Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

- усыновленные дети (их потомство) и усыновители (их родственники) приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;

- личные неимущественные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина;

- усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (родственникам);

- если один из родственников усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушка, бабушка ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка20.

Лица, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять  тайну усыновления: судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка; должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления; лица, иным образом осведомленные об усыновлении (п. 1 ст. 139 СК РФ). По просьбе усыновителя усыновленному ребенку могут быть изменены имя, фамилия, отчество. Изменение ФИО усыновленного ребенка, достигшего возраста 10 лет, возможно только с его согласия (ст. 134 СК). По просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 3 месяца (только при усыновлении ребенка до 1 года) (ст. 135 СК)21.

Требование об отмене усыновления вправе предъявить в суд усыновители, сам усыновленный ребенок, если он достиг 14 лет, орган опеки и попечительства, прокурор (ст. 142 СК)22, а также иные лица, которые считают, что усыновление не соответствует интересам ребенка. Они могут об этом уведомить тех, кто решает вопрос о передаче дела в суд — органы опеки и попечительства либо прокурор.

Термин «приемная семья» появился в 1996 г. в Семейном кодексе  РФ, сменив существовавшее ранее понятие  «детский дом семейного типа». Эта  форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, получила подробную разработку в Положении о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ 17 июля 1996 г. № 829. Приемная семья образуется только до достижения ребенком совершеннолетия. Приемный ребенок сохраняет свои имя, отчество и фамилию. Основанием возникновения приемной семьи является письменный договор между приемными родителями и органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 152 СК РФ)23, который включает условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; основания и последствия прекращения договора. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью прекращается при достижении ребенком возраста совершеннолетия, т. е. 18 лет.

Законами субъектов  РФ устанавливается размер оплаты труда  приемных родителей; льготы, предоставляемые  приемной семье в зависимости  от количества принятых на воспитание детей. Приемный ребенок, проживающий  в приемной семье, имеет следующие права, предусмотренные п. 4 ст. 154 СК:

- получать причитающиеся алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- на жилое помещение или пользование жилым помещением;

- выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК);

- общаться с родителями или другими родственниками (ст. 56 СК);

- защищать свои права и законные интересы (ст. 56 СК)24.

Одним из первых документов, регламентирующих порядок и процедуру  создания приемных семей, явилось Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49). В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации в нем говорилось о процедуре оформления договора о приемной семье, условиях и документах, необходимых для создания приемной семьи, сроках вынесения заключения органами опеки и попечительства о возможности воспитания приемных детей, оговаривались права и обязанности приемных родителей и детей.

Помимо вышеназванных  нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения между приемными родителями и детьми, приемной семьей и органами опеки и попечительства, социальными службами и государством, в 2006—2007 гг. был принят и вступил в законную силу ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них необходимо назвать:

Постановление Правительства  Российской Федерации от 04.11.06 № 654 «О деятельности органов и организаций  иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30.12.06 № 842 «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30.12.06 № 847 «О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсации бюджетам Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30.12.06 № 865 «Об  утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»;

Постановление Правительства  Российской Федерации от 30.12.06 № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата  на материнский (семейный) капитал»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 98 от 25.04.06 г. «О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

11 апреля 2008 года был  принят в третьем чтении новый  федеральный закон «Об опеке и попечительстве», который вступает в законную силу с 1 сентября 2008 года. Данный закон дает определение следующих основных понятий:

- опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

- попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

- недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных ст. 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 1).

Это первый единый документ, регламентирующий данную сферу, которая  ранее регулировалась нормами Семейного, Гражданского, Жилищного и других кодексов. Документ содержит порядок установления, осуществления и прекращения опеки/попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

В соответствии с законом, вопросами опеки и попечительства занимаются органы исполнительной власти субъекта РФ, а их структура определяется главой региона. Контроль над деятельностью и разработкой методических материалов осуществляет уполномоченный правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Данный закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, основными задачами которых является защита прав и законных интересов  граждан, нуждающихся в попечительстве, или граждан, уже находящихся  под опекой и попечительством.

Согласно части 3 ст. 6 «деятельность органов опеки  и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям  помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями».

Исходя из части 4 ст. 6 «полномочия органов опеки и  попечительства по выявлению лиц, нуждающихся  в установлении над ними опеки  или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».

Кроме того, на органы опеки и попечительства, согласно части 10 ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве», помимо прочего, возлагается подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах. А также, «оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 ст. 15 настоящего Федерального закона» (части 11. ст. 8)25.

В части 8 ст. 11 говорится  «вред, причиненный личности подопечного  или его имуществу вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения органом опеки и попечительства обязанности по назначению опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Вред, причиненный несовершеннолетним или недееспособным гражданином в течение периода, когда в соответствии с частью 3 настоящей статьи орган опеки и попечительства временно исполнял обязанности опекуна или попечителя, подлежит возмещению на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством».

Впервые новый закон  предусматривает организацию предварительной опеки или попечительства в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, при необходимости немедленного назначения ему опекуна или попечителя. В этом случае «…орган опеки

и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (часть 1 ст. 12)26.

Предварительные опека  или попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна  или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будут назначены опекуном или попечителем в общем порядке, в исключительных случая срок предварительной опеки может быть продлен до двух месяцев.

Опека или попечительство может осуществляться «…по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона» (часть 1 ст. 14)27.

Согласно части 2 ст. 14, «опека или попечительство по договору устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о  назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные частью 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Обязанности по опеке  и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных  настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации (часть 1 ст. 16). Однако, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 16). Пожеланию опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного (часть 3 ст. 6)28.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами