Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ
Одна из самых известных классификаций была предложена ведущим западным со-циологом Г. Эспинг-Андерсеном. Исходя из общих принципов государства благосостояния, ученый выделяет три типа такого государства, которые собственно и представляют собой основные модели современной социальной политики, существующие сегодня в экономически развитых странах Запада.
Эспинг –Андерсен выделил три основные модели социальных государств: либера-льная(англо-саксонская)
На основании таблицы 3 можно дать полную характеристику основных моделей социальной политики по Эспингу-Андерсену.
Либеральная модель(англо-саксонская):Форми
Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер госу-дарственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической по-литики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, явля-ющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюд-жета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направлен-ность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для разви-тия предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации произ-
водства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников
Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении про-изводства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего молодежь, пожилые люди.
Консервативная (корпоративная):
Данная модель характерна для стран с социально-ориентированной рыночной эко-номикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция.
Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социа-льные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, ос-новные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его кон-тролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи.
Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в слу-чае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника.
В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и рабо-тодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перера-спределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под конт-ролем государства) социально-страховые фонды.
Страной, где максимально полно реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая вообще первой в Европе и в мире ввела систему страхования. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социаль-ного страхования: Закон о страховании по болезни лиц промыслового труда — в 1884 г.; Закон о страховании от несчастных случаев на производстве — в 1885 г.; Закон об инва-лидности и страховании по старости — в 1891 г.
Таким образом, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных ра-бочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возника-ют при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения неве-лика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и обществен-ную помощь, обычно не очень большую.
Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразуме-вает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами го-сударственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании, а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Основная часть государственных расходов идет на удовлетво-рение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспреде-ление национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональ-ном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование дейст-венных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы. Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую часто называют эгалитарной. Она возводит заботу государства о своих гражданах в ранг национального культа.
Главным принципом социального обеспечения является универсализм. Имеется в виду, что социальное обеспечение – это право всех граждан, гарантированное главным образом государственным сектором (бюджетом).
Таким образом, скандинавская модель характеризуется высокой степенью универ-сальности и институционализации с упором на государственный сектор. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в соче-тании с частой благотворительностью. В консервативной модели упор делается на реше-ния, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое на-селение трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зави-сит от местных властей или частных благотворительных органов.
Стоит отметить, что отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.
ГЛАВА ІІ
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики
Термином механизм в экономике и социальной политике обозначают порядок ка-кого-либо вида экономической или социальной деятельности, последовательность состоя-ний, процессов, определяющих действие.
К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нор-мативная база, экономический механизм, налоговые рычаги и стимулы, административ-ные решения (административный ресурс), а также политические методы.
Законодательная и нормативная база социальной политики. Все действующие законодательные и нормативно-правовые документы, которые регламентируют разработ-ку и проведение социальной политики, разделяются на несколько крупных групп.[1]
К первой группе относятся документы, составляющие системообразующее госу-дарственное социальное законодательство. Это – государственные законы, определя-ющие общие, принципиальные условия функционирования различных отраслей социа-льной сферы, включая трудовые отношения, пенсионное обеспечение и т.п. Такие до-кументы разрабатываются и принимаются на уровне государственных органов законо-дательной и исполнительной власти. Изменения в документы данной группы также вносятся только на государственном уровне.
Основополагающим законом о социальной политике в России является Конститу-ция Российской Федерации, принятая в 1993 году. В статье 7 провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие лич-ности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и за-щиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцов-ства и детства.. Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отно-шений в обществе. Дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ве-дения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определя-ет роль президента и Правительства Российской Федерации в проведении государствен-ной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, на-мечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления.
В состав второй группы входят документы, которые определяют условия исполне-ния системообразующего социального законодательства, или нормативные материалы те-кущего характера. Например, системообразующими документами первой группы в стране может быть введена трехуровневая система государственного пенсионного обеспечения, которая включает трудовую, страховую и накопительную части пенсий. В этой ситуации документами второй группы в зависимости от демографической и социально-экономичес-кой ситуации в стране могут корректироваться тарифы обязательных страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение, нижние границы пенсионного возраста, устанавливаться бюджет пенсионной системы на очередной финансовый год, вводиться ее другие количественные параметры.
К третьей группе относятся законодательные и нормативные материалы, которые принимаются органами законодательной и исполнительной власти на региональном и местном уровнях. Ими определяется бюджет социальной политики в части расходов, ко-торые финансируются из средств региональных (местных) бюджетов, устанавливаются региональные доплаты к государственным социальным трансфертам (например, так назы-ваемым социальным пенсиям), вводятся дополнительные меры социальной поддержки населения.
Основное требование, которое предъявляется к законодательной и нормативной ба-зе социальной политики в устойчивых экономиках, заключается в сочетании ее стабиль-ности с гибкостью, позволяющей оперативно вносить необходимые изменения, отражаю-щие экономическую и социальную конъюнктуру. В реформируемых экономических сис-темах законодательная и нормативная база социальной политики должна быстро изменя-ться с тем, чтобы не тормозить реформы, осуществляемые в обществе.
Принятая законодательная и нормативная база социальной политики определяет особенности всех прочих ее механизмов.
Экономический механизм представляет собой собственно набор инструментов и методов осуществления социальной политики государства. То есть, это комплекс социаль-ных трансфертов, которые выделяются государством и перераспределяются между его населением.
Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представляют собой целе-направленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими орга-низациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и дру-гие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, инди-видуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Главная задача, решаемая системой социальных трансфертов, обеспечение необ-ходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпо-сылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
Социальные трансферты могут осуществляться в разных формах.[2]
Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систе-му социальных благ и услуг, предоставляемых государством социально уязвимым груп-пам населения на основе проверки нуждаемости. В данном случае социальные трансфер-ты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в трудные жизненные ситуации.
При помощи социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уме-ньшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфер-тов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.