Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70

Работа состоит из  1 файл

мой диплом.docx

— 123.52 Кб (Скачать документ)

В настоящее время сиротство  приобрело опасную специфику, которая  выражается в том, что подавляющее  большинство современных детей  в детских домах (около 90 %) – социальные сироты, т.е. дети, имеющие живых родителей [52, с.26]. Особую тревогу вызывает тот факт, что на протяжении последнего десятилетия прослеживается устойчивая тенденция роста количества именно таких детей.

Говоря об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует  сказать, что эти группы детей  – довольно специфический и неоднородный контингент. Дадим четкое определение этим понятиям.

В соответствии с федеральным  законом «О дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» дети-сироты – лица в  возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [49].

А. Ш. Шахманова в своей  работе дает такое определение: дети-сироты – это дети, лишившиеся родителей  в результате смерти последних [52, 14].

Дети, оставшиеся без попечения  родителей (социальные сироты) – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного  или обоих родителей в связи  с отсутствием родителей или  лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в  местах содержания под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и  интересов, отказом родителей взять  своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных  учреждений и в иных случаях признания  ребенка оставшимся без попечения  родителей в установленном законом  порядке [49].

По  А. Ш. Шахмановой дети, оставшиеся без попечения родителей -  это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей [52, с. 15].

Закон не проводит принципиального  различия между этими категориями  детей с точки зрения общих  принципов, содержания и мер их государственной  поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты»  отсутствует, они также считаются  оставшимися без попечения родителей.

Негативным явлением в  последние годы стало значительное увеличение размеров «социального»  сиротства, появление его новых  характеристик. Социальное сиротство  – это устранение или неучастие  большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение  родительского поведения) [38, с.89]. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с  ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и  изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и  подростков. В обязанности родителей  входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях.

В силу несовершенства системы  учёта, высокой динамики роста численности  детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в нашей стране вряд ли возможно.

Явление это не только российское. Стремительная урбанизация современного общества, социальные потрясения, интенсивная  миграция населения во многих странах  сопровождается ростом числа брошенных  детей. Однако, до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа  этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму  социального поведения женщин –  материнство.

Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты  отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей:

  • первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущую мать;
  • вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи;
  • третья категория – женщины с низкой социальной и моральной приспособляемостью и с низкой ответственностью.

Среди неблагоприятных факторов «социального»  сиротства следует отметить следующие:

  • рост числа разводов;
  • отказ от детей. Самые распространённые причины отказа от ребёнка его тяжёлая болезнь. Но нужно отметить, что в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является всё то же социальное неблагополучие. Родители считают аномалию развития  неизлечимой болезнью, а на содержание такого ребёнка и тем более его лечение у них нет средств. Поэтому возникает необходимость устройства больного ребёнка на полное государственное попечение;
  • социальная дезорганизация семей;
  • материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними;
  • слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка).

Следствием социальной напряжённости в семье является разрушение

социальных механизмов, связанное  с потерей ценностных ориентаций.

Очень тяжелы для  детей последствия социального  сиротства:

  • глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;
  • аномальное внутриутробное развитие в процессе нежелательной беременности;
  • отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства [54, с.264].

Несмотря на своеобразие каждой из названых групп, у всех детей, лишенных родительского  попечительства, есть много общего. Им свойственны специфические признаки личностного развития, которые отличают их от всех остальных.

Ряд ученых-медиков (Н.Е. Буторина, Е.Б. Занин и другие) отмечают, что практически все дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, страдают нервными или психическими заболеваниями той или иной степени выраженности.

А.Н. Голик указывает  на следующие психические нарушения, которые распространены у детей, оставшихся без попечения родителей:

  • ретардации (нарушение развития речи и формирования школьных навыков, несформированность пространственно-временных отношений, игровой деятельности, навыков самообслуживания);
  • психический инфантилизм (живость и поверхность эмоций, легкость переключения с одного переживания на другое, отсутствие самостоятельности, легкая внушаемость);
  • умственная отсталость;
  • страхи (ночные и навязчивые);
  • тики;
  • патологическое фантазирование в виде патологических вымыслов, оторванных от реальности, сопровождающихся нарушением поведения;
  • аддиктивные нарушения (злоупотребление алкоголем, наркотиками);
  • деструктивное поведение (нарушение социальных норм или правил, попрание прав других людей);
  • олигофрения;
  • расторможенность сексуальных влечений и другие [7, с.62].

Обедненность эмоциональных  переживаний, неспособность тонко  дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей характеризует этих детей. Исследования отмечают также превалирование отрицательных эмоций над положительными. При этом у очень многих детей выявлено рассогласование между общей характеристикой себя и наиболее частыми переживаемыми ими эмоциями. Так, дети утверждают, что они чаще всего веселые или добрые, но при этом очень подробно описывают свою злость, обиды и стыд, однако затрудняются при описании радости, гордости.

