Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

- создание атмосферы полной защищенности и доброжелательности;

- воссоздание у ребенка чувства собственной ценности и достоинства;

- удовлетворение потребности ребенка быть нужным другому, через взаимную заботу, ответственность, что позволяет избавиться ему от чувств отчужденности, ненужности;

- обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями;

- оптимизация процессов самоотверждения, развития самосознания и половой идентификации.

3. Морально-нравственная:

- заботы старших о младших;

- развитие чувства причастности к семье, чувство «дома», любви и привязанности;

- поддержание традиций и норм семейной жизни, построение «истории семьи», своего исторического «Я».

Для работы в учреждении созданы силами имеющихся работников следующие службы:

- служба по устройству ребенка в семью;

- социально-правовая служба;

- реабилитационная служба;

- служба по созданию непрерывного воспитательного процесса.

Функции службы по созданию непрерывного воспитательного  процесса:

1. Планирование и координирование  организации работы с детьми  как в стенах школы-интерната,  так и патронатной семье.

2. Организация совместного  отдыха детей с патронатными  семьями.

3. Оказание квалификационной  и совместной помощи в организации  досуга.

4. Оказание помощи в случае необходимости по устройству ребенка в учреждение дополнительного образования.

5. Организация учебы  патронатных родителей по воспитанию  ребенка в семье. Индивидуальные  консультации по возникающим  проблемам.

6. Гарантия конфиденциальности информации о ребенке и его кровной семье;

7. Организация переписки  воспитанника с биологическими  родителями: с учетом интересов  ребенка.

8. Организация и проведение  встреч с биологическими родителями  или родственниками.

Социализация  детей-сирот через разновозрастную группу семейного типа.

Но не всем детям посчастливилось  познакомиться и подружиться  со взрослыми, которые взяли бы на себя обязанность стать их патронатными родителями. Все-таки семья для многих воспитанников - это «тайна за семью  печатями». Но каждый из них хочет иметь семью, и мы пошли по пути поиска выхода из сложившийся ситуации; в интернате созданы группы, где воспитанники проживают в квартирах в условиях приближенных к домашним. Коллективом разработана и внедряется программа «Социализация детей-сирот через разновозрастную группу, в условиях приближенных к семейным».

Ядром, образующим разновозрастную  группу, являются дети, находящиеся  в родственных связях, их постоянные воспитатели и помощники воспитателей. Комплектование групп по разновозрастному принципу с обязательным сознанием родственных связей обеспечивает постоянный обмен опытом познания мира, самого себя, других людей. В данных группах складываются условия для самоутверждения, поскольку социальное сравнение осуществляется здесь как «снизу вверх», так и «сверху вниз». Таким образом, возможна самокоррекция уровня притязаний ребенка, снимается тревожность в его поведении.

В группы входят также  дети из неблагополучных семей, не являющиеся сиротами, но проживающие в общежитии  в виду отдаленности их места жительства от ближайшей школы (по путевкам ГУО).

Такая группа – «семья»  аналогична по своему составу многодетной  семье, где воспитатели выступают  в роли «родителей». В связи с этим кардинально меняется позиция воспитателя в семье: контрольные функции остаются, но приобретают новые формы. В деятельности воспитателя теперь становится главным обеспечение основных прав детей в семье:

- право участвовать в решении вопросов жизнедеятельности семьи;

- право на добровольное участие в совместной деятельности;

- право на доверительное эмоциональное общение;

- право на совместную организацию свободного времени.

Воспитатель выступает  как инициатор и компетентный участник «семейных советов», «семейного подсобного хозяйства», «семейного бизнеса» т.д.

Каждая из 10 проживающих  в школе-интернате разновозрастных  групп, имеют свою квартиру, состоящую  из:

- 3-4 спален на 4 - 5- 6 - 7 человек;

- гостиной комнаты с мягкой мебелью, телевизором, оснащенной аудио и видеотехникой;

- учебной комнаты с набором необходимой мебели для приготовления уроков, шкафов для хранения учебников и учебно-письменных принадлежностей;

- мест общего пользования (душ, умывальная комната, туалеты мужской и женский).

Жилые помещения на момент создания квартир – «семей» были обеспечены только самым необходимым набором мебели, а телевизоры и видеомагнитофоны, ковры и паласы, стиральные и швейные машины, чайники и чайную посуду семьи «зарабатывают» в системе экономического стимулирования, на деньги групповых счетов.

В разновозрастной семье наиболее удачно решаются вопросы:

- привития воспитанников санитарно-гигиенических норм и правил;

- привития навыков экономии и бережливости;

- привития умения выполнять коллективные дела.

Социально-экономическое  воспитание.

Серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни воспитанников–сирот являются отсутствие положительного жизненного опыта. Для получения практических знаний, для искоренения иждивенчества, формирования конкурентоспособной личности в условиях рынка в школе--интернате разработана и функционирует программа «Социально-экономическое воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения». Серьезной проблемой в сиротском государственном учреждении считается отсутствие готовности выпускников к самостоятельной жизни.

Отсутствие жизненного опыта является очень серьезным  препятствием для начала самостоятельной  жизни, поэтому возникает необходимость  получать практические знания по курсу  товарно-денежных отношений в стенах учреждения.

Педагогический коллектив школы-интерната организует работу так, чтобы воспитанник что-либо делал для самого себя и коллектива в целом. Следовательно, его труд должен быть оплачен. Поэтому разработана система социально-экономического (материального) стимулирования воспитанника, в основу которой легла оценка учебы, дисциплины, общественного полезного труда, участия во всевозможных общих мероприятиях, спорте и т.д.

Экономическое стимулирование ставит своей целью дальнейшую адаптацию  детей-сирот в социуме по вопросам экономического планирования собственного бюджета.

Через экономическое  стимулирование решаются вопросы:

- приобретения житейских экономических умений и навыков;

- выработки умений занимать активную жизненную позицию;

- отработки навыка ориентироваться в условиях рыночной экономики;

- профессионального самоопределения.

В системе экономического стимулирования на каждого воспитанника с первого класса заведена чековая книжка, куда регулярно (ежемесячно) заносятся заработанные суммы денег, а каждую четверть - подводится итог.

Введена ежемесячная  стипендия (она начисляется каждому  воспитаннику), а за учебу на «4»  и «5» без нарушений дисциплины – повышенная стипендия.

Доходы воспитанников  состоят из начислений за:

· дежурство по столовой;

· участие в с/х работах;

· уборке территории;

· сбор лекарственных  трав и ягод;

· творческое выполнение любых заданий;

· участие в смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях;

· за бережное отношение  к коллективному имуществу;

· недобросовестное отношение  к учебе и труду;

· нарушение дисциплины;

· курение, сквернословие, неуважительное отношение к товарищам, и т.д.

Для того, чтобы система  чековых взаиморасчетов действовала, был создан внутришкольный банк, в который входят экономическое бюро, расчетная группа, финансовый отдел, контрольная комиссия и разработано его структурное управление.

Результаты труда каждого  школьника отражаются в специальных  ведомостях. Из них видно, сколько  воспитанник заработал за минувшую неделю, и какой суммы лишился  по статье «Вычеты». К концу четверти подводится окончательный итог.

«Живые деньги» в  разработанной внутришкольной системе  не работают, начисления происходят условно. Тратить свой доход дети могут  вполне реально в стенах школы-интерната  на торговой ярмарке (один раз в четверть), в постоянно действующих киосках «Канцтовары», «Обувь», «Одежда», школьное кафе «Лакомка», обслуживают которые сами воспитанники.

Не только каждый ребенок  имеет свой индивидуальный счет в  банке и чековую книжку, но есть свои сбережения и на лицевом счете  каждой группы.

Из заработанных каждым воспитанников средств своеобразный налог в десять процентов отчисляется на коллективные нужды:

· 5% на нужды группы;

· 5% на премиальный и  резервный фонды, из которых идет премирование по итогам учебной четверти, года, победителей соревнований, дается дотация вновь прибывшим детям.

Сбережения с лицевого счета возрастной группы накапливаются, а затем дети вместе с воспитателями  решают, что в первую очередь надо купить для коллективного пользования. С этих средств может быть оказана  материальная помощь товарищу, который по каким-либо причинам заработал мало денег.

Все это вместе взятое позволяет получить представление, что такое заработанные трудом средства и как их можно тратить. Популярными  являются ярмарки, которые проходят не реже 1 раза в четверти.

Работа по данному  направлению развивается и совершенствуется. Следующим шагом является работа с «Биржей труда».

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот.

В основу социально-педагогического  сопровождения детей-сирот закладывается  целостное видение ребенка в процессе его развития. При этом проблемы ребенка рассматриваются как необходимые препятствия в процессе его личностного роста и развития. Причинами препятствия роста могут быть как недоразвитие функций, соответствующих новообразованиям предыдущих возрастных периодов, так и неблагоприятные условия социального окружения, а также сформированные к данному периоду неадекватные компенсации и защиты в виде дезадаптированных ролей и отклоняющегося поведения.

Преодоление указанных  препятствий, то есть выход из кризисного состояния связан с выявлением для данного ребенка зоны его ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у детей.

При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.

Социально-педагогическое сопровождение заключается в  том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу необходимо в доступной форме рассказать несовершеннолетнему, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него.

Очень важно выслушать точку зрения самого ребенка на проблему. Хотя многие воспитанники говорят о внешних обстоятельствах, затрудняющих их жизнь, но тем не менее имеют также место и соображения, касающиеся причин своего состояния.

Цель: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.

Задачи:

- Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот;

- Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната);

- Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями, учителями;

- Профилактика возможного неблагополучия детей;

- Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников;

- Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни;

- Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната; Катамнестическое изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников школы-интерната.

Особенности содержания образования и развития методов обучения в школе-интернате.

Современное обучение в  школе–интернате основано на следующих важнейших дидактических принципах:

- формирование интереса к предмету;

- творческое отношение к обучению,

- опирающееся на педагогику сотрудничества; научность.

Основными принципами совершенствования  обучения в школе–интернате личностного  роста и самореализации станут:

- постепенность развития нововведений;

- соответствие содержания методов обучения организации учебного процесса обучения.

Проблемы над которыми работает каждый педагог:

- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

- каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;

- как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником.

Ребенок на всех ступенях образования в школе–интернате  должен быть поставлен в активно-познавательную позицию «открытия», освоения предметного и духовного пространства. Одним из конечных результатов развивающего обучения, непрерывно переходящего в новое качественное состояние, станет формирование культуры мышления учащихся.

Основными принципами воспитания в процессе развивающего обучения будут:

- воспитание духовных начал в человеке;

- воспитывающий характер преподавания (основным становится подход, который обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения).

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами