Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

6) недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем  сознания, сниженной собственной  активностью.

7) отсутствие нравственного иммунитета  к условиям той среды, из  которой большинство из них происходит.

8) плохое состояние здоровья.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и  личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

Достаточно часто этой категории  воспитанников свойственно нежелание  приспосабливаться к социальному  окружению, отсутствие стремления учитывать  мнение других людей, дефицит искренних  эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия.

Все это способствует ориентации молодых  людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.

Значительную роль в решении  проблем выпускников может сыграть  социально-психологическая служба училища. При контакте социального  педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. Для этого социальный педагог и педагог-психолог училища реализуют выездные дни работы в детских домах.

Главной проблемой социальной адаптации  является способность к индивидуальному  выбору — из спектра предоставляемых  социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я — субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Воспитание в изолированной  среде детского дома ведет к формированию групповой специфической субкультуры  низкого уровня. Ее представитель  характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому он не самостоятелен и нуждается в опоре для принятия решений.

Преодоление сложившейся ситуации может быть достигнуто специальными мерами, связанными с психолого-педагогическим сопровождением в процессе обучения, воспитания. Специфика коррекционной работы с этой категорией подростков, по мнению психологов, состоит в приобретении ими личного опыта «проживания» новых способов взаимодействия с окружающими и иного ощущения внешнего мира с помощью тренингов, проводимых в малых группах. Эта работа помогает изменить последовательно всю группу в целом, поднимая ее на новую ступень взаимодействия.

На выборе жизненного пути воспитанников сиротских учреждений во многом сказывается правильно поставленная профоориентационная работа. Недостаточная профессиональная подготовка в интернатах и детских домах не ориентирует воспитанников на достижение более высоких профессиональных перспектив. Свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% сирот специальных школ-интернатов, ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в ПУ, на работу и только единицы мечтают о продолжении образования в 10— 11-х классах, а тем более получении средне специального и высшего образования. Старшие воспитанники интернатных учреждений, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения и ближайших перспектив получения жилья. Отсюда—ориентация сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (повар, кондитер, швея, плотник строитель, охраны). Такова ныне целевая установка детей-сирот.

Традиционная система педагогического  руководства формированием жизненных планов воспитанников нуждается в переосмыслении с позиций личностно-ориентированного подхода, что должно создать условия для полноценного психического развития ребенка, его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей и, следовательно, обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самом детском доме, подготовку к созданию семьи, продолжению образования, профессии.

В развитии психолого-педагогической службы, в вопросах жизненного планирования наиболее отчетливо уделяются внимание определению жизненных планов как процесс и результат поэтапного принятия решений, посредством которых личность формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями социума, так же рассматривает жизненные планы как процесс формирования индивидуального стиля жизни, отражающий понимание, переживания, намерения, предметные действия в конкретных социальных условиях.

Формирование жизненных  планов учащихся-сирот, рассматривается, как один из важнейших механизмов самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров жизни, рассчитанных на перспективу и реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Участие взрослых в этом процессе не должно ограничиваться коррекцией спонтанно формирующихся жизненных планов, важно включиться в целенаправленную совместную с подростком деятельность по моделированию его будущего, исходя из следующих принципов жизненного планирования: актуальности, прогностичности, рациональности, реалистичности, контролируемости и коррегируемости.

Следовательно, в подростковом возрасте у воспитанников детских  домов формируется не собственно самоопределение, а готовность к нему. Готовность к самоопределению предполагает формирование у подростков умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку, устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга ответственности. Таким образом, речь идет о формировании у подростков психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную и созидательную жизнь. Подход к изучению личности подростка — воспитанника детского дома направлено, прежде всего, на исследование жизненного плана как показателя особенности личности, готовя к самоопределению и дальнейшему развитию.

Педагогическое руководство формированием жизненных планов подростков эффективно, когда воспитательное взаимодействие с подростком строится как с самосознательным, самоопределяющимся, самореализующимся и само утверждающимся субъектом.

В связи с тем, что  основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.

