное образовательное  учреждение начального профессионального  образования Профессиональное училище  №59 г. Челябинска. Всего в училище обучается 250 человек, из них 124 человека – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Данное учреждение в своей  деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об образовании», другими  законами и нормативными актами, принимаемые  в соответствии в ним, Типовым  положением об учреждениях начального профессионального образования, договором  с Учредителем, Уставом и внутренними  документами учреждения.

Цели и задачи:

1. Подготовка работников  квалифицированного туда по всем  основным направлениям общественно-полезной  деятельности на базе основного  общего и среднего (полного) общего  образования, неполного общего  образования.

2. Главной задачей является  создание необходимых условий  для удовлетворения потребности  личности в получении начального  профессионального образования,  конкретной профессии соответствующего  уровня квалификации  с возможностью  повышения общеобразовательного  уровня обучающихся, не имеющих  среднего общего образования,  а также ускоренного приобретения  трудовых навыков для выполнения  определенной работы или группы  работ. 

Образовательный процесс включает следующие направления деятельности:

1. теоретическое обучение;

2. производственное обучение;

3. производственную практику;

4. воспитательную работу  с обучающимися.

Работа с нашей целевой  группой клиентов (воспитанники детского дома, обучающиеся в училище) осуществляется непосредственно социальным педагогом  учреждения, который выполняет функции  социального работника и подчиняется  заместителю директора по воспитательной работе и социальным вопросам.

Организация работы с детьми данной категории осуществляется по следующим направлениям:

  1. Социально-правовая защита:
  • постановка на полное государственное обеспечение;
  • регистрация по месту пребывания;
  • учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • решение жилищных вопросов;
  • контроль над лицевыми счетами воспитанников;
  • защита в суде в качестве законного представителя;
  • работа с паспортной службой.
  1. Социальная помощь и поддержка:
  • организация питания в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение вещевым довольствием и канцтоварами;
  • организация медицинского обслуживания;
  • организация летнего отдыха.
  1. Социально-педагогическая поддержка:
  • учет детей, имеющих отклонение в поведении;
  • индивидуальная работа;
  • Совет профилактики;
  • КДН при администрации.
  1. Организация досуговой деятельности:
  • организация досуга в стенах училища;
  • организация досуга в общежитии.

В своей работе социальный педагог использует следующие технологии:

1.  Социальная диагностика  – проводятся различные тесны,  специальные занятия для выяснения  интересов детей, их проблем,  а также для учета над детьми, имеющими отклоняющееся поведение.

2. Социальная терапия  – это тот комплекс мер,  который применяется социальным  педагогом для решения проблем,  выявленных в ходе диагностики.

Социальная диагностика  и социальная терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите.

3. Социальная профилактика - выявление и решение социальных  проблем различного уровня организации  предполагает и деятельность, направленную  на предупреждение проблемных  ситуаций.

4. Социальная реабилитация  – эта технология особо важна  для детей в период их адаптация  к условиям обучения в училище.

5. Социальное консультирование.

В своей работе социальный педагог опирается на должностную  инструкцию. Согласно ей, социальный педагог  должен иметь высшее педагогическое образование, назначается на должность  приказом директора и подчиняется  непосредственно заместителю директора  по воспитательной работе и социальным вопросам, выполняет следующие функции:

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования