Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)
  • осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите целевой группы клиентов;
  • изучение психолого-медико-педагогических особенностей данной категории;
  • обеспечение режима соблюдения норм и правил безопасности труда в воспитательном процессе.

С целью выявления особенностей социальной адаптации студентов-первокурсников (воспитанников детского дома) в  условиях начального профессионального  мы провели анкетирование на базе первого курса профессионального  училища №59.  В качестве основного  метода было избрано анонимное анкетирование, дополненное целенаправленными  наблюдениями в стенах училища (приложение 1).

Данная анкета состоит  из 16 вопросов и разделена на 6 блоков. Первый блок отражает участие студента в работе или обучении, второй –  умение осмысленно проводить свободное  время, третий - создание и содержание собственного жизненного пространства и быта, четвертый – взаимодействие с воспитателями, руководством училища, общественными учреждениями и инстанциями, пятый блок рассматривает создание и поддержание дружбы и социальных контактов воспитанниками детского дома и последний блок – паспортичка.

Анкетированием было охвачено 34 студента-первокурсника. Все они  являются воспитанниками детских домов  и интернатов и проживают в  общежитии.

 

Таблица 2

Половозрастная характеристика респондентов

в (%)

Возраст

15 лет

16 лет

17 лет

18 лет

19 лет

32,3

41,2

11,8

11,8

2,9

Пол

Мужской

Женский

32,3

67,7


 

Исходя из результатов  проведенного анкетирования, можно  сделать вывод, что одной из проблем  социальной адаптации воспитанников  детского дома является несформированное должным образом ответственное  отношение к учебе: 44,1% учащихся часто  опаздывают на занятия, а 20,6% вообще никогда  не приходят вовремя; при возникновении  трудностей, связанных с выполнением  заданий преподавателя, 50% предпочитают ничего делать, бросать дело на полпути  и только 41,2% могут обратиться к  преподавателю с вопросами для  разъяснения непонятного материала, а найти необходимую для учебы  информацию могут только 20,6%.

Таблица 3

Участие воспитанников детского дома  в работе или обучении

(в %)

Время прихода студентов на занятия

Не опаздывают

Иногда опаздывают

Часто опаздывают

Почти никогда не приходят вовремя

8,8

26,5

44,1

20,6

Действия  студентов, при возникновении трудностей с заданием преподавателя

Ничего не делают

Просят помощь у соседа

Пытаются найти ответ  в учебнике

Обращаются к преподавателю

50

32,3

0

17,7

Обращение с вопросом к преподавателю, когда  что-либо не понятно

Всегда задают вопросы

Иногда задают вопросы

Никогда не обращаются к  преподавателю

Свой вариант

26,5

41,2

32,3

0

Умение  собирать информацию для выполнения задания

Умеют собирать информацию

Не всегда знают, где что-либо найти

Практически никогда не могут

Свой вариант

20,6

38,2

41,2

0


 

Все это создает определенные трудности при адаптации студентов  в рамках начального профессионального  образования, когда после школы  они попадают в несколько другие условия обучения, т.к. здесь нужно  проявлять больше, чем в школе  самостоятельности и заинтересованности в получении знаний для овладения  профессией в полной мере.

Что касается умения проводить  свободное время, то 26,5% никак не проводят свой досуг и такое же количество не могут самостоятельно заполнить свое свободное время. Для этого в общежитии организуются кружки и различные секции, чтобы  дети могли занять себя полезным делом. Интересно то, что  44,1% ответили, что  они знают, чем занять себя в свободное  время, но, исходя из наблюдений, можно  так же сделать вывод о неспособности  проводить свой досуг с пользой. Немалое количество воспитанников  детских домов состоят на учете  в Инспекции по делам несовершеннолетних за мелкие преступления и антиобщественное поведение.

Таблица 4

Умение осмысленно проводить  свободное время

в (%)

Способ  проведения студентами свободного времени  в общежитии

Гуляют 

Работают

Ничего не делают

Не дали ответа на вопрос

50

5,9

26,5

17,7

Умение  занять свое свободное время

Всегда знают, чем занять свободное время 

Иногда не могут найти  занятие в свободное время

Не могут самостоятельно заполнить свое свободное время

Не дали ответа на вопрос

44,1

20,6

26,5

8,8


 

Что касается создания и  содержания собственного жизненного пространства и быта, то из домашней работы, все  респонденты только выносят мусор (100%) – это связано с тем, что  в общежитии существует обязательный график дежурств. Также 58,8% участвуют  в уборке комнаты.

Таблица 5

Создание и содержание собственного жизненного пространства и быта

в (%)

Домашняя  работа, выполняемая студентами

Моют посуду

Выносят мусор

Участвуют в уборке комнаты

Свой вариант

0

100

58,8

0

Наличие карманных денег

Да, бывают

Нет, не бывают

100

0

Умение  разумно тратить деньги

Умеют

Иногда тратят на пустяки

Почти всегда денег не хватает

Тратят сразу все

50

11,8

8,8

29,4


 

На основе эти данных и  наблюдений за проживанием детей  в общежитии, можно сделать вывод, что у воспитанников детских  домов и интернатов практически  не сформированы навыки хозяйственной  деятельности по дому, и даже заставить  их прибрать в своей комнате в  общежитии стоит немалых усилий воспитателям. Это также является проблемой для успешной адаптации  этих детей, так как приемлемые и  комфортные условия жизни человека просто необходимы для дальнейшего  развития и обучения. Многие дети не хотят ночевать в своих комнатах или вообще в общежитии из-за невозможности  проживания в них, но самостоятельно создать посильные комфортные условия  они в большинстве своем не могут.

Также к этой проблеме можно  отнести неумение разумно тратить  деньги, которые бывают у 100% опрошенных – им платится стипендия, пособия  на приобретение одежды, канцелярских товаров. И хотя 50% ответили, что умеют  разумно тратить деньги и только 8,8%  признаются в постоянной нехватке денежных средств, на практике дело выглядит несколько иначе.  Очень многие, получив на руки достаточно крупную  сумму, очень быстро тратят ее, а  потом не могут купить себе элементарные вещи, необходимые для жизни –  даже на поездку в больницу им приходится занимать у воспитателей либо социальных педагогов.

Следующая важная проблема, возникающая на пути адаптации воспитанников  детского дома – это отношения  с воспитателями и   преподавателями: только у 35,3% они довольно доверительные, а у 50% не совсем хорошие. Что касается способности обратиться к руководству  училища с вопросами и предложениями  и самостоятельно воспользоваться  услугами общественных учреждений, то 73,5% опрошенных могут сделать это  самостоятельно и это не представляет для них проблем.

Таблица 6

Взаимодействие с воспитателями, руководством детского дома, общественными  учреждениями и инстанциями

в (%)

Отношения с воспитателями и преподавателя

Дружеские

Довольно доверительные

Не совсем хорошие

Свой вариант

14,7

35,3

50

0

Способность высказать свое мнение, задать вопрос руководству училища

Могут легко это сделать

Иногда это трудно

Вряд ли смогут обратиться

Свой вариант

73,5

17,7

8,8

0

Способность самостоятельно воспользоваться услугами банка, больницы и т.д., заполнить  трудные бумаги

Могут сделать

Знают к кому обратиться за помощью

Могут сделать лишь немногое

Не смогут сделать самостоятельно

73,5

61,8

20,6

5,9


 

Время, проведенное в условиях некой социальной изоляции в детских  домах и интернатах, создает определенные трудности в установлении и поддержании  их воспитанниками социальных контактов (55,9% опрошенных вообще не имеют друзей за пределами училища, то есть общаются исключительно в своем малом  круге, а для 53% возможность первым пойти на установление контакта с  другим человек составляет определенную трудность). Это является особо важной проблемой, так как в процессе социальной адаптации человеку просто необходимо уметь общаться с новыми людьми, заводить с ними различные  отношения.

Таблица 7

Создание и поддержание  дружбы и социальных контактов воспитанниками детского дома

в (%)

 

Наличие друзей за пределами училища

Есть

Нет

Только из училища и  другие не нужны

Свой вариант

32,3

55,9

11,8

0

Способность первым пойти на контакт с другим человеком

Легко

Иногда трудно

Вряд ли смогут

Свой вариант

14,7

53

32,3

0


 

Таким образом, из проведенного исследования можно выделить следующие  особенности социальной адаптации  воспитанников детского дома в условиях начального профессионального образования:

  • несформированное ответственное отношение к учебе;
  • неспособность организовать и провести свой досуг с определенной для себя пользой;
  • неумение самостоятельно создавать и поддерживать собственное жизненное пространство и быт для нормальной жизнедеятельности;
  • неспособность находить общий язык с воспитателями и преподавателями, окружающими их;
  • трудности в установлении и поддержании социальных контактов.

Все вышеперечисленное непосредственно  влияет на процесс обучения не лучшим образом и для его оптимизации  просто необходимо направить силы данного  учебного заведения на снижение влияния дезадаптирующих факторов.

Это можно сделать путем  составления различных программ помощи в адаптации данной категории  обучающихся, проведения различных  занятий, тренингов и бесед. Также  не стоит забывать, что 73,5% опрошенных находятся в достаточно сложном  подростковом возрасте (15-16 лет), который  кроме трудностей в адаптации  таит в себе немало проблем. Это, конечно  же, стоит учитывать при выстраивании работы с такими детьми.

Полученные данные вызвали  необходимость в разработке программы  по социальной адаптации воспитанников  детского к условиям начального профессионального образования, представленная нами в параграфе 2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Программа деятельности  социального работника по социальной  адаптации воспитанников детского  дома к условиям начального  профессионального образования

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования