Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа
Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области
- создание атмосферы полной защищенности и доброжелательности;
- воссоздание у ребенка чувства собственной ценности и достоинства;
- удовлетворение потребности ребенка быть нужным другому, через взаимную заботу, ответственность, что позволяет избавиться ему от чувств отчужденности, ненужности;
- обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями;
- оптимизация процессов самоотверждения, развития самосознания и половой идентификации.
3. Морально-нравственная:
- заботы старших о младших;
- развитие чувства причастности к семье, чувство «дома», любви и привязанности;
- поддержание традиций и норм семейной жизни, построение «истории семьи», своего исторического «Я».
Для работы в учреждении созданы силами имеющихся работников следующие службы:
- служба по устройству ребенка в семью;
- социально-правовая служба;
- реабилитационная служба;
- служба по созданию непрерывного воспитательного процесса.
Функции службы по созданию непрерывного воспитательного процесса:
1. Планирование и
2. Организация совместного отдыха детей с патронатными семьями.
3. Оказание квалификационной
и совместной помощи в
4. Оказание помощи в случае необходимости по устройству ребенка в учреждение дополнительного образования.
5. Организация учебы
патронатных родителей по
6. Гарантия конфиденциальности информации о ребенке и его кровной семье;
7. Организация переписки воспитанника с биологическими родителями: с учетом интересов ребенка.
8. Организация и проведение
встреч с биологическими
Социализация детей-сирот через разновозрастную группу семейного типа.
Но не всем детям посчастливилось познакомиться и подружиться со взрослыми, которые взяли бы на себя обязанность стать их патронатными родителями. Все-таки семья для многих воспитанников - это «тайна за семью печатями». Но каждый из них хочет иметь семью, и мы пошли по пути поиска выхода из сложившийся ситуации; в интернате созданы группы, где воспитанники проживают в квартирах в условиях приближенных к домашним. Коллективом разработана и внедряется программа «Социализация детей-сирот через разновозрастную группу, в условиях приближенных к семейным».
Ядром, образующим разновозрастную
группу, являются дети, находящиеся
в родственных связях, их постоянные
воспитатели и помощники
В группы входят также дети из неблагополучных семей, не являющиеся сиротами, но проживающие в общежитии в виду отдаленности их места жительства от ближайшей школы (по путевкам ГУО).
Такая группа – «семья» аналогична по своему составу многодетной семье, где воспитатели выступают в роли «родителей». В связи с этим кардинально меняется позиция воспитателя в семье: контрольные функции остаются, но приобретают новые формы. В деятельности воспитателя теперь становится главным обеспечение основных прав детей в семье:
- право участвовать в решении вопросов жизнедеятельности семьи;
- право на добровольное участие в совместной деятельности;
- право на доверительное эмоциональное общение;
- право на совместную организацию свободного времени.
Воспитатель выступает как инициатор и компетентный участник «семейных советов», «семейного подсобного хозяйства», «семейного бизнеса» т.д.
Каждая из 10 проживающих
в школе-интернате
- 3-4 спален на 4 - 5- 6 - 7 человек;
- гостиной комнаты с мягкой мебелью, телевизором, оснащенной аудио и видеотехникой;
- учебной комнаты с набором необходимой мебели для приготовления уроков, шкафов для хранения учебников и учебно-письменных принадлежностей;
- мест общего пользования (душ, умывальная комната, туалеты мужской и женский).
Жилые помещения на момент создания квартир – «семей» были обеспечены только самым необходимым набором мебели, а телевизоры и видеомагнитофоны, ковры и паласы, стиральные и швейные машины, чайники и чайную посуду семьи «зарабатывают» в системе экономического стимулирования, на деньги групповых счетов.
В разновозрастной семье наиболее удачно решаются вопросы:
- привития воспитанников санитарно-гигиенических норм и правил;
- привития навыков экономии и бережливости;
- привития умения выполнять коллективные дела.
Социально-экономическое воспитание.
Серьезным препятствием для начала самостоятельной жизни воспитанников–сирот являются отсутствие положительного жизненного опыта. Для получения практических знаний, для искоренения иждивенчества, формирования конкурентоспособной личности в условиях рынка в школе--интернате разработана и функционирует программа «Социально-экономическое воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения». Серьезной проблемой в сиротском государственном учреждении считается отсутствие готовности выпускников к самостоятельной жизни.
Отсутствие жизненного
опыта является очень серьезным
препятствием для начала самостоятельной
жизни, поэтому возникает
Педагогический коллектив школы-интерната организует работу так, чтобы воспитанник что-либо делал для самого себя и коллектива в целом. Следовательно, его труд должен быть оплачен. Поэтому разработана система социально-экономического (материального) стимулирования воспитанника, в основу которой легла оценка учебы, дисциплины, общественного полезного труда, участия во всевозможных общих мероприятиях, спорте и т.д.
Экономическое стимулирование ставит своей целью дальнейшую адаптацию детей-сирот в социуме по вопросам экономического планирования собственного бюджета.
Через экономическое стимулирование решаются вопросы:
- приобретения житейских экономических умений и навыков;
- выработки умений занимать активную жизненную позицию;
- отработки навыка ориентироваться в условиях рыночной экономики;
- профессионального самоопределения.
В системе экономического стимулирования на каждого воспитанника с первого класса заведена чековая книжка, куда регулярно (ежемесячно) заносятся заработанные суммы денег, а каждую четверть - подводится итог.
Введена ежемесячная стипендия (она начисляется каждому воспитаннику), а за учебу на «4» и «5» без нарушений дисциплины – повышенная стипендия.
Доходы воспитанников состоят из начислений за:
· дежурство по столовой;
· участие в с/х работах;
· уборке территории;
· сбор лекарственных трав и ягод;
· творческое выполнение любых заданий;
· участие в смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях;
· за бережное отношение к коллективному имуществу;
· недобросовестное отношение к учебе и труду;
· нарушение дисциплины;
· курение, сквернословие, неуважительное отношение к товарищам, и т.д.
Для того, чтобы система чековых взаиморасчетов действовала, был создан внутришкольный банк, в который входят экономическое бюро, расчетная группа, финансовый отдел, контрольная комиссия и разработано его структурное управление.
Результаты труда каждого школьника отражаются в специальных ведомостях. Из них видно, сколько воспитанник заработал за минувшую неделю, и какой суммы лишился по статье «Вычеты». К концу четверти подводится окончательный итог.
«Живые деньги» в разработанной внутришкольной системе не работают, начисления происходят условно. Тратить свой доход дети могут вполне реально в стенах школы-интерната на торговой ярмарке (один раз в четверть), в постоянно действующих киосках «Канцтовары», «Обувь», «Одежда», школьное кафе «Лакомка», обслуживают которые сами воспитанники.
Не только каждый ребенок имеет свой индивидуальный счет в банке и чековую книжку, но есть свои сбережения и на лицевом счете каждой группы.
Из заработанных каждым воспитанников средств своеобразный налог в десять процентов отчисляется на коллективные нужды:
· 5% на нужды группы;
· 5% на премиальный и резервный фонды, из которых идет премирование по итогам учебной четверти, года, победителей соревнований, дается дотация вновь прибывшим детям.
Сбережения с лицевого счета возрастной группы накапливаются, а затем дети вместе с воспитателями решают, что в первую очередь надо купить для коллективного пользования. С этих средств может быть оказана материальная помощь товарищу, который по каким-либо причинам заработал мало денег.
Все это вместе взятое позволяет получить представление, что такое заработанные трудом средства и как их можно тратить. Популярными являются ярмарки, которые проходят не реже 1 раза в четверти.
Работа по данному
направлению развивается и
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот.
В основу социально-педагогического
сопровождения детей-сирот
Преодоление указанных препятствий, то есть выход из кризисного состояния связан с выявлением для данного ребенка зоны его ближайшего развития, а также с организацией социально-педагогического сопровождения, позволяющего выработать более адекватные жизненные ориентации у детей.
При этом важнейшими условиями вовлечения ребенка в специально организованное социально-педагогическое сопровождение является изменение его самооценки и формирование мотивации развития.
Социально-педагогическое сопровождение заключается в том, чтобы помочь ребенку понять самого себя, свое окружение и вселить надежду на изменение сложившейся трудной жизненной ситуации. Первые шаги в этом направлении педагог делает, отмечая не только проблемы и недостатки ребенка, но, прежде всего, те проявления здоровья, самостоятельности, активности, которые он в нем замечает, подчеркивая и повторяя их, раскрывая их значения в качестве ресурсов решения проблемы. Педагогу необходимо в доступной форме рассказать несовершеннолетнему, что ему предстоит, что его ожидает, что ожидают от него.
Очень важно выслушать точку зрения самого ребенка на проблему. Хотя многие воспитанники говорят о внешних обстоятельствах, затрудняющих их жизнь, но тем не менее имеют также место и соображения, касающиеся причин своего состояния.
Цель: Сопровождение естественного развития социально адаптированной личности воспитанника школы-интерната, способной к самопознанию, самосовершенствованию в самостоятельной жизни.
Задачи:
- Определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-педагогического сопровождения развития детей-сирот;
- Выявление проблем адаптации воспитанников в школе-интернате (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах школы-интерната);
- Выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, воспитателями, учителями;
- Профилактика возможного неблагополучия детей;
- Осуществление социально-правовой защиты несовершеннолетних воспитанников;
- Проведение профориентационной работы, направленной на повышение уровня готовности к самостоятельной жизни;
- Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната; Катамнестическое изучение особенностей социально-психологической адаптации выпускников школы-интерната.
Особенности содержания образования и развития методов обучения в школе-интернате.
Современное обучение в школе–интернате основано на следующих важнейших дидактических принципах:
- формирование интереса к предмету;
- творческое отношение к обучению,
- опирающееся на педагогику сотрудничества; научность.
Основными принципами совершенствования обучения в школе–интернате личностного роста и самореализации станут:
- постепенность развития нововведений;
- соответствие содержания методов обучения организации учебного процесса обучения.
Проблемы над которыми работает каждый педагог:
- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
- каким образом обеспечить немеханическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;
- как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником.
Ребенок на всех ступенях образования в школе–интернате должен быть поставлен в активно-познавательную позицию «открытия», освоения предметного и духовного пространства. Одним из конечных результатов развивающего обучения, непрерывно переходящего в новое качественное состояние, станет формирование культуры мышления учащихся.
Основными принципами воспитания в процессе развивающего обучения будут:
- воспитание духовных начал в человеке;
- воспитывающий характер преподавания (основным становится подход, который обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения).