Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
Одним из актуальных вопросов
современного образования является
проблема интеграции в общество подростков
– выпускников учреждений интернатного
типа, сирот, детей, находящихся под
опекой. Дети, воспитывающиеся без
попечения родителей, испытывают большие
трудности, вступая в самостоятельную
жизнь, для них характерна иждивенческая
позиция. Все это не только препятствует
успешной адаптации подростков при
переходе на новую ступень образования,
но и требует разработки медико-психолого-
Приспособление подростков 15 – 17 лет к условиям обучения в учреждениях начального профессионального образования протекает сложно. Процесс социальной адаптации таких подростков осложняется также социальной незащищенностью: отсутствие семьи, отсутствие своего жилья, отсутствие опыта в самостоятельном решении бытовых вопросов и другие.
Таким образом, не вызывает
сомнения, что главным условием успешной
социальной адаптации подростков является
полноценное психическое и
Возникает потребность в развитии адаптационного потенциала сирот, обучающихся в профессиональном училище.
На основе проведенного исследования мы разработали программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
База реализации программы: Профессиональное училище №59.
Цель программы: создать
условия для эффективной
Объект: процесс социальной
адаптации воспитанников
Предмет: психологическое
состояние воспитанников
Нормативно-правовая база: Конвенция
ООН о правах ребенка, ФЗ РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка
в РФ», ФЗ РФ «Об образовании», ФЗ
РФ «О дополнительных гарантиях по
социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителе», письмо МО РФ «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога
образовательного учреждения», Постановление
Правительства Челябинской
Задачи:
1.Провести диагностику уровня адаптированности, уровня тревожности, интересов и ценностных ориентаций;
2. Оказать помощь в установлении и поддержании социальных контактов;
3. Организация досуга;
4. Помощь в бытовой адаптации.
Направления деятельности:
1. Диагностическое;
2. Психологическое;
3. Организация досуга;
4. Социально-бытовое ориентирование.
Программа состоит из трех блоков
1. Психологическое сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся.
2. Помощь в социально-бытовом ориентировании.
3. Организация досуга обучающихся.
В блоке психологического сопровождения деятельность специалиста направлена на обеспечение следующих согласованных процессов:
Предполагается, что успешная
социальная адаптация возможна только
в ситуациях взаимодействия индивида
с другими людьми, которое осуществляется
либо в семье, либо в среде неформального
общения, либо в условиях образовательного
учреждения. Сопровождение в этом
случае предполагает: формирование
благоприятного психологического климата
и межличностного общения; включение
референтных личностей групп
и коллективов в социально
значимые виды деятельности; при необходимости
коррекция внутригрупповых
Таблица 8
Формы и методы работы по психологическому сопровождению процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям НПО
Формы и методы работы |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Проведение диагностики «Уровень адаптированности» (Орел). |
Исследование уровня адаптированности подростков. |
Социальный работник/педагог |
Проведение методики определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). |
Выявить уровень тревожности. |
Психолог |
Проведение методики «Карта интересов» (Д. Скотт). |
Выявление интересов и ценностные ориентаций обучающихся. |
Социальный работник/педагог |
Коллективные беседы «Как стать хорошим собеседником», «Кто я есть и то я могу», «Каждый человек способный». |
Развитие знаний о собственном существовании, о возможностях и способностях человека. |
Социальный работник/педагог и психолог. |
Проведение тренингов на сплочение группы, на развитие навыков общения, социальных навыков, игровое моделирование, имитационные игры, приемы арт-терапии. |
Коррекция отношений внутри группы, активизация взаимодействия учащихся. |
Социальный работник/педагог
и психолог, а также помощники
из числа педагогического |
Проведение индивидуальных бесед с учащимися. |
Помощь в разрешении внутриличностных проблем. |
Социальный работник/педагог. |
Организация «Почты психолога». |
Для учащихся, испытывающих
трудности при адаптации, но по каким-либо
причинам не приходящих лично за помощью
в библиотеке установлен контейнер
для сбора вопросов и вывешен
стенд, на котором размещается |
Социальный работник/педагог и психолог. |
Жизнь в государственном
учреждении не способствует социально
- бытовому развитию. Ребенок растёт,
видя, что всё делается само по себе:
бельё становится чистым, картошка
уже пожарена, а чай всегда сладкий.
Ребенок не видит ежедневного
труда по обеспечению быта, который
является неотъемлемой частью жизни
семьи. У детей нет возможности
научиться многим бытовым действиям.
Они не могут вскипятить себе чай
тогда, когда им хочется, они могут
пить чай только по расписанию, когда
положено. Они лишены этой возможности,
система лишила их этого. В результате
жизнь вне учреждений становится
для детей очень сложно. В блоке
социально-бытового ориентирования работа
социального работника
Таблица 9
Формы и методы работы с воспитанниками детского дома по социально-бытовому ориентированию
Формы и методы работы |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Индивидуальные и коллективные беседы («Здоровье», «Семья», «Человек и его права» и т.д.). |
Пополнение знаний учащихся, привитие им социальных навыков. |
Социальный работник/педагог |
Творческие игры, моделирование ситуаций, экскурсии, упражнения в правильном поведении и т.д. |
Помощь обучающимся |
Социальный работник/психолог. |
Организация и проведение практических занятий по выполнению повседневных дел (приготовление пищи, поход в магазин, уборка комнаты и т.д.). |
Развитие практических навыков учащихся. |
Социальный работник/педагог |
Неумолимо год от года растет в нашей стране уровень детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма. Подрастающее поколение часто называют потерянным, а ведь одна из главных причин этого — в слабой организации досуга молодежи. Подростки все свободное от учебы время проводят на улице и от безделья пробуют выпить, покурить, понюхать какой-то наркотик, начинают «развлекаться» грабежами. И совсем не обязательно это дети из неблагополучных семей и детских домов, просто их мамы и папы работают по 12 часов в сутки, и заняться детьми у них просто нет возможности. Поэтому важным направлением в нашей программе является организация досуга воспитанников детского дома, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, и прививание им навыков культурного отдыха.
Таблица 10
Формы и методы работы с воспитанниками детского дома по организации досуга
Формы и методы работы |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Организационная работа. |
В соответствии с результатами методики по выявлению интересов организовать кружки, секции, курсы, дополнительные занятия, разработать их методическую базу. |
Социальный педагог/социальный работник, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения. |
Экскурсии, походы в кино, музеи, театры. |
Формирование у обучающихся навыков культурного отдыха. |
Социальный педагог/социальный работник, воспитатели, преподаватели и мастера производственного обучения. |
Организация и проведение праздников и концертов в училище совместно с учащимися. |
Формирование навыков организации и проведения мероприятий. |
Социальный работник/педагог. |
Реализация программы
поможет оптимизировать процесс
обучения студентов – воспитанников
детского дома в результате выявления
и снижения влияния дезадаптирующих
факторов, т.е. в результате создания
благоприятных условий для
Ожидаемые результаты программы:
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
1. Практическая работа осуществлялась нами совместно с социальным педагогом Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессионального училища №59 г.Челябинска и имела целью разработку программы деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Диагностирование обучающихся осуществлялось нами с помощью следующих методик:
Обобщив полученные результаты,
мы пришли к выводу, что одной
из проблем социальной адаптации
воспитанников детского дома является
несформированное должным образом
ответственное отношение к
2. Полученные данные вызвали необходимость в разработке программы по социальной адаптации воспитанников детского к условиям начального профессионального образования. Данная программа имела цель оптимизировать процесс обучения студентов – воспитанников детского дома в результате выявления и снижения влияния дезадаптирующих факторов, т.е. в результате создания благоприятных условий для успешной социальной адаптации к условиям начального профессионального образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя научную литературу и нормативно-правовую базу в рамках изучения социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования, мы можем сделать выводы:
1. Социальная адаптация – это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Стадии социальной адаптации: адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на «вызов среды». Адаптация может быть добровольной и вынужденной. Виды социальной адаптации: функциональная, организационная, ситуативная.
2. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Основными проблемами ребенка-сироты подросткового возраста являются: нарушение социализации; социально-эмоциональные нарушения; школьная дезадаптация; нарушение межличностных отношений; социальная изоляция; жилищная проблема; выбор профессии и обучение; проблема усыновления детей-сирот. Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей оставшихся без попечения родителей. Выходя из детского дома или школы-интерната, дети-сироты оказываются неготовыми, недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Им приходится осваивать новое жизненное пространство. Окружение, в которое ребенок попадает, является сильнейшим фактором в успешности социальной адаптации. Система учреждений начального профессионального образования – профессиональные училища становятся той средой, куда попадают чаще всего выпускники детских домов. Учащиеся профессиональных училищ занимают две нормативно различные социальные позиции – позицию ученика и позицию работника, на наш взгляд, в этом и заключается основная сложность процесса социальной адаптации в системе начального профессионального образования. Нормативно-правовое регулирование работы с детьми-сиротами осуществляется на трех уровнях (международный, федеральный и региональный) на основании таких документов и законов, как Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Министерства труда России «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Семейный кодекс Российской Федерации и др.