Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ
Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией про-грамм предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффекти-вность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.
Основными целями социальной политики государства являются:
- максимальное сохранение физического, интеллектуального, духовно-этического потенциала страны;
- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базо-вых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслужива-ние и общее образование;
- создание институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями и группами населения своих потребностей и интересов, проявления своей активности и раскрытия личности.
К числу важнейших задач социальной политики относят: - гармонизация общественных отношений;
- распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.;
- ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;
- обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;
- предоставление медицинских и образовательных услуг;
- расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, улучшение жилищных условий населения и т. д;
- оздоровление окружающей среды.
Основное содержание социальной политики раскрывается в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
прогностическая;
социальная защита населения;
управление социальными процессами и др.
С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.
Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:
гуманизм, социальная справедливость;
системность, непрерывность, преемственность;
принцип индивидуальной социальной ответственности индивида;
принцип социальных гарантий -предоставление гражданам гарантированно-го государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Принцип субсидиарности и адресности мер по социальной защите населе-ния, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения;
открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);
демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое об-суждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
действенный контроль общества над реализацией социальной политики.
В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержа-ние жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., — до обеспечения функцио-нирования и развития общества в целом.
Таким образом, социальная политика должна стимулировать всестороннее разви-тие человеческого потенциала общества, распространение эффективных способов и образ-цов экономического поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни населения и защищенности социально уязвимых слоев
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики
Современный опыт экономически развитых стран показывает, что эффективная государственная политика в социальной сфере обеспечивает не только повышение каче-ства жизни, социальную защищенность граждан, но и успех в экономической деятельно-сти государства. Социальное развитие становится важнейшим фактором, который необходимо учитывать при обсуждении ключевых вопросов экономической политики.
Общемировые тенденции свидетельствует, что социальная сфера выступает в роли ведущего фактора социально-экономического развития общества. По расчетам специалис-тов Всемирного банка увеличение затрат на развитие человека является в настоящее вре-мя стратегической линией развития большинства стран.
Эффективность развития современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает не только в экономику, но и в социальную сферу, как оно развивает данную сферу
То есть, социальная политика государства, выступающая как составная часть меро-приятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного произ-водства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономичес-кой деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели эконо-мического роста, а все другие аспекты экономического развития начинают рассматривать-ся в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической дея-тельности.
Не случайно видные экономисты (Д.Кейнс, В.Ойкен, Л. Эрхард) рассматривали социальные проблемы в тесной связи с проблемами экономического роста:
- создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов к труду
- поддержание стабильности в отношениях социальных групп поселения и внутри них;
- поддержание экономической стабильности и безопасности.
Рассматривая социальную сферу в качестве приоритета, экономически развитые государства основное внимание обращают на: улучшение материального благосостояния населения; повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры; рост инвестиций в человеческий капитал; социальную защищенность безработных и нетрудоспособных.
Системные исследования показывают, что устоявшимися характеристиками оптимальной взаимосвязи социального и экономического развития и в современных условиях являются:
высокие расходы общества на заработную плату (40-60% ВВП);
сбалансированные системы доходов населения, которые позволяют предупреждать высокую их дифференциацию (не более 1 к 10 раз по крайним децильным группам);
расходы социальные цели составляют не менее 19-25% ВВП;
существенная доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7-9% ВВП) и образование (4-6% ВВП).
Государственная политика, направленная на приоритетное развитие социальной сферы, своим результатом имеет высокоразвитую экономику, высокий уровень качества жизни. У стран с высоким экономическим развитием совокупные государственные расходы на социа-льные цели составляют от 19% от ВВП в Японии до 38,2% от ВВП в Швеции; Россия пока отстает от высоко развитых стран в этом отношении, поскольку показатель расходов на социальные цели в процентах от ВВП -13%. (см. табл. 1 ).
Кроме того, универсальным индикатором сбалансированности социального и экономи-ческого развития является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), ранжируемый от 0 до 1, включающий в себя: ожидаемую продолжительность жизни при рождении; интелле-ктуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обуче-ния); душевой доход в реальном исчислении (достойный уровень жизни).
Как видно из таблицы 2 самые высокие индексы ИРЧП характерны для экономически развитых стран таких, как Норвегия-0.971 (1 место в мире), Австралии-0.970, Канады-0.966 и т.д. Россия по этому показателю занимает 72 место в мире (ИРЧП России-0.817).
Рассматривая социальную сферу в качестве катализатора экономического развития, промышленно развитые страны осуществляют массированные инвестиции в образование, здравоохранение, информационное обеспечение, поддержание семьи, включая условия для поддержания духовной стабильности, профессиональной мобильности и др.
Таким образом, экономика и социальная политика органично взаимосвязаны и вза-имозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов их согласован-ного развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производствен-ных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние на состояние политической, культурно-духовной и социаль-ной сфер жизнедеятельности общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения благосостояния человека, обеспечения должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни.
Экономическая и социальная политики представляют собой самостоятельные, равноценные направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т.к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социа-льная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. С другой стороны, превышение экономи-ческих возможностей реализации социальных мероприятий, пренебрежение экономичес-кой целесообразностью при перераспределении доходов могут нанести урон экономике, подорвать материальные основы социального прогресса, привести к ускорению инфляции и обострению экономических проблем страны.
Социально-экономическое развитие характеризуется благоприятными условиями жиз-недеятельности граждан, способствующими раскрытию творческого потенциала, возможнос-тей и способностей человека и самореализации личности; обеспечением равной доступности всех членов общества к качественному образованию, здравоохранению; созданием условий за-нятости трудоспособного населения и достойной социальной поддержки нетрудоспособных и малоимущих граждан
§ 3. Модели социальной политики
В своем современном состоянии социальная политика сформировалась в ХХвеке. История предшествующих веков заложила основы всеобщего понимания необходимости проведения политики в области решения социальных проблем; понимания того, что соци-альные проблемы – это серьезное поле деятельности и государства, и негосударственных институтов, и непосредственно граждан.
В ХХ веке был сформирован широкий спектр различных программ, моделей со-
циальной политики. Среди них модели Швеции и Норвегии, Германии и Франции, Анг-лии и США, СССР и стран бывшего социалистического лагеря, а также модели стран Ла-тинской Америки, Азии и др. Практическая реализация моделей социальной политики зависит от политического устройства, уровня экономического развития, отношений соб-ственности, структуры управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций.
Существуют разные подходы к классификации моделей социальной политики. Строгое разделение дать сложно, поскольку ни одна страна в чистом виде не воплотила ни одну из моделей. В этом смысле моделей социальной политики столько же, сколько и стран мира.
Так, например, Комиссия Европейского Сообщества, чьей задачей является разра-ботка унифицированной модификации социальной политики для всего ЕС выделяет две основные модели:
1) Первая модель, часто называемая "бисмарковской" (при имени ее родоначальни-ка, канцлера Отто Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обусловливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, т. е. социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (стра-ховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают в установленном, как правило, через коллектив-ные договоры, размеры отчисления заработной платы, из которых формируются различ-ные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты.
Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Здесь социальная защита должна быть принципиально независима от "фи-нансовых инъекций" со стороны госбюджета. Конечно, для семей со слабыми возможно-стями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения, или благотворительно-сть. Но это вспомогательные механизмы, а не основополагающие принципы.
2)Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), ис-ходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к экономически ак-тивному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболе-ваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прик-репление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают ми-нимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональ-ных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государствен-ного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строя-щийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция.