Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:31, дипломная работа
Цель исследования: дать анализ проблемы и разработать программу деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования.
Введение……………………………………………………….….……...…...3
Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы…….….….….......6
1.1. Характеристика процесса социальной адаптации………..….….….......6
1.2. Особенности социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………….…....……...16
1.3. Отечественный опыт решения проблем адаптации выпускников детских домов…………………………………………………………..…..…..…..39
Выводы по первой главе………………………………………..…..…..…...47
Глава 2. Практическая работа по организации процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………………….………………….…...49
2.1. Анализ деятельности Профессионального училища №59 г. Челябинска по организации социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования………………...49
2.2. Программа деятельности социального работника по социальной адаптации воспитанников детского дома к условиям начального профессионального образования…………………………………………….……59
Выводы по второй главе……………………………………….……..……..66
Заключение…………………………………………………….………..…..67
Библиографический список……………………………….………..…….70
В настоящее время сиротство приобрело опасную специфику, которая выражается в том, что подавляющее большинство современных детей в детских домах (около 90 %) – социальные сироты, т.е. дети, имеющие живых родителей [52, с.26]. Особую тревогу вызывает тот факт, что на протяжении последнего десятилетия прослеживается устойчивая тенденция роста количества именно таких детей.
Говоря об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует сказать, что эти группы детей – довольно специфический и неоднородный контингент. Дадим четкое определение этим понятиям.
В соответствии с федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [49].
А. Ш. Шахманова в своей работе дает такое определение: дети-сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних [52, 14].
Дети, оставшиеся без попечения
родителей (социальные сироты) – лица
в возрасте до 18 лет, которые остались
без попечения единственного
или обоих родителей в связи
с отсутствием родителей или
лишением их родительских прав, ограничением
их в родительских правах, признанием
родителей безвестно
По А. Ш. Шахмановой дети, оставшиеся без попечения родителей - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей [52, с. 15].
Закон не проводит принципиального
различия между этими категориями
детей с точки зрения общих
принципов, содержания и мер их государственной
поддержки. В Семейном кодексе РФ,
например, понятие «дети-сироты»
отсутствует, они также считаются
оставшимися без попечения
Негативным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Социальное сиротство – это устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения) [38, с.89]. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях.
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно.
Явление это не только российское.
Стремительная урбанизация
Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследовав аспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей:
Среди неблагоприятных факторов «социального» сиротства следует отметить следующие:
Следствием социальной напряжённости в семье является разрушение
социальных механизмов, связанное с потерей ценностных ориентаций.
Очень тяжелы для детей последствия социального сиротства:
Несмотря на
своеобразие каждой из названых групп,
у всех детей, лишенных родительского
попечительства, есть много общего.
Им свойственны специфические
Ряд ученых-медиков (Н.Е. Буторина, Е.Б. Занин и другие) отмечают, что практически все дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники детских домов, страдают нервными или психическими заболеваниями той или иной степени выраженности.
А.Н. Голик указывает
на следующие психические
Обедненность эмоциональных переживаний, неспособность тонко дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей характеризует этих детей. Исследования отмечают также превалирование отрицательных эмоций над положительными. При этом у очень многих детей выявлено рассогласование между общей характеристикой себя и наиболее частыми переживаемыми ими эмоциями. Так, дети утверждают, что они чаще всего веселые или добрые, но при этом очень подробно описывают свою злость, обиды и стыд, однако затрудняются при описании радости, гордости.
Злость и обида — особенно хорошо знакомое эмоциональное состояние для воспитанников детского приюта. Они возникают у них часто по отношению к родителям, воспитателям, учителям, другим детям и проявляются в довольно выраженных агрессивных действиях. Переживания радости у воспитанников приюта связаны чаще всего с физическим удовольствием — удовольствие от катания на велосипеде. Некоторые дети испытывают радость, когда у них есть деньги или когда им что-либо покупают. Случаются и неожиданные переживания радости. Так, одна девочка рассказывает, что она радуется, если мама сначала побила, потом пожалела, а затем они вместе смеялись. Переживания радости крайне редко связаны с родителями, изредка с отношениями с друзьями. Опыт общения для таких детей не является источником радостных переживаний [43, с.47].
Л.Я. Олиференко отмечает, что поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению Т.В. Архиреевой, Т.Н. Страбахиной, доминирование материальных ценностей и культ силы формируют жизненную позицию таких детей [43, с 59].
B.C. Мухина, проводя анализ особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, выявила следующее:
Во-первых, ребенок не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны. Испытывая острую потребность в любви и внимании, он не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Это приводит к формированию негативной позиции ребенка к окружающим людям.
Во-вторых, у воспитанников интернатного учреждения формируется эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка из-за постоянного нахождения в многочисленном окружении сверстников и необходимости адаптироваться к ним.
В-третьих, у данной категории детей появляется иждивенческая позиция, ситуация «социального иждивенчества», отсутствует чувство бережливости, ответственности.
В-четвертых, в таких условиях жизни у детей складывается стихийное, детдомовское (интернатское) «МЫ». Это особое психологическое образование, вызванное делением мира на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляя по отношению к ним агрессию. Но и по отношению к своей группе дети, живущие в интернате, часто проявляют жестокость [16, с.32].
На это же обращает внимание в своих работах и С.Н. Крыгина, объясняя подобное поведение возможным дефицитом совместной деятельности и позитивного отношения к себе[58, с.16].
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни. Вот почему вопросы личностной и социальной зрелости 14-15 летнего выпускника интерната (детского дома) имеют первостепенное значение.
Подростковый возраст, трудный,
критический, для любого человека, таит
особые опасности для воспитанников
детских домов. Области развития
самосознания, временной перспективы
и профессионального
Одно из важнейших психологических
новообразований подросткового
возраста – обращенность в будущее.
Психологический самоанализ профессионального
самоопределения
В данном случае отсутствие
противоречивости в профессиональном
определении не может быть оценено
положительно. Подросток из массовой
школы, выбирая «земную», более соответствующую
своим способностям и объективным
обстоятельствам жизни
Остановимся на основных проблемах
детей-сирот подросткового
Первой проблемой является нарушение социализации.
Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей [53, с.34]. Этот процесс сложен для детей, воспитывающихся нормальной полноценной семье, а тем более в интернатных учреждениях, неблагополучных семьях.
Ребенок-сирота, так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей. Осваивая эти роли, человек и становится личностью. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит и усвоение той или иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднено, и требует индивидуального педагогического воздействия.
Вторая проблема - школьная
дезадаптация. Трудности в обучении
и поведении детей-сирот и