Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Для решения ряда возникающих  проблем разработан план совместной деятельности социального педагога и психолога училища. Психолого-педагогическая задача постинтернатной адаптации  состоит в том, чтобы способствовать выделению индивидуальности выпускника, развитию его Я в процессе переживания и осмысления нового, позитивного, эмоционально-насыщенного жизненного опыта.

Разнообразный совместный досуг создает иную атмосферу  общения среди учеников — возможность  эмоционально-позитивных связей в противовес функциональному стилю отношений, сформировавшемуся на базе интернатского опыта. Дружба, не связанная с жизненной необходимостью, способствует развитию потребности в общении, смысл которой в созвучии другому человеку, а не в использовании его для себя, в созидании, а не в разрушении.

Опыт такого общения (сотрудничества) на уровне самоощущения создает уверенность  в собственном импонировании  другим людям: «Я могу нравиться».

Иной уровень общения, способствует благоприятному разрешению собственных жизненных проблем и создает ощущение успешности и уверенности в своих силах — в противовес изначальной беспомощности и робости, возникающее чувство собственной значимости является — основой созидательного отношения к собственной судьбе.

Психологи училища должны участвовать в анализе причин тех трудностей, которые испытывают выпускники — детдомовцы, вступая в самостоятельную жизнь. Необходимо помочь молодым людям самим разобраться в себе и в жизни — для этого служат психологические консультации. Психолог помогает сориентироваться в его способностях и склонностях к определенным сферам деятельности, наметить пути выхода из сложных межличностных ситуаций. В некоторых случаях следует удержать ребят от поспешных решений по поводу ухода с работы, разрыва отношений. Иногда психологу и социальному педагогу училища приходиться входить в ситуации учащихся-сирот, связанные с угрозой жизни.

Одной из самых сложных  проблем жизни выпускников детских  домов является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую  ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности.

Отсутствие в детских  домах систематической работы по развитию собственной активности ребенка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации. Вопрос о трудоустройстве выпускника — один из сложнейших по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника по общему правилу к более или менее квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет устройство его на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что все это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растет прямая заинтересованность в доходах, станет ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой. И ничего не остается делать, как превратить это противоречие в преодолимое путем установления обязательных для всех учреждений, предприятий разного рода льгот, в том числе и налоговых, при использовании труда бывших воспитанников детских интернатных учреждений. Тем более что устройством в детское учреждение лишившихся родительского попечения несовершеннолетних не ограничивается охрана их прав. Эта задача будет выполненной лишь тогда, когда он сможет жить самостоятельно.

Для многих выпускников  детских домов затруднителен  даже момент принятия решения о начале работы. К этому их следует подводить постепенно в процессе индивидуального общения в течении всего периода обучения в училище.

Сам процесс трудоустройства не проходит гладко. Устроенные на работу зачастую там не удерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а выпускник не явился и таким образом трудоустройство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство  состоялось, человек проработал какое-то время, и уходит. Некоторых подопечных приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд.

Наблюдения за выпускниками, говорят о том, что таким подросткам необходимо, как минимум два года, чтобы адаптироваться в социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

 

Стратегия развития муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области включает в себя следующие инновационные изменения:

- содержание образования: включение вопросов социально-экономического воспитания в предметные программы;

- усовершенствование методов обучения: исследовательского метода, интерактивных методов обучения;

- организация учебно-воспитательного процесса: подключение детей к проектированию собственной образовательной деятельности, к организации учебных занятий;

- переход от «мероприятийной» деятельности школы к системе непрерывного психолого-педагогического обеспечения развития личности;

- изменение содержания и форм работы по повышению квалификации педагогов: поиск способов самообразования; внедрение системы тренингов; исследовательская работа;

- управление системой развития школы: усовершенствование управленческой структуры; освоение метода диалога в управлении; - разработка системы самооценки деятельности школы.

Приоритетные  направления и способы организации  учебно-воспитательной деятельности.

Принципы построения учебно-воспитательной работы:

Принцип прородосообразности:

Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать воспитанника с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Принцип целостности:

Означает достижение единства и хотя бы относительной  завершенности всех входящих в него компонентов и факторов, т.е. условий, обеспечивающих его эффективность.

Принцип демократизации:

Сущность его состоит  в предоставлении участникам педагогического  процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Принцип выбор:

Суть данного принципа педагогически целесообразно заключается  в том, чтобы воспитанник мог  жить, учиться и воспитываться  в условиях постоянного выбора, обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации  учебно-воспитательного процесса жизнедеятельности в школе-интернате.

Принцип творчества и успеха:

Благодаря творчеству, ребенок  выявляет свои способности, узнает о  «сильных» сторонах своей личности. Это позволяет достичь успеха в том или ином виде деятельности, способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия  и поддержки:

Вера в ребенка, доверие, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Принцип толерантности:

Терпимость предполагает учитывать мнения других людей, учет их интересов, традиций, культуры.

Приоритетными направлениями  учебно-воспитательной системы являются:

1.   внедрение новых  педагогических технологий обучения  и воспитания в систему работы  педагогов;

2.   обеспечение  условий внедрения в образовательный  процесс личностно-ориентированного обучения;

3.   самосовершенствование  педагогов; патронатное воспитание;

4.   социализация  детей-сирот через разновозрастную  группу; социально-экономическое воспитание.

Патронат и  патронатное воспитание

Впервые патронатное  воспитание было введено в законодательства в 1943 году, когда был принят указ Наркомпроса, регламентирующий данную форму помещения в семью при разграничении ответственности за ребенка между органом опеки, воспитателем и биологическими родителями. За два послевоенных десятилетия внедрение этой формы позволило повсеместно закрыть большие детские дома. Воспитание в семье оказалось намного дешевле для государственного бюджета и лучше отвечало потребностям детей.

Патронат – это форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного родителя (это - патронатное воспитание детей, находящихся на государственном обеспечении). Патронат осуществляется при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между законным представителем ребенка, патронатным родителем и учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Социальный  патронат – оказание патронатным родителям необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, находящегося у него в семье, но признанного нуждающимся в государственной защите.

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного родителя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатным родителем.

На патронатное воспитание предаются дети с уже установленным  юридическим статусом, при этом само детское учреждение сохраняет функции  опекуна ребенка, а патронатные  родители берут обязательства отвечать за его жизнь и здоровье. Дети передаются в семью по договору между учреждением и родителем, в котором разграничивается ответственность по защите прав ребенка.

Патронатное воспитание - это должна быть профессиональная работа. Основное отличие патронатного воспитания о других форм воспитания в семье состоит в том, что эта работа должна быть оплачиваема для тех граждан, которые берут ребенка на воспитание. Они находятся на работе, получают заплату и социальные гарантии. Фактически эта работа часа в сутки по адаптации детей-сирот.

Главная функция  патронатной семьи – не опека, не компенсация, а актуализации внутренних ресурсов ребенка, основанная на идеях:

Функции службы по устройству ребенка в семью:

1. Организация поиска  кандидатов в патронатные родители, информирование общества о патронатном воспитании;

2. Проведение первичного  собеседования. Учет обращений;

3. Проведение собеседований  с кандидатами информирование  их о патронатном воспитании, о системе работы, получение первичной  информации о кандидатах и  составлении их характеристики;

4. Организация и проведение  тренинга для кандидатов в  патронатные родители;

5. Обследование семьи  кандидатов, успешно прошедших подготовку  и изъявивших желание сотрудничать. Неоднократное посещение семьи,  беседа со всеми членами семьи,  сбор дополнительной информации (от знакомых и коллег по работе). Выявление семейной структуры и ролевых функций, а также способностей членов семьи принять участие в воспитании принятого ребенка. Обследование жилищно-бытовых условий потенциальных патронатных родителей, сбор документов, составление заключения;

6. Организация процедуры  знакомства кандидата с ребенком, организация контакта, первичный  выбор формы контакта, координирование  действий всех служб по организации  встречи с потенциальными патронатными  родителями;

7. Организация помощи  семье после помещения в нее  ребенка, координация действий - совместно с другими службами;

8. Организация и проведение  индивидуальных консультаций и  групповых занятий для патронатных  родителей.

Функции социально-правовой службы:

1. Составление бланка данных детей нуждающихся в патронатном воспитании.

2. Опрос ребенка с  целью выяснения обстоятельств  его жизни, а также для выявления  основных психологических и социальных  проблем ребенка, характера его  прошлого травматического опыта,  наличия в прошлом жестокого обращения.

3. Определение физического  и психического состояния ребенка.

4. Поиск кровных родственников,  и взаимодействие с ним, если  это в интересах ребенка.

5. Составление Договора  о передаче ребенка в патронатную  семью.

6. Контроль за выполнением условий Договора.

7. Анкетирования участников  патроната.

8. Оказание необходимой  социально-правовой помощи и поддержки  ребенку и патронатных родителям.

Функции реабилитационной службы:

1. Оценка готовности  ребенка к участию в патронате.

2. Составление индивидуальных программ развития с учетом особенностей детей.

3. Мониторинг прогрессивных  моментов в развитии ребенка,  проживающего в патронатной семье.

4. Вовлечение патронатных  родителей в тренинги, их проведение.

5. Оказание поддержки  патронатным родителям во время адаптации ребенка к их семье:

на 1 стадии – «Идеализированные  ожидания» - после первого месяца;

на 2 стадии – «Вживание» - от одного месяца до одного года;

на 3 стадии – «Равновесие» - после одного года пребывания ребенка  в патронатной семье.

- субъектности воспитания ребенка (осознание самого себя: «Я имею право на мнение, на собственную жизнь, на ошибку, на учет моих интересов и потребностей, на создание условий для самореализации»);

- расширения связей с окружающим миром (нахождение нужный контактов с людьми, возможность войти в новый мир, установит связь с социальным миром);

- социального закаливания (формирование у детей готовности к преодолению трудностей, создание условий для собственного поиска путей их преодоления, формирования волевых усилий).

Патронатные семьи могут выполнять следующие  функции:

1. Социально-экономическая:

- построение опыта совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства (семейный бюджет, семейный бизнес, подсобное хозяйство, отдых, распорядок дня);

- формирование жизнеспособности в процессе самообслуживания, участие в ведении домашнего хозяйства, в учебной, в учебно-производительной и трудовой деятельности;

- предоставление ребенку права выбора интерьера своего жилища, занятий в свободное от учебы время.

2. Психолого-педагогическая:

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами