Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа
Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области
6) недостаточное развитие
7) отсутствие нравственного
8) плохое состояние здоровья.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.
Достаточно часто этой категории
воспитанников свойственно
Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
Значительную роль в решении
проблем выпускников может
Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору — из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
Воспитание в изолированной
среде детского дома ведет к формированию
групповой специфической
Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.
На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учреждений во многом сказывается правильно поставленная профоориентационная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в интернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интернатов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в ПУ, на работу и только единицы мечтают о продолжении образования в 10— 11-х классах, а тем более получении средне специального и высшего образования. Старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. Отсюда—ориентация сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плотник строитель, охраны). Такова ныне целевая установка детей-сирот.
Традиционная система
В развитии психолого-педагогической службы, в вопросах жизненного планирования наиболее отчетливо уделяются внимание определению жизненных планов как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума, так же рассматривает жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий понимание, переживания, намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях.
Формирование жизненных планов учащихся-сирот, рассматривается, как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включиться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности, контролируемости и коррегируемости.
Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников детских домов формируется не собственно самоопределение, а готовность к нему. Готовность к самоопределению предполагает формирование у подростков умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у подростков психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную и созидательную жизнь. Подход к изучению личности подростка — воспитанника детского дома направлено, прежде всего, на исследование жизненного плана как показателя особенности личности, готовя к самоопределению и дальнейшему развитию.
Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяющимся, самореализующимся и само утверждающимся субъектом.
В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.
В соответствии с этим выделяется понятие «социально-трудовая адаптация». Данное понятие определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.
Выделены следующие принципы социально-трудовой адаптации:
1) более точный учет
условий, в которых она
2) всестороннее изучение
особенностей аномального
3) прогностический характер
коррекционно-педагогической
4) включение учащихся в доступные формы и виды человеческой деятельности и общения в процессе школьного обучения;
5) оказание социальной
помощи и поддержки
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одно из направлений — труд по самообслуживанию. При решении этой задачи у воспитанников сформируется комплексный навык ухода за телом» формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни; — организация личной жизни и деятельности. Содержанием деятельности педагогов по данному направлению является, формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средство более успешной адаптации к самостоятельной жизни.
Результатом работы является формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности, в том числе и трудовой, т. е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т. д.
Другое направление — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала. Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и к труду в домашнем хозяйстве) осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений в процессе формирования первичных знаний о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уход за жильем.
Еще одно направление — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные. отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педагогики привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.
Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.
Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.
Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.
В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности.
В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.
В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.
В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.
В этом случае необходимо решить две взаимосвязанные задачи, а именно:
1) определить по каким
профессиям лучше готовить
2) определить интересы,
склонности и, в конечном
Сегодня идет активный поиск возможностей расширения профориентационной работы учреждения. Ребята работают по договорам, получают зарплату.
Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе начального профессионального образования, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.
Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют, на их психологическую адаптацию после выпуска.
Выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей, успешная адаптация выпускников практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и у учащихся, воспитывавшихся в семьях, важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья, определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.
Сравнение личностных особенностей учащихся первого и последующих курсов училища показало, что у первокурсников ниже самооценка и общая активность и готовность к действиям. Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть адаптация учащихся-сирот больше похожа на «выживание», а у учащихся из семей на «приспособление, модификацию»36.