Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

1.  Детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей, а также лицам из  числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  предоставляется бесплатное медицинское  обслуживание и оперативное лечение  в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

2.  Детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  а также дети, находящиеся под  опекой (попечительством), имевшие закрепленное  жилое помещение, сохраняют на  него право на весь период  пребывания в образовательном  учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2.Регистрационный учет  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, осуществляется  как по месту жительства (место  закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных  учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может  предоставляться целевая безвозвратная  ссуда на приобретение жилого помещения  жилой площадью не ниже установленных  социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4.Требование законодательства  о необходимости предварительного  разрешения органов опеки и  попечительства на совершение  сделок в отношении приватизированных  жилых помещений, собственниками  которые являются дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

5. В случае смерти  родителей или принудительного  размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

6. Для обеспечения  жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей,  гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

2.  Предприятиям, учреждениям,  организациям, создающим специальные  рабочие места гражданам из  числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

3.  Должностные лица, виновные в нарушении условий  трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с  гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

4.  Органы исполнительной  власти субъектов РФ обеспечивают  профессиональную подготовку и  профессиональную деятельность  выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5.Ищущим работу и  зарегистрированным в органах  государственной службы занятости  в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости  в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц  данной категории.

6.Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих  прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

1.  Должностные лица  органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

2.  Нормативные правовые  акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.

3. Неисполнение либо  ненадлежащее исполнение должностными  лицами федеральных законов государственной  власти своих обязанностей, предусмотренных  настоящим законом, влечет за  собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области функционируют службы социальной и психологической помощи. Социальная работа в данном учреждении проводится в следующих направлениях:

-организация медико-психолого-педагогической  комиссии при участии специалистов  детского дома, для разработки  дальнейшего плана работы с ребенком;

-оформление пенсий;

-взыскание алиментов  с родителей «отказных» детей,  по решению суда;

- решение вопросов  по закреплению жилой площади;

- определение статуса  ребенка;

- организация посещений  детей родственниками и другими  взрослыми, с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем специалиста.

Воспитательная работа.

Воспитательная работа в дошкольной группе проводится в  следующих направлениях:

- занятия по лепке,  аппликации, рисованию;

- изготовление поделок  из природного материала, оригами;

- игры на свежем  воздухе (ветер-ветер, Догони меня, Мой веселый звонкий мяч, подбрось  и поймай, найди, где спрятано  и т.д.);

- хозяйственно-бытовой  труд (поддержание порядка в групповой  комнате, стирка мелких вещей,  мытье игрушек, подготовка столов к приему пищи и т.д.);

- наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);

- труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);

- нравственное воспитание.

Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог по постановке голоса.

Во время прохождения  практики наблюдалась переуплотненность дошкольной группы (16 детей под контролем двух воспитательниц), делает невозможным проведение полноценной работы, включая индивидуальную работу с ребенком, в то время как пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть, использовано специалистами для построения и максимального использования возможностей реабилитационной среды. Это отрицательно сказывается на эффективности проведения воспитательного процесса, формирования открытого позитивного общения педагога и ребенка в силу загруженности воспитателей. Однако администрация детского дома активно работает над этой проблемой и в ближайшее время предполагается ее разрешения.

Основные направления  активизации социальной работы с  детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Психологическая работа с воспитанниками детского дома. В учреждениях в штате предусмотрен один психолог и социальный работник. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалистов из центра, который проводит с воспитанниками занятия 1-2 раза в неделю.

В работе с воспитанниками использовались следующие методики:

1. Подвижные игры на  развитие координации движений;

2. Упражнения на выражение  чувств (прочтение разнообразных  сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами);

3. Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевых  нарушений, общая моторная недостаточность,  а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

4. Методика игротерапии  с песком. Эффективность применения  выбранной методики обусловлена  тем, что игры на песке - одна  из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песок используют в развивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря нему возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.

Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:

1.Несформированность социальной потребности в общении и сотрудничестве с другими детьми;

2.  Неспособность к  сосредоточению внимания к заданию,  сложность его выполнения;

3.  Детская ревность  по отношению к сиблингам, принимающая  форму острого аффективного переживания;

4.  Ускоренное сексуальное  развитие.

Для диагностики и  оценки эффективности проводимой игротерапии  применялась методика «Психологический портрет ребенка, участвующий в  игротерапевтическом сеансе». Оценка проводилась по следующим критериям:

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами