Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Образовательный процесс  в школе будет направлен на развитие мышления, на активное развитие у учащихся дедуктивно-индуктивных  способов обучения.

Знание исследовательских  умений учащихся, умение отобрать необходимые  источники из большого количества литературы, самостоятельная работа с текстом, анализ источников, повышение требований к навыкам конспектирования и тестирования, разработка сквозной системы заключительных уроков по основным предметам – это основные средства внедрения исследовательского обучения как технологии.

Основным итогом личностно-ориентированного обучения является формирование индивидуальности личности. Учитель должен знать требования стандартов образования, школьники – требования к уровням усвоения знаний, воспитатель – механизмы формирования мотивов учения, условия, ведущие к сознательному отношению школьников к учебной работе, что позволит им опираться на собственную самооценку при выборе дальнейшего пути развития, продвигаясь по своей личностной траектории, соответствующей возможностям, склонностям и интересам.

Количество классов  коррекции (для детей с отставанием  в учебе) по мере активного внедрения  личностно-ориентированных методов  обучения будет уменьшаться и  последующие 5 лет такие классы останутся  только в 1-5–х классах, а после пятого класса будут ликвидированы.

Контроль за усвоением  программы качеством знаний будет  проводится на трех уровнях:

· воспроизводящем;

· конструктивном;

· творческом.

Психологическая служба школы-интерната будет оказывать  помощь педагогам в разработке программ индивидуального обучения детей.

Классный руководитель должен быть готов к творческому  сотрудничеству с учащимися, уважая личность ребенка, создавая ему эмоциональный  комфорт, развивая в нем доброту, отзывчивость, гибкость, чуткость, непрерывно способствуя самосовершенствованию ребенка и его развитию.

Проблемы здоровья воспитанников  порождает проблемы в обучении и  воспитании.

Вся работа специалистов в учреждении для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, будет осуществляться с учетом особенностей контингента детей.

Главная цель физического воспитания в сиротском  учреждении:

Воспитание полноценных  граждан, здоровых физически, психически, с достаточными адаптационными возможностями. Это необходимо им в дальнейшей взрослой жизни, потому что вопрос охраны здоровья детей-сирот и укрепления его тесно связан с повышением функциональных и адаптационных возможностей каждого ребенка.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

· сформировать у ребенка  потребность в здоровом образе жизни, для чего:

- выявить уровень физического  развития и состояния здоровья  ребенка, попавшего в сиротское  учреждение;

- пробудить в нем  интерес к какому-либо виду  спорта;- формировать группы для  занятий физкультурой и спортом  с учетом здоровья воспитанников и их склонностей к занятию;

· дать возможность ребенку  проявить свои сильные стороны через  спорт, используя при этом ситуацию успеха; показать ребенку, что при  целенаправленном воздействии средств  физического воспитания можно достичь всестороннего и гармоничного развития личности;

· способствовать стрессоустойчивости  и стабилизации состояния психического здоровья воспитанника;

· привить любовь к  спорту в целях реализации возможностей ребенка в дальнейшем выборе профессии.

Основные планируемые нововведения

1.   Изменение функции  методического Совета, передав ему  функции Совета по развитию  школы.

2.   Внедрение технологии  личностно развивающегося образования  и метода проектов в учебно-воспитательную  деятельность. Осуществление конструктивно-деятельностного подхода в образовании. Создание воспитательных систем классов и групп, их апробация. Разработка научно-методического обеспечения содержания образования с учетом внедряемых развивающих технологий, каковыми являются исследовательское, проблемо-исследовательское, а также многоуровневое обучение, которое будет базироваться на целенаправленном развитии общеучебных умений и навыков.

3.   Создание научно-исследовательской  кафедры по отслеживанию результатов  развития школы.

4.   Широкая интеграция воспитанников в образовательное пространство школы-интерната и просмотр содержания работы с ними.

5.   Разработка учителями  и воспитанниками индивидуальных  «Карт самообразования».

6.   Внесение дополнений  и изменений в школьную программу.

7.   Подключение педагогов, детей, «патронатных родителей»,

родственников, друзей школы-интерната  к:

- управленческой деятельности;

- обсуждению вопросов  планирования.

8.   Совершенствование  отражения существующего уклада  жизни воспитанников («мой альбом»,  «Книга школьной жизни», «Мой учебник», «Моя книга»).

9.   Разработка в  разных сферах школьной жизни  системы договоренностей.

Таким образом, эти нововведения позволяют: Разработать систему  деятельности школы-интерната по оказанию психолого-педагогической поддержки детям-сиротам в их личностном становлении, в самообразовании и саморегуляции. Выстроить профессиональную деятельность учителей в контексте диалога как педагогического метода, ориентированного на формирование диалогического опыта личности учащихся, на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала. Создать условия для повышения мотивационной, когнитивной и технологической готовности педколлектива к работе с самоопределяющейся и самоуправляемой личностью. Реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы школы как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего становление личности. Организовать работу с родственниками в системе конструктивного сотрудничества.

 

2.2 Система социальной  защиты детей-сирот муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

 

Система социальной защиты детей – сирот муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области основана и функционирует на базе Конституции РФ, в 7-й Статье которой говорится: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с Конституцией РФ принят ряд федеральных законов, регулирующих правоотношения в сфере  социальной защиты отдельных социальных групп населения.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который  временно или постоянно лишен  своего семейного окружения или  который не может оставаться в  таком окружении, имеет право  на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты исследуемой нами категории  детей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон  РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с представлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Здесь же содержится важная норма, согласно которой дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Остановимся подробнее  на последнем из них.

Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи  с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии  опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление  денежных выплат на детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, при трудоустройстве  и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права  на образование:

1.  Дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

2.  Лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

3.  Лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, обучающиеся  во всех типах государственных  или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

4.   Обучающиеся,  воспитанники всех типов образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, при выпуске из этих  образовательных учреждений обеспечиваются  соответствующим образовательным  учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

5.   Обучающимся  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

6.   Обучающимся  из числа детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  до окончания обучения выплачивается  ежегодное пособие на приобретение  учебной литературы и письменных  принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

7.   Выпускники всех  типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

8.   Выпускники образовательных  учреждений из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, за счет средств  образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

9.При предоставлении  обучающимся из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, академического отпуска  по медицинским показаниям за  ними сохраняется на весь период  полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

10.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,  обучающиеся в образовательных  учреждениях всех типов и видов,  администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами