Социальная политика государства: цели, модели, практика, связь с экономической политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Цель - изучить теоретические основы социальной политики и реализацию социальной политики на практике.
Задачи:
1) На основе анализа теоретико-методологической базы социальной политики определить сущность и содержание социальной политики.
2) Определить и получить развернутую характеристику механизмов и инструментов реализации социальной политики.
3) Выявить ключевые направления реализации социальной политики.
4) Проанализировать демографическую ситуацию в России и выявить направления совершенствования демографической политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………............................3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
§ 1. Понятие и сущность социальной политики…………………………………………….....5
§ 2. Взаимосвязь экономической и социальной политики.………………………………….10
§ 3. Модели социальной политики…………………………………………………………....12
ГЛАВА ІІ. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ………………………..17
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Механизмы и инструменты реализации социальной политики………………………...17
§2. Финансовое и институциональное обеспечение социальной политики государства….21
§ 3. Основные направления реализации социальной политики……………………………..26
Глава ІІІ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ …………………..32
ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
§ 1. Демографическая ситуация в России……………………………………………………..32
§ 2. Основные направления демографической политики РФ………………………………..35
§ 3.Приоритетные направления совершенствования демографической политики РФ……41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………....47
Приложение І
Приложение ІІ
Приложение ІІІ
Приложение ІV
Приложение V
Приложение VІ
Приложение VІІ

Работа состоит из  1 файл

заикина_арина_курсовая работа.doc

— 682.00 Кб (Скачать документ)

Важными факторами политики в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являют-ся функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, и вредителей.

Нельзя не отметить, значимость внедрения новых технологий и оборудования в сферу здравоохранения, для улучшения качества медицинского обслуживания и своевременной диагностики заболеваний у человека.

В России общие расходы на здравоохранение составляют 4,5% в процентах от ВВП. В развитых странах на финансирование данной отрасли идет в 2-2,5 раза больше средств.

Таким образом, при проведении социальной политики используются различные механизмы, в состав которых входят законодательные и нормативные документы, финан-совый механизм, налоговые рычаги и стимулы, административный ресурс и политические методы. Государственная социальная политика проводится при помощи институциональ-ных структур, которые для социальной политики могут быть либо профильными, либо непрофильными.

Социальная политика включает в себя большое количество различных направлений от жилищной политики до политики в сфере доходов и занятости. Реализация данных нап-равлений в комплексе гарантирует населению минимальный доход; социальную защиту от болезней, инвалидности, безработицы, старости и т.д.

 

Глава ІІІ

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

 

§ 1. Демографическая ситуация в России

 

По оценке Госкомстата, численность постоянного населения Российской Федера-ции на 1 января 2009 года составила 141903 тыс. человек и в течение 2009 года увеличи-лась на 24 тыс.человек, или на 0,016 %. Рост населения в стране прекратился с 1992 года. Динамику изменения численности населения хорошо видно из рисунка 2.

Резкое снижение естественного прироста населения России, проявившееся с 1989 г., было следствием наложения двух неблагоприятных тенденций: обвального снижения рождаемости и значительного роста смертности. Смертность в 1,5 раза превысила рождаемость, население сокращалось на несколько сотен тысяч человек ежегодно.

Негативной особенностью России является тот факт, что в результате демографи-ческого перехода рождаемость упала до уровня развитых стран, в то время как смертность достигла уровня развивающихся

Рис. 2 .Динамика изменения численности населения России с 1989 по 2009 г(млн ч)

Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo11.htm

Можно также отметить, что депопуляция населения России особенно ярко проя-вляется в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Южном Федеральном округе наблюдается прирост населения за счет увеличения рождаемости.

Для России характерна резкая диспропорция между количеством мужчин и жен-щин(см. рис. 4 ). Превышение численности женщин по сравнению с численностью муж-чин, составляет 10 млн человек против 9,6 млн в 1989. Соотношение мужчин и женщин по переписи 2002 года было более благоприятным в сельском населении — 52,4 % женщин, против 53,8 % — в городском (53,4 % женщин во всем населении). Заметим, что доля женщин в населении в 1989 была чуть меньше (53,3 %).

Рождаемость и смертность. Рождаемость в России не достигает уровня, необхо-димого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,5(см. рис. 3) ( максимальный — в Чечне (2,772), минимальный — в Ле-нинградской области (1,034), тогда как для простого воспроизводства населения без при-роста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11—2,15.

Как видно из таблицы 6 для России характерна естественная убыль населения-362 тыс ч за 2008 год , начиная с 1995 года. Можно отметить, что рождаемость в последние годы начала увеличиваться (в 2008 году рождаемость составила 1713,9, что на 110 тысяч больше чем в 2007 году), а смертность незначительными темпами сокращаться.

Следует отметить, что в августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек

Тенденции рождаемости в России укладываются в мировой демографический кон-текст, при котором уровень рождаемости развитых стран не обеспечивает замещение по-колений Общий коэффициент рождаемости в России достиг показателя, соответствующе-го показателю развитых стран Запада, однако, поскольку смертность остаётся на высоком уровне и снизилась средняя продолжительность жизни, то естественная убыль населения в России приобрела катастрофический характер. Региональные различия рождаемости час-тично сглаживаются. Если в 60-е годы суммарный коэффициент рождаемости составлял в Москве 1,4, а в Дагестане — 5, то к настоящему времени этот показатель в Москве неско-лько снизился приблизительно до 0,9 , а в Дагестане упал до 2,13.

Также стоит отметить, что сейчас для российских семей характерно наличие в основном 1 ребенка в семье. Сокращается среднее число детей в семье (1,63). Снижается число многодетных семей. Примерно 2/3 семей имеют детей, а остальные — либо молодые супруги, либо пожилые пары.

Немало важен и тот факт, что Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по числу абортов (до 1995 года второе после Румынии), однако их количество сокращается — с 206 на 100 рождений в 1990 до 126 в 2006 году.

. Кроме того, сейчас средний возраст роженицы составляет 27 -29 лет. Раньше 21-24 года. Это связано с тем, что многие женщины в современном российском обществе настроены прежде всего на достижение карьерных высот, поэтому детей они рожают как правило, после 30 лет.

Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значи-тельно выше среднеевропейского показателя.. Однако, детская смертность в России лишь немного выше, чем в среднем по Европе  и составляет 8,1 умерших до года на 1000 родив-шихся живыми.

Средняя продолжительность жизни российского мужчины 61,4 года, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. Продолжительность жизни женщин значительно выше — 73,9 года. По продолжительности жизни Россия далеко отстаёт от развитых стран, заняв в 2002 году среди 162 стран, для которых этот показатель рассчитывался, 100-е место (109-е для мужчин и 74-е для женщин).

Старение населения. В настоящий момент 16 % от численности населения —лица моложе трудоспособного возраста;63 % — население трудоспособного возраста 21 % — старше трудоспособного возраста

Рис.5. Распределение населения России по возрастным группам в 2009 году, в%.

Источник: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo14.xls

По прогнозам Российской Академии наук, к 2016 году пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20 % от общего числа россиян, а дети до 15 лет — всего 17 %. Старение населения в ближайшее время может отрицательно сказаться на развитии эконо-мики страны, когда на одного работающего будет приходиться 2-3 пенсионера.

Миграционная ситуация. В 2008 году в Россию прибыло 2,2 млн ч, а выбыло 1,9 млн ч. То есть миграционный прирост составил -300 тыс ч. Число людей, покидающих Россию постепенно снижается, а число людей возращающихся в страну остается относи-тельно стабильным на уровне 2-2,3 млн ч (см. рис. 6 и рис. 7.)

Согласно опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находилась на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн чел. — 9 % населения.. В 2007 году количество легально прибывших в Россию оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.

Таким образом, очевидно, что для России характерна естественная убыль населе-ния. Хотя, конечно, можно отметить и некоторые положительные сдвиги за последние го-ды: в 2009 году в России родились 1 миллион 762 тысяч детей, что на 50 тысяч больше, чем это было годом ранее. Смертность в РФ уменьшилась на три процента, а показатель младенческой смертности сократился на 19,2 процента. Количество абортов снизилось на 23,1 процента.

Одновременно число родившихся детей выросло на 19,2 процента, а средняя продолжительность жизни по стране увеличилась до 69 лет против 66 лет в 2006 году

По имеющимся оценкам, к 2050 году население России составит от 83 до 115 млн чел..В частности, в среднесрочной программе социально-экономического развития, под-готовленной Министерством экономического развития РФ, указывается, что при сохране-нии нынешних темпов миграции к 2025 численность россиян сократится примерно до 120 млн, а к 2050 — до 100 млн человек, Прогноз ООН — 115 млн чел., прогноз Института социально-политических исследований РАН — 83 млн. чел.

 

 

§ 2. Основные направления демографической политики РФ

 

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года основными направлениями демографической политики России являются:

- Политика в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения;

-Политика в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи;

-Политика в области миграции и расселения.

Политика в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни населения

Здоровье нации - это один из главных залогов экономического и социального развития государства.

В РФ согласно 41 статье Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учре-ждениях оказывается гражданам бесплатно.

Задачами в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжите-льности жизни в России являются:

       увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

       профилактика, сохранение и укрепление здоровья населения;

       увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

       улучшение репродуктивного здоровья населения;

       повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия;

       переоснащение инфраструктуры медицинских учреждений новым современным оборудованием.

Обратимся к программам (концепциям) направленным на охрану прав человека на здоровья.

В период реформирования и становления системы здравоохранения, принимаются концепции развития здравоохранения в РФ (Концепция охраны здоровья здоровых в Рос-сийской Федерации от 21 марта 2003 г.;). Самым важным шагом было разработка и при-нятие национального проекта «Здоровье». Он был разработан в связи с ухудшением демо-графической ситуации и здоровья населения, а также для исправления негативных пока-зателей системы здравоохранения.

К 2005 г. главными проблемами в здравоохранении были: устаревшая материально-техническая база (износ медицинского оборудования и зданий составлял 60-65%), низкая заработная плата (средняя заработная плата в здравоохранении была 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране), плохая укомплектованность поликлиник врачебными кадрами (56%) и их недостаточная квалификация (около 30% врачей участковой службы не проходили спе-циализацию более 5 лет), обеспеченность населения  высокотехнологичными видами медицинской помощи в среднем равнялась 10-35 и т.д.

Национальный проект «Здоровье» направлен на: Обеспечение здоровья детей; Обе-спечение здоровья молодежи; Укрепление здоровья трудоспособного населения; Сохра-нение здоровья  пожилых людей/

О результатах данной программ в сфере увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья пока говорить рано. Но все же уже есть первые положительные результаты.[6]

Во- первых, можно констатировать что государство действительно начало активно пропагандировать здоровый образ жизни. Большое внимание  сейчас уделяется детско-юношескому спорту, проводятся различные акции социального характера, которые направлены на убеждение людей отказаться от вредных привычек, начать заниматься спортом.

В сфере инфраструктуры в 2008-2010 годах осуществляется финансирование прое-ктирования, строительства и оснащения 2-х федеральных перинатальных центров, а также софинансирование из федерального бюджета строительства и оснащения 19-ти областных (краевых, республиканских) и оснащения 3-х перинатальных центров в 22-х субъектах Российской Федерации.

Кроме того, с 2007 года в рамках реализации подпрограммы «Здоровое поколение» ФЦП «Дети России» на 2007-2010 годы осуществляется строительство и реконструкция 32 региональных объектов родовспоможения и детства, на это выделено 1, 6 млрд. рублей (90% от запланированных объемов финансирования). За это время в эксплуатацию введено 6 объектов капитального строительства учреждений родовспоможения и детства.

Ежегодно растет число детей, которым оказана медицинская помощь с использо-ванием высокотехнологичных видов.

В 2009 году увеличены нормативы финансовых затрат на оказание высокотехноло-гичных видов медицинской помощи по ряду важных заболеваний.

Одно из эффективных направлений ранней диагностики и терапии врожденных и наследственных заболеваний - неонатальный скрининг, который с 2008 года проводится во всех регионах. Проведение массового обследования новорожденных на наследствен-ные заболевания позволяет обеспечить раннее выявление детей с тяжелыми наследствен-ными и врожденными заболеваниями, провести своевременное лечение для сохранения здоровья и профилактики инвалидности, а также снизить показатели младенческой и детской смертности.

С 2007 года во всех регионах внедрен новый стандарт диспансерного (профилакти-ческого) наблюдения ребенка в течение первого года, включающий дополнительные ос-мотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стоматолога и отоларинголога, а также ультразвуковое исследование, в том числе тазобедренных суставов.

Определенное влияние на состояние репродуктивного здоровья, как женщин, так и мужчин, оказало улучшение состояние общего здоровья работоспособного населения. Проведение с 2006 года дополнительной диспансеризации работающих граждан позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях, повышать эффективность лечения, снизить сме-ртность женщин фертильного возраста и мужчин. Выявление заболеваний репродуктив-ной сферы, системы кровообращения и других органов у лиц фертильного возраста позво-ляет провести своевременное эффективное лечение, сохранить соматическое здоровье и повысить репродуктивный потенциал работающего населения.

Информация о работе Социальная политика государства: цели, модели, практика, связь с экономической политикой