В соответствии с этим выделяется понятие «социально-трудовая адаптация». Данное понятие определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Выделены следующие  принципы социально-трудовой адаптации:

1) более точный учет  условий, в которых она происходит;

2) всестороннее изучение  особенностей аномального ребенка,  а также сохранных личностных  и деятельностных образований для разработки путей коррекции и развития;

3) прогностический характер  коррекционно-педагогической работы  с учеником с целью достижения  конкретного уровня социально-трудовой  адаптации и полной интеграции  выпускников в трудовых коллективах;

4) включение учащихся  в доступные формы и виды  человеческой деятельности и общения в процессе школьного обучения;

5) оказание социальной  помощи и поддержки нуждающимся  в этом после окончания школы  с целью достижения более высокого  уровня социально-трудовой адаптации  и полной интеграции выпускников  в общество.

В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Одно из направлений  — труд по самообслуживанию. При  решении этой задачи у воспитанников  сформируется комплексный навык  ухода за телом» формирование своего внешнего вида, здорового образа жизни; — организация личной жизни и деятельности. Содержанием деятельности педагогов по данному направлению является, формирование навыка самоорганизации ребенка в процессе собственной жизни и деятельности как средство более успешной адаптации к самостоятельной жизни.

Результатом работы является формирование умения выбрать оптимальный  режим жизни и деятельности, в  том числе и трудовой, т. е. умение приготовить пищу, ухаживать за обувью и одеждой, организовать, оборудовать, оформить место своей деятельности и проживания, формирование культуры взаимодействия со средой проживания и т. д.

Другое направление  — достижение оптимальных результатов  в своем жизненном становлении  как личности, семьянина, гражданина, профессионала. Работа по формированию умений и навыков труда в домашнем хозяйстве. Прежде чем пояснить содержание работы по данному направлению, необходимо отметить, что подготовка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе и к труду в домашнем хозяйстве) осуществляется на фоне крайне негативного представления о семье как причине их нынешнего социального статуса. В соответствии с этим необходимо в процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений в процессе формирования первичных знаний о видах жилых помещений в городе и деревне, гигиене жилища, уход за жильем.

Еще одно направление  — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности. Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, целью которых является, прежде всего, переход на рыночные. отношения и введение различных видов собственности на средства производства в экономике, интеграция страны в мировое сообщество, формирование личности на основе общечеловеческих ценностей, средствами гуманистической педагогики привели к переоценке, переосмыслению содержания понятия «трудовая подготовка» личности в обществе.

Если раньше основными  задачами педагогов в этом направлении  являлось — подготовка воспитанников  к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.

Во-первых, создать условия  для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.

Во-вторых, подготовка детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.

 

В-третьих, развитие у  них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности  и порядочности.

В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.

В-пятых, создание условий  для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.

В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных  с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.

В этом случае необходимо решить две взаимосвязанные задачи, а именно:

1) определить по каким  профессиям лучше готовить воспитанников  того или иного учреждения;

2) определить интересы, склонности и, в конечном счете,  возможности воспитанников.

Сегодня идет активный поиск  возможностей расширения профориентационной работы учреждения. Ребята работают по договорам, получают зарплату.

Психологическая адаптация выпускников сиротских учреждений крайне важна при вступлении в самостоятельную жизнь. При продолжении ими обучения в системе начального профессионального образования, необходимо помочь им преодолеть переходную ступень от детства к взрослости, от проживания в полностью защищенных условиях интернатного учреждения к самостоятельному существованию, к возможности адаптироваться при учебе в училище, получить профессию и связанные с этим гарантии трудоустройства.

Сформированные в условиях общественного воспитания личностные особенности детей-сирот влияют, на их психологическую адаптацию после выпуска.

Выпускники детского дома больше, чем учащиеся из семей, зависят от мнений и оценок других людей, успешная адаптация выпускников  практически не зависит от личностных (характерологических) качеств, как и у учащихся, воспитывавшихся в семьях, важное значение для приспособления бывших воспитанников сиротских учреждений имеют показатели эмоционального состояния, уровня психического здоровья, определяющим в психологической адаптации выпускников детского дома является умение управлять собой и контролировать свою жизненную ситуацию.

 

Сравнение личностных особенностей учащихся первого и последующих  курсов училища показало, что у  первокурсников ниже самооценка и общая  активность и готовность к действиям. Для учащихся, воспитывавшихся в условиях сиротского учреждения, в начальный период адаптации характерно повышение общей тревожности и недоверчивости, скептическое отношение к окружению, а у первокурсников, воспитывавшихся в семьях, адаптация проявляется в сложностях внутри и межличностного взаимодействия (расхождение образов Я-реальное и Я-идеальное и желание быть более дружелюбным). То есть адаптация учащихся-сирот больше похожа на «выживание», а у учащихся из семей на «приспособление, модификацию»36.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами