Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Орган опеки и попечительства вправе осуществлять надзор за деятельностью  опекунов и попечителей по месту их жительства (часть 1 ст. 24)29. «Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 ст. 15 настоящего Федерального закона» (часть 2 ст. 24)30.

Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей (часть 3 ст. 24)31. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя (часть 4 ст. 24)32.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором  об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов) (часть1 ст. 25)33. В отчете опекун/попечитель должен указать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, а также даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного (часть 2 ст. 25). Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства (часть 3 ст. 25)34.

Таким образом, новый  федеральный закон «Об опеке  и попечительстве» устанавливает  правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки/попечительства, в том числе вводит упрощенный порядок их назначения. Кроме того, определяет правовой режим имущества подопечных, устанавливает ответственность опекунов или попечителей и органов опеки или попечительства за вред, нанесенный их действиями или бездействиями.

Согласно поправкам, внесенным  в Семейный и Гражданский кодексы, назначение опекуна ребенку, достигшему десяти лет, может быть осуществлено только с его согласия. Закон не допускает передачу братьев и  сестер под опеку или попечительство разным лицам за исключением тех случаев, когда это отвечает интересам ребенка. Принятые изменения в указанные законодательные акты дают возможность установить опеку или попечительство над детьми по договору, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронатном воспитании).

Федеральный закон «Об  опеке и попечительстве» вводит в Семейный кодекс РФ специальную  главу, посвященную устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение ситуации в  регионах говорит о том, что основными  проблемами в организации профилактики безнадзорности и социального сиротства, а также в организации семейного  устройства сирот, являются:

- отсутствие межведомственного взаимодействия между органами опеки и попечительства, с одной стороны, и различными социозащитными службами — с другой, в результате чего эффективность предпринимаемых усилий значительно снижается и, по большому счету, представляет собой «фабрику сиротства», действующую по принципу: отобрание — приют — лишение родительских прав;

- неразработанность механизмов ранней и последующей профилактики семейного неблагополучия учреждениями социальной защиты, являющихся главной причиной детской безнадзорности и социального сиротства. Указанные учреждения почти повсеместно работают с уже выявленными случаями, игнорируя активную восстановительную работу с неблагополучными семьями. Такое положение дел обусловлено отсутствием необходимой нормативно-правовой базы, недостатком кадров и ресурсов;

- монополия государственных органов на предоставление различного спектра социальных услуг, предоставление бюджетного финансирования исключительно по ведомственному принципу; отсутствие механизмов включенности институтов гражданского общества и «реальной конкурентной среды в социальной сфере»;

- комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) часто не обеспечены штатами ввиду низкой заработной платы, специфического контингента клиентов, недостатка современного нормативно-правового регулирования работы с неблагополучными семьями и детьми группы риска;

- недостаток инициативы социальных служб, обмена позитивным опытом на региональном и местном уровне для создания эффективной системы, направленной на решение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. В настоящее время, начиная с 1996 г., институт приемной семьи продолжает успешно развиваться почти в 80 субъектах Российской Федерации. Так, Закон Оренбургской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» № 62-ЗСО (с изменениями на 6 октября 2003 г.), принятый Оренбургской областной Думой 5 декабря 2001 г. и вступивший в силу с 1 января 2002 г., предусматривает размер оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества и возраста приемных детей; а также льготы в соответствие с законодательством о многодетных семьях: компенсация транспортных расходов, расходов на санаторно-курортное лечение, отдых и т. д.

Кроме того, 29 декабря 2004 г. Оренбургской областной Думой был принят Закон № 134-3СО «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Оренбургской области» (с изменениями от 31 октября 2005 г., 29 марта 2006 г.). Настоящий закон предусматривает порядок и размер ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), на территории Оренбургской области; размер денежных выплат, в зависимости от возраста детей и уровня их здоровья; перечень необходимых документов для получения денежных выплат на ребенка; указываются основания для отмены и/или приостановления денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание ребенка.

Таким образом, мы видим, что в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав и интересов  детей в новых социально-экономических условиях. Развитие законодательства не стоит на месте, оно продолжает совершенствоваться с каждым годом, о чем свидетельствует принятие новых федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, Указов Президента РФ, введение многочисленных поправок и дополнений в уже принятые законы — Семейный кодекс РФ (в части защиты интересов детей при международном усыновлении и введения еще одной формы воспитания в семейной среде детей-сирот — 1998 г.), Трудового кодекса законов о РФ, в законодательство о пособиях семьям с детьми, в том числе по увеличению этих пособий (2007 г.).

С принятием нового РФ об административных правонарушениях, вступившего в силу в июле 2002 г., усилены санкции к родителям  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего. Кроме того, дальнейшее развитие получила система правовых средств защиты детей — наряду с Уполномоченным по правам человека в РФ развивается институт Уполномоченного по правам ребенка на региональном уровне. В рамках национальных проектов ведется работа по улучшению здоровья подрастающего поколения, повышению качества и доступности медицинского обслуживания, образования, усилению статуса семьи в иерархии жизненных ценностей молодежи.

 

2.2  Социальная работа по постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Развитие всех аспектов самосознания (познавательного —  образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения) имеет определенную специфику. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Воспитанникам детских  домов свойственно нарушение  ролевой идентификации. Отсутствуют  образцы для освоения таких социальных ролей, как супруг, родитель, партнер.

Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.

Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:

1) у детей-сирот либо  отсутствуют возможности усвоения  социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;

2) жесткая регламентация  и ограниченность социальных  контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.

Основной целью педагогического коллектива в социальном воспитании является формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)

Приоритетными задачами социального воспитания детей-сирот  являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной. При этом отношения учащегося с людьми, обществом, государством и с миром в целом должны строиться на основе сформированной у него гуманистической направленности личности.

Цели системы социального  воспитания в: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного  и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной).

Основными принципами организации  процесса социального воспитания являются как индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, так и групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности. Так же общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса, практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде; последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека, организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); обеспечение и поддержка успешного субъект субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; обеспечение готовности юного человека к ответственной самоорганизации, нравственному самостроительству собственной жизни и собственной личности через организацию социального опыта самостоятельной деятельности и самодеятельного общения в контактной группе. Так же помощь в создании таких условий жизнедеятельности в микросреде, при которых, несмотря на физическое увечье, душевный срыв, жизненную личностную утрату или кризис, человек может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей, адаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.

При анализе такой  многомерной реальности, какой является труд социального педагога, целесообразно  исходить из основных категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение — деятельность, общение (социально-педагогическое взаимодействие) и личность.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами