Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа
Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ
оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
Приоритетные направления совершенствования миграционной политики России:
-дальнейшее содействие добровольному переселению соотечественников, прожи-вающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
-привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпуск-ников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в РФ, привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в РФ с во-зможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
-совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
-разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привле-кательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют прио-ритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адапта-ции иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
-создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество .
К 2025 году предполагается: -обеспечить постепенное увеличение численности населения(в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;
-увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
-увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
-обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.
Только комплексная реализация всех приоритетов данной концепции позволит дос-тичь приведенных результатов. Очевидно, что все эти направления потребуют огромных финансовых затрат, но, как известно, инвестиции в демографическую политику являются залогом экономического развития государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, на основе проведенного исследования теоретико-методологической основы социальной политики и реализации социальной политики на практике на примере демо-графической политики России были получены следующие выводы:
- Социальная политика –это совокупность принимаемых органами государствен-ного управления, работодателями, профсоюзными и другими общественно-политически-ми структурами решений, учитывающих общественное мнение, и направленных на фор-мирование социальной стратегии государства в целях развития общества, создания общес-твенно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества (объектов социальной политики), повышение уровня и качества жизни, а также мероприятий по практическому осуществлению этих решений.
-Социальная политика определяется характером государственного устройства, целями, которые преследуются государством;
- Формируется в контексте социальной структуры общества и представляет собой государственную социальную доктрину, или концепцию социального развития страны;
- Социальная политика неразрывно связана с проводимой экономической полити-кой и зависит от нее (в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения соци-альной политики); но и экономическая политика зависит от социальной;
-Сущность и содержание социальной политики раскрывается через определение функций, целей, принципов, задачи ее осуществление, а также через определение субъектов и объектов социальной политики;
-Главным субъектом социальной политики является государство, которое реализует свои функции через социальные программы;
-Социальная политика должна стимулировать всестороннее развитие человечес-кого потенциала общества, распространение эффективных способов и образцов экономи-ческого поведения, развитие социальных отраслей хозяйства, рост качества жизни насе-ления и защищенности социально уязвимых слоев;
-Существуют различные классификации моделей социальной политики, но основ-ная из них это Эспинга-Андерсена, который выделил либеральную, консервативную и социально-демократические модели. Стоит отметить, что отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал-демократической моделей при явном преобладании черт одной из них;
- К основным механизмам социальной политики относятся законодательная и нор-мативная база, экономический механизм, налоговые рычаги и стимулы, административ-ные решения (административный ресурс), а также политические методы. Экономический механизм реализуется через набор социальных трансфертов(пособии, пенсии, стипендии);
- Институты социальной политики представляют собой элемент социальных инсти-тутов, обеспечивающий проведение социальной политики в государстве. Все институты социальной политики могут быть условно разделены на профильные, для которых провед-ение социальной политики является основной задачей их деятельности и непрофильные, которые создают внешние условия для проведения социальной политики;
-Финансирование социальной политики включает в себя следующие основные эле-менты (в части расходов этих составляющих на социальные цели): 1)консолидированный государственный бюджет, охватывающий:( 1.1. бюджет центрального правительства; 1.2. бюджеты отдельных административно-
- В границы социальной политики включается достаточно обширный круг вопро-сов жизнедеятельности индивидов и общества. Но все же главными направлениями реа-лизации социальной политики являются - социальная защита, социальное страхование, социальная политика в сфере здравоохранения и образования, жилищная политика и социальная политика в сфере занятости и доходов населения;
-Современная демографическая ситуация в России вызывает некоторые опасения. Для страны характерна естественная убыль населения, при не достаточно высоких показа-телях рождаемости. Для России характерна высокая диспропорция в соотношении муж-чин и женщин 45,5%/55,5%. Кроме того, население России неуклонно стареет и в буду-щем на одного работающего может приходиться 2-3 пенсионера;
Демографическая политика реализуется в таких направлениях, как Политика в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, Политика в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи и.Политика в области миграции и рас-селения;
-Комплексная концепция демографического развития России до 2025 года, предла-гает целый ряд направлений совершенствования демографической политики, если реали-зовывать их в комплексе, то к 2025 году можно добиться серьезных сдвигов в демографии РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательство
1)Конституция РФ.-М., 1993.
2)Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007 «Об утверж-дении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
1)Баркер Р. Словарь социальной работы. /Перев с англ. - М., 1994. - 134 с.
2)Волгин Н.А.Социальная политика: Учеб. для вузов / Рос. акад. гос. службы. - М.: Экзамен, 2006. - 734 с.
3) Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах.- СПб.: Образование - культура, 2006. - 138с.
4) Зайнышев И.Г. «Взаимосвязь социальной политики с социальной работой» - М: Союз, 1997. - 210 с.
5) Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: МарТ, 2005. – 528 с.
7) Колесов В.П., Маккинли Т. Человеческое развитие: новое измерение социаль-но-экономического прогресса: Учебное пособие. - М.: Права человека, 2000. -464 с.
8) Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа : Учебное пособие.- Тамбов.: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.– 140 с.
9)Медков В. М.Демография: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 448 с.
10) Павленок П. Д. Основы социальной работы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
11)Савченко П.В., Кокин П.Ю. Политика доходов и заработной платы: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.
12) Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика: Учебник. М.: Издатель-ский дом «ГУ-ВШЭ», 2004. -432 с.
13) Соколова М. С., Ящерицына О.В. Основы социальной политики: Учебно-мето-дический комплекс для бакалавров.- М.: Издательский дом «АТИСО», 2008.-232 с.
14) Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие– М.: ИНФРА-М, 2004. – 427с.
15) Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учеб. пособие- 2-е изд. - М.: Дашков и Кo, 2008. - 216 с.
16) Международный опыт организации системы социальной помощи. На примере пяти стран.- Москва.: Международное бюро труда, 2004. -124с.
17) Доклад о развитии человека 2007/2008.-М.: Весь Мир,2007.- 384 с.
18) Esping-Andersen. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity Press & Princeton: Princeton University Press, 1990.-228 с.
Периодическая литература
19).Бойко О.В.Сомнение или надежда: зарубежные образы социальной политики России //Мир России: социология, этнология. 2003. №1 -С. 85-97.
20).Волков А."Шведский социализм" сегодня // Современная Европа. 2003.№2.- С. 80-86.
21) Григорьева И.А. Модели социальной политики в современном обществе: одна, две или больше?//Управленческое консультирование.1998. №1.-С. 18-25.
22) Роик В. Социальный бюджет: Хронические диспропорции//Социальное партнерство. 2009. №1.-С. 23-30
23)Максимова А.А. Модели социальной политики зарубежных стран и выбор России//Налоги, Инвестиции, Капитал.2002. №1-2.-С. 15-24.
24). Пешихонов Ю. В., Водопьянов С. В. Современные проблемы финансирования социальной сферы // Финансы. 2001.№3 – С. 20 – 39.
25) Ушмодин А.В. Особенности взаимосвязи социального и экономического разви-тия России//Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Рос-сийской Федерации.2008 .№3.-С.36-44.
26) Щербакова Е. Расходы на социальную сферу в 2004 г. по странам (в % от ВВП) //Демоскоп Weekly. 2006. № 263-264
Интернет-источники
http://www.gks.ru/-Госкомстат РФ
http://ru.wikipedia.org/-
http://demoscope.ru/ -Электронная версия бюллетеня Население и Общество
http://www.minzdravsoc.ru/
http://www.fms.gov.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Объем расходов на социальную сферу в процентах от ВВП по странам(2004)
Швеция | 38,2% |
Дания | 37,9% |
Франция | 34,9% |
Германия | 33,2% |
Норвегия | 33,2% |
Бельгия | 32,7% |
Швейцария | 31,6% |
Финляндия | 32,3% |
Великобритания | 25,9% |
Португалия | 23,2% |
Австралия | 22,5% |
Канада – | 22,1% |
США | 19,4% |
Япония | 18,6% |
Россия | 13% |