Злость и обида —  особенно хорошо знакомое эмоциональное  состояние для воспитанников детского приюта. Они возникают у них часто по отношению к родителям, воспитателям, учителям, другим детям и проявляются в довольно выраженных агрессивных действиях. Переживания радости у воспитанников приюта связаны чаще всего с физическим удовольствием — удовольствие от катания на велосипеде. Некоторые дети испытывают радость, когда у них есть деньги или когда им что-либо покупают. Случаются и неожиданные переживания радости. Так, одна девочка рассказывает, что она радуется, если мама сначала побила, потом пожалела, а затем они вместе смеялись. Переживания радости крайне редко связаны с родителями, изредка с отношениями с друзьями. Опыт общения для таких детей не является источником радостных переживаний [43, с.47].

Л.Я. Олиференко отмечает, что поведение этих детей  характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

По мнению Т.В. Архиреевой, Т.Н. Страбахиной, доминирование материальных ценностей и культ силы формируют жизненную позицию таких детей [43, с 59].

B.C. Мухина, проводя анализ особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, выявила следующее:

Во-первых, ребенок не осваивает  навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны. Испытывая острую потребность в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Это приводит к формированию негативной позиции ребенка к окружающим людям.

Во-вторых, у воспитанников  интернатного учреждения формируется  эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка из-за постоянного нахождения в многочисленном окружении сверстников и необходимости адаптироваться к ним.

В-третьих, у данной категории детей появляется иждивенческая  позиция, ситуация «социального иждивенчества», отсутствует чувство бережливости, ответственности.

В-четвертых, в таких условиях жизни у детей складывается стихийное, детдомовское (интернатское) «МЫ». Это особое психологическое образование, вызванное делением мира на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляя по отношению к ним агрессию. Но и по отношению к своей группе дети, живущие в интернате, часто проявляют жестокость [16, с.32].

На это же обращает внимание в своих работах и С.Н. Крыгина, объясняя подобное поведение возможным дефицитом совместной деятельности и позитивного отношения к себе[58, с.16].

Подростковый возраст - последний  период пребывания большинства детей  в учреждении интернатного типа. В  дальнейшем они вступают в самостоятельную  жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки  и образа жизни. Вот почему вопросы  личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.

Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека, таит особые опасности для воспитанников  детских домов. Области развития самосознания, временной перспективы  и профессионального самоопределения, становления психосексуальной идентичности являются ключевыми для формирования личности в этот сложный период, а с другой – в наибольшей степени  уязвимы в условиях воспитания вне  положительного семейного влияния. Именно на них должна сосредотачиваться  основная работа по преодолению отрицательных  последствий пребывания в учреждениях  интернатного типа и по подготовке подростков к взрослой жизни за его  стенами.

Одно из важнейших психологических  новообразований подросткового  возраста – обращенность в будущее. Психологический самоанализ профессионального  самоопределения свидетельствует, что процесс по-разному осуществляется в интернате и массовой школе. Суть различия состоит в том, что  в обычной школе вначале формируются  некоторые идеальные представления  о своей будущей профессии, которые  последствии (в 7 – 8 классе) сменяются  вполне реально, причем в ряде случаев  возникают достаточно сложные, противоречивые отношения между теми и другими. У воспитанников школы- интерната, рано складываются реалистические представления  о своей будущей специальности, поэтому отношение к её выбору у них, как правило, непротиворечивое.

В данном случае отсутствие противоречивости в профессиональном определении не может быть оценено  положительно. Подросток из массовой школы, выбирая «земную», более соответствующую  своим способностям и объективным  обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний совершает акт сознательного  самоограничения, необходимого профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома это акт совершают другие: профессиональное самоопределение  обусловлено системой общественного  воспитания (детские дома и интернаты  бывают жестко связаны только с несколькими  средними специальными учебными заведениями, обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном  обеспечении).   

Остановимся на основных проблемах  детей-сирот подросткового возраста.

Первой проблемой является нарушение социализации.

Под социализацией понимают становление ребенка в системе  социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей [53, с.34]. Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся нормальной полноценной семье, а тем более в интернатных учреждениях, неблагополучных семьях.

Ребенок-сирота, так же, как  и любой другой человек, живет  в мире отношений между людьми, в котором каждый играет множество  ролей. Осваивая эти роли, человек  и становится личностью. У детей-сирот  представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит и усвоение той или  иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается  затруднено, и требует индивидуального  педагогического воздействия.

Вторая проблема - школьная дезадаптация. Трудности в обучении и поведении детей-сирот и подростков ставят серьезные задачи перед обществом  в целом. Среди причин школьной дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического  характера: неприятие детей-сирот  в среде сверстников; социально-педагогическая запущенность; эмоциональная и коммуникативная  депривация; проблемы здоровья.

Информация о работе Социальная адаптация воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования