Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа
Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области
Орган опеки и попечительства вправе осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей по месту их жительства (часть 1 ст. 24)29. «Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 ст. 15 настоящего Федерального закона» (часть 2 ст. 24)30.
Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей (часть 3 ст. 24)31. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя (часть 4 ст. 24)32.
Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) (часть1 ст. 25)33. В отчете опекун/попечитель должен указать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, а также даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного (часть 2 ст. 25). Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства (часть 3 ст. 25)34.
Таким образом, новый
федеральный закон «Об опеке
и попечительстве»
Согласно поправкам, внесенным в Семейный и Гражданский кодексы, назначение опекуна ребенку, достигшему десяти лет, может быть осуществлено только с его согласия. Закон не допускает передачу братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам за исключением тех случаев, когда это отвечает интересам ребенка. Принятые изменения в указанные законодательные акты дают возможность установить опеку или попечительство над детьми по договору, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронатном воспитании).
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» вводит в Семейный кодекс РФ специальную главу, посвященную устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучение ситуации в
регионах говорит о том, что основными
проблемами в организации профилактики
безнадзорности и социального сиротства,
а также в организации
- отсутствие межведомственного взаимодействия между органами опеки и попечительства, с одной стороны, и различными социозащитными службами — с другой, в результате чего эффективность предпринимаемых усилий значительно снижается и, по большому счету, представляет собой «фабрику сиротства», действующую по принципу: отобрание — приют — лишение родительских прав;
- неразработанность механизмов ранней и последующей профилактики семейного неблагополучия учреждениями социальной защиты, являющихся главной причиной детской безнадзорности и социального сиротства. Указанные учреждения почти повсеместно работают с уже выявленными случаями, игнорируя активную восстановительную работу с неблагополучными семьями. Такое положение дел обусловлено отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, недостатком кадров и ресурсов;
- монополия государственных органов на предоставление различного спектра социальных услуг, предоставление бюджетного финансирования исключительно по ведомственному принципу; отсутствие механизмов включенности институтов гражданского общества и «реальной конкурентной среды в социальной сфере»;
- комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) часто не обеспечены штатами ввиду низкой заработной платы, специфического контингента клиентов, недостатка современного нормативно-правового регулирования работы с неблагополучными семьями и детьми группы риска;
- недостаток инициативы социальных служб, обмена позитивным опытом на региональном и местном уровне для создания эффективной системы, направленной на решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. В настоящее время, начиная с 1996 г., институт приемной семьи продолжает успешно развиваться почти в 80 субъектах Российской Федерации. Так, Закон Оренбургской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» № 62-ЗСО (с изменениями на 6 октября 2003 г.), принятый Оренбургской областной Думой 5 декабря 2001 г. и вступивший в силу с 1 января 2002 г., предусматривает размер оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества и возраста приемных детей; а также льготы в соответствие с законодательством о многодетных семьях: компенсация транспортных расходов, расходов на санаторно-курортное лечение, отдых и т. д.
Кроме того, 29 декабря 2004 г. Оренбургской областной Думой был принят Закон № 134-3СО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Оренбургской области» (с изменениями от 31 октября 2005 г., 29 марта 2006 г.). Настоящий закон предусматривает порядок и размер ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), на территории Оренбургской области; размер денежных выплат, в зависимости от возраста детей и уровня их здоровья; перечень необходимых документов для получения денежных выплат на ребенка; указываются основания для отмены и/или приостановления денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание ребенка.
Таким образом, мы видим, что в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав и интересов детей в новых социально-экономических условиях. Развитие законодательства не стоит на месте, оно продолжает совершенствоваться с каждым годом, о чем свидетельствует принятие новых федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Указов Президента РФ, введение многочисленных поправок и дополнений в уже принятые законы — Семейный кодекс РФ (в части защиты интересов детей при международном усыновлении и введения еще одной формы воспитания в семейной среде детей-сирот — 1998 г.), Трудового кодекса законов о РФ, в законодательство о пособиях семьям с детьми, в том числе по увеличению этих пособий (2007 г.).
С принятием нового РФ об административных правонарушениях, вступившего в силу в июле 2002 г., усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего. Кроме того, дальнейшее развитие получила система правовых средств защиты детей — наряду с Уполномоченным по правам человека в РФ развивается институт Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне. В рамках национальных проектов ведется работа по улучшению здоровья подрастающего поколения, повышению качества и доступности медицинского обслуживания, образования, усилению статуса семьи в иерархии жизненных ценностей молодежи.
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Развитие всех аспектов самосознания (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Воспитанникам детских домов свойственно нарушение ролевой идентификации. Отсутствуют образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.
Трудности социализации
детей-сирот связаны с
1) у детей-сирот либо
отсутствуют возможности
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Основной целью педагогического коллектива в социальном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения учащегося с людьми, обществом, государством и с миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.
Цели системы социального
воспитания в: направленная информационная
и практическая поддержка процесса
созидательного и продуктивного, разумного
и творческого становления
Основными принципами организации
процесса социального воспитания являются
как индивидуальная помощь в ликвидации
конфликтных и критических
При анализе такой многомерной реальности, какой является труд социального педагога, целесообразно исходить из основных категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение — деятельность, общение (социально-педагогическое взаимодействие) и личность.