Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ
В 2008 г. расходы государственных внебюджетных фондов в Российской Федера-ции составили около 2 трлн руб.
Целевые социальные фонды. В отличие от государственных внебюджетных фондов, само название которых свидетельствует об их относительной самостоятельности, в соста-ве государственного бюджета могут создаваться специальные целевые фонды, предназна-ченные для финансирования отдельных видов государственных социальных обязательств. Создание таких фондов преследует вполне определенную цель – обеспечить взаимно од-нозначное соответствие между принимаемыми на себя государством социальными обяза-тельствами и возможностями их финансирования. Наличие таких фондов не является обя-зательным и должно рассматриваться в качестве одного из вариантов преодоления систе-матического недофинансирования или полного отсутствия финансирования тех или иных социальных обязательств государства перед населением, а также для ускорения конкрет-ных направлений социальных реформ.
Средства работодателей. В формировании бюджета социальной политики, как уже отмечалось, принимают участие средства работодателей. Эти средства используют-ся для выплат работнику заработной платы и предоставления иных социальных гарантий, предусмотренных условиями найма работника и включенными в его трудовой договор (обычно для обозначения таких гарантий используется понятие «социальный пакет»). На работодателей, как правило, возлагается ответственность за:
- социальное страхование работника, предусмотренное государственным законодательством;
- возмещение возможного вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и частичную или полную утрату им в связи с этим трудоспособности;
- формирование средств для выплаты досрочных пенсий в связи с вредными условиями производства и некоторые другие социальные функции.
Бюджеты домохозяйств. Наконец, последним из источников социальных расхо-дов являются бюджеты домохозяйств. В принципе все расходы домохозяйства носят со-циальный характер, поскольку они связаны с обеспечением некоторого текущего уровня потребления (приобретения продуктов питания, товаров длительного пользования, оплата социальных и жилищно-коммунальных услуг), долгосрочными инвестициями в материа-льные (недвижимость) или нематериальные (образование, здоровье) блага. В зависимости от социальной политики, которая проводится государством, в бюджете домохозяйства меняется соотношение между отдельными расходными статьями.
Любое государство заинтересовано в рационализации расходов своего бюджета, значительная часть которых обусловлена наличием социальных обязательств, которые закреплены соответствующими положениями государственных законодательных актов. В связи с этим при разработке социальной политики и обосновании ее бюджета важно выде-лять, какие из имеющихся социальных обязательств должны быть профинансированы в обязательном порядке, а в отношении каких может быть поставлен вопрос об отмене или сокращении их размеров.
§ 3. Основные направления реализации социальной политики
В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопросов жизнедеятельности индивидов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспечение выживания и поддержа-ния жизнедеятельности слабейших членов общества - инвалидов, престарелых, одиноких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т. д., — до обеспечения функцио-нирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выражение в этих разнообразных областях.
Основными направлениями реализации социальной политики являются[5]:
Социальное страхование. Социальное страхование – наиболее важная часть соци-альной политики государства и основной элемент социальной защиты населения. Цель си-стемы социального страхования - обеспечить человеку экономическую защиту в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, в связи с безработицей.
Впервые система государственного социального страхования была создана в Гер-мании в конце XIX в. с принятием закона о страховании от несчастных случаев и по боле-зни (1883 - 1884 гг.), о введении пенсий по старости и инвалидности (1889 г.), затем в Австрии, Дании, Франции, Великобритании и других странах.
Различают две формы страхования - обязательное и добровольное. Последнее дей-ствует на основе страхового законодательства, так же как и обязательное, но носит добро-вольный характер и регулируется договором страхования (страховое обеспечение и дру-гие условия определяются по соглашению сторон).
В современных условиях по своим масштабам и степени развития основным видом социального страхования в развитых странах является пенсионное обеспечение. Государ-ство регулирует условия назначения пенсий (возраст, страховой или трудовой стаж и т.п), принцип определения размера пенсий (фиксированная, минимальная, зависящая от зара-ботка) и порядок образования фондов. Они формируются за счет государственных дота-ций, социальных налогов на работодателей, взносов страхуемых.
Другим видом социального страхования, обеспечивающего социальную защиту, является государственное социальное страхование по безработице. В странах рыночной экономики введено в 20-30 гг. XX в. Назначение пособия по безработице связано с выпо-лнением ряда требований, существенно ограничивающих круг лиц, которым оно может быть выплачено. Работник, обратившийся за пособием, должен иметь определенный стаж, получать необходимый минимум заработной платы за определенный период (квартал, год). Продолжительность квалификационного стажа в разных странах неодинакова, так же как и продолжительность выплаты пособия. Значительная доля выплат пособий по безра-ботице падает на государство.
Социальная защита в сфере занятости населения. Занятость, в отличие от труда, не деятельность, а общественные отношения – экономические и правовые – по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на определенном рабочем месте.
Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на нера-венстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с рабо-тодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь дол-жна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения являются развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределе-нию доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.
Только эффективная занятость создает материальную основу для реализации лю-бых социальных программ. Поэтому повышение экономической эффективности, продук-тивности занятости должно стать важнейшим приоритетом не только политики занятости, а экономической политики в целом.
Как видно из таблиц 4 и 5 в России за период с 2000 по 2008 года уровень занятости возрос на 5 % и составил 63,4%, а уровень безработицы снизился до 6,3%. На рис. 1 представлена динамика уровней занятости и безработицы
Рис. 1. Динамика уровня занятости и безработицы в России в 2000-2008 годах.
Источник: http://www.gks.ru/
Социальная политика в области заработной платы и доходов. Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
С помощью законов государство определяет также режим оплаты труда (через две недели или ежемесячно, например). В некоторых случаях политика заработной платы пре-дусматривает введение ее предельного уровня и сохранения этого уровня в течение опре-деленного времени. Используются также ограничения на темпы роста оплаты труда. Эти меры применяются для предотвращения инфляции. С другой стороны, для уменьшения негативных последствий инфляции, и прежде всего роста цен, в развитых странах исполь-зуется механизм индексации заработной платы. Порядок индексации различен. Он может носить общенациональный характер, а может быть зафиксирован в соглашениях, заключа-емых в рамках социального партнерства (между предпринимателями, профсоюзами и государством). Индексация может проводиться на уровне фирм или отдельных отраслей и фиксироваться в коллективных договорах предпринимателей и профсоюзов.
Различна величина индексируемой заработной платы. Полная индексация может быть осуществлена минимальной заработной платы, затем индексация начинает носить частичный характер, что способствует сдерживанию инфляции.
Заработная плата является одним из основных источников доходов населения. Оче-видно, что существует серьезная дифференциация оплаты труда. Дифферециация оплаты труда, явление объективное. В основе её лежат общечеловеческие законы о неодинаковых возможностях людей создавать ценности и затем получать в соответствии со своим трудом вознаграждение.
Для анализа дифференциации населения по доходам используют показатели «доля квинтильной группы в общем объёме денежных доходов» и коэффициент концентрации (индекс Джинни). Основой для расчета индекса Джинни является построение кривой Лоренца. Эта кривая представляет собой графическое изображение комулятивного распределения, в котором комулируются численность и доходы населения.
Стоит отметить, что дифференциация населения по уровню доходов за последние восемь лет усилилась. Соотношение доходов двух крайних децильных групп населения в Российской Федерации в 2000 году равнялось 13,9 раза, в 2007 году - 16,8 раза. В 2007 году на долю 10 процентов наиболее обеспеченного населения приходилось 31,41 проце-нта общего объёма денежных доходов населения, а на долю 10 процентов наименее обес-печенного населения - 1,9 процента.
Коэффициент Джинни в 2007 году был равен 0,422. Для сравнения, в развитых странах этот показатель не превышает уровня 0,36, а среднее значение коэффициента для этой группы стран составляет 0,29.
Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижнос-ть рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостояте-льное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Напри-мер, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жи-лья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительны-ми кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредито-вание или применяет к ним более мягкое налогообложение.
Согласно выводам экспертов, подавляющее большинство россиян в настоящее время не имеют возможности приобрести жильё в собственность даже по ипотеке. При этом по уровню обеспеченности населения жильём (без учёта качества и комфортности) Россия отстаёт от многих как развитых, так и развивающихся стран. В среднем на одного россиянина приходится 20,7 квадратного метра жилой площади, в то время как в США этот показатель равняется 70, в Великобритании - 62, в Германии - 50, в Китае - 27 квадратным метрам.
Социальная политика в сфере образования. Образование относится к числу не-отъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет сте-пень возможности для индивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-технологическая революция предъявляет высо-кие требования как к стартовому образованию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобучению взрослых. Образование вносит важнейший вклад не только в распространение знаний, но также в формирование личности обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потребностям общества.
Сама образовательная структура представляет собой достаточно сложный феномен, так как она включает учреждения государственного, муниципального и негосударствен-ного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрослым возможности полу-чения образования, так и профессиональная их подготовка. Система образовательных уч-реждений охватывает собой различные элементы: от дошкольного образования до после-вузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.
В России, финансирование образования составляет где-то 3% ВВП, развиты страны превосходят ее по этому показателю в 1,5-2 раза.
Социальная политика в сфере здравоохранения. Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценнос-тей. Его недостаток или отсутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признают-ся международным законодательством.