Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
С целью выявления особенностей
социальной адаптации студентов-
Данная анкета состоит из 16 вопросов и разделена на 6 блоков. Первый блок отражает участие студента в работе или обучении, второй – умение осмысленно проводить свободное время, третий - создание и содержание собственного жизненного пространства и быта, четвертый – взаимодействие с воспитателями, руководством училища, общественными учреждениями и инстанциями, пятый блок рассматривает создание и поддержание дружбы и социальных контактов воспитанниками детского дома и последний блок – паспортичка.
Анкетированием было охвачено 34 студента-первокурсника. Все они являются воспитанниками детских домов и интернатов и проживают в общежитии.
Таблица 2
Половозрастная характеристика респондентов
в (%)
Возраст | |||||
15 лет |
16 лет |
17 лет |
18 лет |
19 лет | |
32,3 |
41,2 |
11,8 |
11,8 |
2,9 | |
Пол | |||||
Мужской |
Женский | ||||
32,3 |
67,7 |
Исходя из результатов
проведенного анкетирования, можно
сделать вывод, что одной из проблем
социальной адаптации воспитанников
детского дома является несформированное
должным образом ответственное
отношение к учебе: 44,1% учащихся часто
опаздывают на занятия, а 20,6% вообще никогда
не приходят вовремя; при возникновении
трудностей, связанных с выполнением
заданий преподавателя, 50% предпочитают
ничего делать, бросать дело на полпути
и только 41,2% могут обратиться к
преподавателю с вопросами для
разъяснения непонятного
Таблица 3
Участие воспитанников детского дома в работе или обучении
(в %)
Время прихода студентов на занятия | |||
Не опаздывают |
Иногда опаздывают |
Часто опаздывают |
Почти никогда не приходят вовремя |
8,8 |
26,5 |
44,1 |
20,6 |
Действия студентов, при возникновении трудностей с заданием преподавателя | |||
Ничего не делают |
Просят помощь у соседа |
Пытаются найти ответ в учебнике |
Обращаются к преподавателю |
50 |
32,3 |
0 |
17,7 |
Обращение с вопросом к преподавателю, когда что-либо не понятно | |||
Всегда задают вопросы |
Иногда задают вопросы |
Никогда не обращаются к преподавателю |
Свой вариант |
26,5 |
41,2 |
32,3 |
0 |
Умение собирать информацию для выполнения задания | |||
Умеют собирать информацию |
Не всегда знают, где что-либо найти |
Практически никогда не могут |
Свой вариант |
20,6 |
38,2 |
41,2 |
0 |
Все это создает определенные
трудности при адаптации
Что касается умения проводить
свободное время, то 26,5% никак не
проводят свой досуг и такое же
количество не могут самостоятельно
заполнить свое свободное время.
Для этого в общежитии
Таблица 4
Умение осмысленно проводить свободное время
в (%)
Способ проведения студентами свободного времени в общежитии | |||
Гуляют |
Работают |
Ничего не делают |
Не дали ответа на вопрос |
50 |
5,9 |
26,5 |
17,7 |
Умение занять свое свободное время | |||
Всегда знают, чем занять свободное время |
Иногда не могут найти занятие в свободное время |
Не могут самостоятельно заполнить свое свободное время |
Не дали ответа на вопрос |
44,1 |
20,6 |
26,5 |
8,8 |
Что касается создания и содержания собственного жизненного пространства и быта, то из домашней работы, все респонденты только выносят мусор (100%) – это связано с тем, что в общежитии существует обязательный график дежурств. Также 58,8% участвуют в уборке комнаты.
Таблица 5
Создание и содержание собственного жизненного пространства и быта
в (%)
Домашняя работа, выполняемая студентами | |||
Моют посуду |
Выносят мусор |
Участвуют в уборке комнаты |
Свой вариант |
0 |
100 |
58,8 |
0 |
Наличие карманных денег | |||
Да, бывают |
Нет, не бывают | ||
100 |
0 | ||
Умение разумно тратить деньги | |||
Умеют |
Иногда тратят на пустяки |
Почти всегда денег не хватает |
Тратят сразу все |
50 |
11,8 |
8,8 |
29,4 |
На основе эти данных и наблюдений за проживанием детей в общежитии, можно сделать вывод, что у воспитанников детских домов и интернатов практически не сформированы навыки хозяйственной деятельности по дому, и даже заставить их прибрать в своей комнате в общежитии стоит немалых усилий воспитателям. Это также является проблемой для успешной адаптации этих детей, так как приемлемые и комфортные условия жизни человека просто необходимы для дальнейшего развития и обучения. Многие дети не хотят ночевать в своих комнатах или вообще в общежитии из-за невозможности проживания в них, но самостоятельно создать посильные комфортные условия они в большинстве своем не могут.
Также к этой проблеме можно отнести неумение разумно тратить деньги, которые бывают у 100% опрошенных – им платится стипендия, пособия на приобретение одежды, канцелярских товаров. И хотя 50% ответили, что умеют разумно тратить деньги и только 8,8% признаются в постоянной нехватке денежных средств, на практике дело выглядит несколько иначе. Очень многие, получив на руки достаточно крупную сумму, очень быстро тратят ее, а потом не могут купить себе элементарные вещи, необходимые для жизни – даже на поездку в больницу им приходится занимать у воспитателей либо социальных педагогов.
Следующая важная проблема,
возникающая на пути адаптации воспитанников
детского дома – это отношения
с воспитателями и преподавателями:
только у 35,3% они довольно доверительные,
а у 50% не совсем хорошие. Что касается
способности обратиться к руководству
училища с вопросами и
Таблица 6
Взаимодействие с
в (%)
Отношения
с воспитателями и | |||
Дружеские |
Довольно доверительные |
Не совсем хорошие |
Свой вариант |
14,7 |
35,3 |
50 |
0 |
Способность высказать свое мнение, задать вопрос руководству училища | |||
Могут легко это сделать |
Иногда это трудно |
Вряд ли смогут обратиться |
Свой вариант |
73,5 |
17,7 |
8,8 |
0 |
Способность самостоятельно воспользоваться услугами банка, больницы и т.д., заполнить трудные бумаги | |||
Могут сделать |
Знают к кому обратиться за помощью |
Могут сделать лишь немногое |
Не смогут сделать самостоятельно |
73,5 |
61,8 |
20,6 |
5,9 |
Время, проведенное в условиях некой социальной изоляции в детских домах и интернатах, создает определенные трудности в установлении и поддержании их воспитанниками социальных контактов (55,9% опрошенных вообще не имеют друзей за пределами училища, то есть общаются исключительно в своем малом круге, а для 53% возможность первым пойти на установление контакта с другим человек составляет определенную трудность). Это является особо важной проблемой, так как в процессе социальной адаптации человеку просто необходимо уметь общаться с новыми людьми, заводить с ними различные отношения.
Таблица 7
Создание и поддержание дружбы и социальных контактов воспитанниками детского дома
в (%)
Наличие друзей за пределами училища | |||
Есть |
Нет |
Только из училища и другие не нужны |
Свой вариант |
32,3 |
55,9 |
11,8 |
0 |
Способность первым пойти на контакт с другим человеком | |||
Легко |
Иногда трудно |
Вряд ли смогут |
Свой вариант |
14,7 |
53 |
32,3 |
0 |
Таким образом, из проведенного исследования можно выделить следующие особенности социальной адаптации воспитанников детского дома в условиях начального профессионального образования:
Все вышеперечисленное
Это можно сделать путем
составления различных программ
помощи в адаптации данной категории
обучающихся, проведения различных
занятий, тренингов и бесед. Также
не стоит забывать, что 73,5% опрошенных
находятся в достаточно сложном
подростковом возрасте (15-16 лет), который
кроме трудностей в адаптации
таит в себе немало проблем. Это, конечно
же, стоит учитывать при
Полученные данные вызвали необходимость в разработке программы по социальной адаптации воспитанников детского к условиям начального профессионального образования, представленная нами в параграфе 2.2.
2.2. Программа деятельности
социального работника по