Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)

Последовательная смена  основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

Основные механизмы социальной адаптации можно классифицировать по разным основаниям. Классификация, позволяющая выделить и проанализировать наиболее эффективные механизмы, может быть выполнена, во-первых, по формам их принятия субъектом адаптации и, во-вторых, по используемым в процессе адаптации средствам.

В первом случае выделяются два основных механизма социальной адаптации: добровольный и вынужденный. Рассмотрим действие каждого из них.

Добровольная адаптация  представляет собой ситуацию, при которой новые условия жизнедеятельности, предлагаемые субъекту средой, не противоречат его системе ценностных ориентаций, убеждений и идеалов и открывает перед субъектом новые перспективы и возможности и, поэтому, принимается без сопротивления, если даже для этого необходимо предпринять определённые усилия. Например, возможность сделать хорошую служебную карьеру или получать высокую заработную плату может рассматриваться человеком как основание и необходимость для смены места работы и адаптации в новом коллективе, получения образования, переквалификации и т.п. Трудности, неизбежно возникающие в ходе освоения новой среды и новых условий жизнедеятельности, принимаются субъектом как «трудности роста», через которые надо пройти, для получения желаемого.

В условиях добровольной адаптации  изменения социальной среды, к которым необходимо адаптироваться субъекту, во-первых, не мешают ему жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом. Во-вторых, свойственные ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения, так как он сам поверил или убедился в достоинствах и преимуществах нового, по сравнению со старым. В-третьих, требования, которые предъявляются субъекту социальной средой, в определённой степени корректируются таким образом, что становятся понятными и доступными ему.

Вынужденная адаптация, напротив, ситуация, при которой характеристики и свойства новой для субъекта среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам. Однако, при этом, субъект не может не принять эти характеристики. То есть, в отличие от добровольной адаптации, вынужденная адаптация жёстко заставляет человека принять новые условия жизнедеятельности. Не сделав этого, он не сможет не только найти новую для себя социальную нишу и новые возможности самореализации, но и утратит имеющиеся. Например, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким, возможность работать, учиться и т.д., человек может согласиться принять самые жёсткие требования общества или власти, даже противоречащие его внутренним убеждениям.

В зависимости от используемых в процессе социальной адаптации  средств, выделяется ещё одна группа механизмов этого процесса.

1. Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта, воздействие на неё различных факторов социальной среды и приспособление психического склада индивида под требования среды. К этой группе механизмов социальной адаптации можно отнести механизмы психической защиты, психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.

2. Социально-психологические механизмы, предназначенные для приспособления индивида к среде через её освоение различными способами. Эта группа включает в себя, во-первых, когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание. К ним относятся механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности. Во-вторых, это эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает. В этом случае, эмоциональные переживания индивида в новой для него среде жизнедеятельности становятся основой для принятия им соответствующих решений относительно наиболее адекватных среде формах поведения и деятельности. К названной группе механизмов социальной адаптации можно отнести такие как страх, беспокойство, тревога, покой и т.п. В-третьих, это поведенческие механизмы, представляющие собой выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.

3. Социальные механизмы представляют собой наиболее значительные элементы такой группы феноменов. К ним относится, прежде всего, механизм социальной деятельности, который можно рассматривать как универсальный механизм социальной адаптации. Именно в процессе социальной деятельности осуществляется собственно включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей. В рамках социальной деятельности субъект приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.

Ещё одним механизмом из этой группы является механизм социального общения, позволяющий субъекту, во-первых, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, во-вторых, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.

Внешней формой проявления адаптационных процессов, позволяющей делать выводы о том, насколько успешно они протекают в каждом конкретном случае, является адаптационное поведение, т.е. процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации.

Сталкиваясь с необходимостью решать задачи социальной адаптации, субъект может выбрать различные формы адаптационного поведения. К основным формам последнего можно отнести следующие:

- конформизм или подчинение  субъекта среде, когда он полностью выполняет новые требования, предъявляемые к нему;

- инновация или обновление  субъектом среды, когда освоение среды осуществляется субъектом через определённые изменения её отдельных сторон, свойств и характеристик;

- внешняя благопристойность  или ритуализм, при которой адаптация субъекта к среде происходит через внешнее следование требованиям, предъявляемым к нему; при этом, собственные, внутренние мотивы и цели субъекта могут и не совпадать с аналогичными характеристиками его нового социального окружения;

- «уход» субъекта от  среды, его самоизоляция или  ретритизм; такая форма поведения избирается субъектом, чаще всего, при недостаточности его собственных социальных и личностных ресурсов для преодоления стадии адаптационного шока или когда собственные цели и интересы субъекта принципиально не совпадают и не могут совпасть с аналогичными характеристиками среды;

- преобразование субъектом  среды или мятеж, бунт, когда субъект стремится полностью преобразовать среду в соответствии со своими представлениями о ней.

Таким образом, в процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (конформизм, ритуализм и ретритизм) и адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта адаптивного и адаптирующего аспектов.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации. В зависимости от того, что выступает в таком качестве, можно выделить некоторые виды социальной адаптации.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Организуя работу по социальной поддержке человека, группы или организации, столкнувшихся с необходимостью социальной адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности, необходимо учитывать, что этот процесс предполагает необходимость преодоления субъектом достаточно серьёзных барьеров. К основным барьерам социальной адаптации в современном обществе можно отнести:

- социально-психологические  (убеждения, принципы, привычки, стереотипы поведения и деятельности, присущие субъекту);

- социальные (представляющие  собой негативные характеристики социальной среды, в которой протекает процесс адаптации);

- социокультурные (ценностно-нормативные  характеристики субъекта) [13. с 42].

Эти и многие другие барьеры  социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются даже не под силу одному человеку. Именно поэтому, деятельность социальных работников и других специалистов по работе с людьми с необходимостью включает в себя работу по организации и осуществлению процессов социальной адаптации различных групп населения и каждого отдельного человека, независимо от степени его социального благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  социальной адаптации воспитанников  детского дома к условиям начального  профессионального образования

 

 

 

Проблема помощи  и  поддержки детей, оставшихся по тем  или иным причинам без родителей, возникла давно. Первое упоминание о  ней дошло до нас из 4 века до нашей  эры. В 787 г. а Милане был открыт так  называемый «Воспитательный дом», призванный помогать детям-подкидышам. Прочное  основание системы детских воспитательных домов положила Екатерина II. В 1746 г. открыли Московский, а в 1770 г. Петербургский воспитательные дома. В 1902 г. насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе [37, с.5].

После 1917 г. система защиты и воспитания детей-сирот в корне  изменилась. Детские приюты были преобразованы  в детские дома. Они сыграли  большую роль в ликвидации детской  беспризорности в годы гражданской  войны. Содержание детей-сирот взяло  на себя государство. В период Великой  Отечественной войны детские  дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли  на полях сражений или, как в Ленинграде во время блокады.

В последние годы в России все громче заявляет о  себе «скрытое» социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является невиданный с послевоенного времени рост беспризорности. В силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа детей, утрачивающих попечение родителей, точное количество детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране назвать вряд ли возможно. По данным министерства образования, на 2007 год в России на учете было 742 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для справки: после Великой Отечественной в стране было 680 тысяч сирот. Но то - после войны. А в 1989 году сирот было зарегистрировано 87 тысяч.

Проблемы сиротства  обсуждались учеными еще с  первых лет советской власти. Главной  темой исследований было изучение детей  в условиях домов ребенка и  детских домов.

Так Н.К.Крупская, анализируя положение детей-сирот, отмечала, что в детских домах мало внимания уделяется физическому воспитанию, закаливанию, игре, правильному отдыху, умственному развитию. Автор предлагала заведующим детских домов обучать детей-сирот в общей школе, находящейся поблизости. «Это очень разгружает детский дом, да и ребят выводит за стены дома» [39, с. 56].

Н.К.Крупскую волновала  проблема адаптации и социализации детей-сирот в окружающей социальной среде: «остается грозный вопрос: как подготовляет детский дом ребят к жизни, к чему он их готовит, какой выход из детского дома в жизнь?».

В настоящее время  все больший вес приобретают  факторы социально-экономические (голод, болезни, нищета, отсутствие жилья, низкий уровень жизни, медицинского обслуживания и социального обеспечения); социально-психологические (низкий уровень морали в обществе, недостатки в воспитательной и образовательной системе, низкая культура); криминогенные (преступность, алкоголизм, наркомания); личностные (ослабление семейной интеграции, нежелание, а иногда и невозможность иметь и воспитывать детей), то есть действует целый комплекс факторов, генерирующих сиротство. Нельзя отрицать и действие природных факторов (географических, экологических, биогенетических, стихийные бедствия) [44, с.15].

В нашем исследовании под сиротством мы будем понимать социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей оставшихся без попечения родителей [58, с.12].

Проблема обездоленных детей  по-прежнему остается одной из важнейших  в России. Детство – особый период в жизни человека – помимо того, что самоценно само по себе, оно  не только во многом определяет будущее  конкретной личности, а значит и  завтрашний день государства в целом. В этой связи, взрослые призваны создавать  благоприятные условия для выживания  и развития детей, охранять их интересы и защищать права, но как показывает практика, именно взрослые чаще всего  ущемляют и нарушают эти права.

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования