Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ
Огромное внимание уделяется обеспечению врачам, медицинскому персоналу дос-тойной заработной платы. Также, выделяются средства на переподготовку и повышение квалификации медицинского персонала.
К сожалению, в России слабо развиты программы борьбы с алкоголизмом и куре-нием. Хотя по статистике, именно эти факторы пагубно сказываются на здоровье населе-ния и уносят тысячи жизней(особенно мужчин в трудоспособном возрасте).
Политика в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи
Согласно статье 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства.
Основные задачи РФ в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи.
В качестве основных направлений осуществления данной политики выступают:
В России осуществляются государственные выплаты при рождении ребёнка, а так-же помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям; данные выплаты постоян-но индексируются.
С 2007 года действует Закон о «Материнском капитале», позволяющий получать определенную сумму средств через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям. Материнский капитал предоставляется семьям, которые роди-ли второго, третьего ребенка. Материнский капитал призван стимулировать рождаемость. В 2007 году его размер был 250 тыс. р, в 2010-343 тыс р. Распоряжаться средствами мате-ринского (семейного) капитала возможно только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка. По оценке, в 2007 году право на материнский капитал получили 570—580тыс. россиянок.
Также детские пособия существенно увеличились уже с 1 января 2007 года. Теперь минимальное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 1500 руб., за вторым и последующими детьми – 3000 руб. Важно, что такое пособие теперь по-лучают и неработающие женщины, а для работающих мам его размер составляет 40% за-работка, но не менее 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. – на остальных детей.
Семьи, воспитывающие приемных детей, с этого года получают ежемесячное посо-бие в размере 4000 руб. на каждого ребенка, а зарплата приемных родителей составляет 2500 руб. Кроме того, установлен новый вид пособия – единовременная выплата при пере-даче ребенка на воспитание в семью. Его размер аналогичен размеру единовременного пособия при рождении ребенка – 8000 руб.
Для уменьшения процента младенческой смертности также предусмотрен целый комплекс мер.
С 2006 года осуществляется программа «Родовой сертификат». В ходе ее реализации создан механизм, повышающий качество наблюдений за состоянием здоровья беременных женщин и новорожденных детей.[7]
Так, с 2007 года во всех регионах внедрен новый стандарт диспансерного наблю-дения ребенка в течение первого года, включающий дополнительные осмотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стоматолога и отоларинголога, а также ультраз-вуковое исследование, в том числе тазобедренных суставов.
Продолжается оснащение отделений реанимации и интенсивной терапии новорож-денных современным медицинским оборудованием и аппаратурой для выхаживания ново-рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела.
Большую роль в увеличении рождаемости и снижении младенческой смертности играет улучшение репродуктивного здоровья населения. В 2007 году утвержден стандарт медицинский помощи нуждающимся в экстракорпоральном оплодотворении. Объем этой помощи ежегодно увеличивается, что способствует увеличению числа родившихся детей.
Один из ведущих факторов, приводящих к нарушению репродуктивной функции, бесплодию, возникновения гинекологических заболеваний у женщин, - аборты.
В этом направлении Минздравсоцразвития России проводилась планомерная рабо-та по снижению числа абортов. Сокращен перечень медицинских показаний более чем на 70 заболеваний для искусственного прерывания беременности. Женщины с этими заболеваниями теперь получили возможность родить желанного ребенка.
В женских консультациях введены должности социальных работников и психоло-гов для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам. В регионах, где работа психологов и социальных работников женских консультаций постав-лена на должном уровне, удалось снизить число абортов на 18-20% (Волгоградская, Сама-рская области, Красноярский край).
Предлагается ввести сертификат на оплату обучения для женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, предоставляющий возможность пройти профессиональное обучение
После десятилетнего периода ежегодного сокращения числа рождений начался процесс роста рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости вырос: в 2006 г. он составлял 1,296, в 2007 г. - 1,406, в 2008 г. - 1,494.
Также уделяется внимание помощи молодым семьям в приобретении жилья, разви-вается система государственной поддержки семей находящихся в трудной ситуации. 2008 год даже был объявлен Годом Семьи. Всесторонне пропагандируются и культивируются семейные ценности.
Политика в области миграции и расселения
Задачи РФ в области миграции и расселения
регулирование миграционных потоков в целях создания действенных меха-низмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения
Для возвращение на родину граждан, которые покинули Россию в 90-е годы была создана Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом принята указом Президента РФ 28 июня 2006 года. Программа направлена на переселение людей, оказав-шихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию.[8]
Регионы России, участвующие в программе разделены на три категории («А» - преимущественно стратегически важные для России приграничные территории; «Б» - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев, «В» - территории с устойчивым социально-экономическим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток.
При переселении участник программы и члены его семьи получают государствен-ную гарантию и социальную поддержку, в частности, оплачивается стоимость переезда на постоянное место жительства, компенсируются расходы на уплату государственной пош-лины, выплачивается единовременное пособие на обустройство («подъёмные»), в течение первых шести месяцев при отсутствии иных доходов выплачивается пособие в размере 50 % от прожиточного минимума в регионе.
В 2008 году в России по программе пребывало о 890 (380) соотечественников и членов их семей, а более 15 тыс. человек уже приняли решение о добровольном пересе-лении. В марте 2009 года было объявлено, что в 2008 году программой воспользовалось 10 000 человек. На январь 2010 года на территорию России прибыло более 17 тысяч уча-стников программы и членов их семей в рамках реализации 13 региональных программ переселения (12 принято в 2007 году, 1 – в 2008 году).
Всего же получили свидетельство более 23 тыс. участников Государственной прог-раммы и членов их семей, а анкеты для участия в Государственной программе содержат сведения о более чем 59 тыс. человек. Эти показатели отражают имеющийся потенциал Государственной программы.
Следующим направлением миграционной политики служит привличение трудовых мигрантов. В Россию по разным оценкам трудятся от 8 до 10 млн мигрантов, больша часть которых граждане стран СНГ. В связи с этим необходимо разрабатывать механизмы интеграции мигрантов в российский социум. Ко всему прочему, также сейчас рассматри-вают возможность ужесточения правил трудовой миграции. Предлагается ввести обяза-тельный экзамен по русскому языку, а также новые правила мониторинга за количеством мигрантов и их деятельности.
Также в России создана государственная система помощи беженцам, которая регулируется законами "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
§ 3. Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает следующие приоритетные направления совершенствования демо-графической политики:
-сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспо-собном возрасте от внешних причин;
-сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 ра-за, укрепление репродуктивного здоровья населения; создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболева-емости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболева-ниями (СПИД, туберкулез), улучшение качества жизни больных, страдающих хроничес-кими заболеваниями, и инвалидов;
-повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
-укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
Решение задачи по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудо-способного возраста, включает в себя: -сокращение уровня смертности от заболеваний за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направлен-ных на предупреждение развития указанных заболеваний;
-улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;
-сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на произво-дстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками
-повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
-повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятно-го исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обес-печения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовс-помогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи жен-щинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
-проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления наруше-ний состояния здоровья детей и подростков;
Приоритетные направления популяризации здорового образа жизни: -формирова-ние у различных групп населения мотивации для ведения здорового образа жизни;
-разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции,;
-создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
Приоритетные направления совершенствования уровня рождаемости включают в себя: -усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
-развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);
-усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала;
-усовершенствование механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов;
-создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет внедрения новых схем кредитования и социальных программ;
-реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолет-них детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью;
Приоритетные направления совершенствования института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
-обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
-совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
-укрепление института российской семьи на основе народных традиционных соци-окультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
-формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;
-обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;