Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Обозначенные проблемы не могут быть устранены в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность психолого-педагогической работы. И здесь возникает необходимость привлечения к работе в детском доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в интернатных учреждении служб, обеспечит полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях детского дома очень обширны. Актуальной является социальная защита детей-сирот в школах интернатах.

- Дети не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их почти беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них.

- Существующая социальная система в детском доме не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение.

Последствия отставания педагогических технологий работы с  детьми - социальными сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что после детского дома эти дети значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации:

- По способности к приобретению профессии и трудоустройству;

- По способности избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни;

- По способности образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

В настоящее время  на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.

Основными недостатками организации социально-психологической  помощи, призванной обеспечить оптимальные  условия для полноценного развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся  в условиях детского дома, являются: недостаточное кадровое обеспечение детских домов; низкая квалификация специалистов, в частности воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста; недостаточная работа по организации воспитательного процесса, который должен включать в себя развитие всех качеств и навыков ребенка, способствующих успешному взаимодействию ребенка в обществе в дальнейшем (психологических, социальных и т.д.); ведется недостаточная работа с педагогическим коллективом детского дома по предупреждению эмоционального выгорания и деформации личности специалиста, что существенно снижает эффективность воспитательного процесса.

Для улучшения положения  детей, оставшихся без попечения  родителей, создания благоприятных  условий для их развития необходимы меры по пересмотру и комплексной  перестройке системы воспитания и развития детей, воспитывающихся в условиях традиционных детских домов и школ-интернатов для сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Для этого необходимо: 1. Подготовка и привлечение высококвалифицированных  специалистов для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

2. Создание психологической  службы в интернатных учреждениях.  Для повышения эффективности  оказания социально-психологической  помощи детям-сиротам и детям,  оставшимся без попечения родителей,  воспитывающихся условиях детского дома, необходимо участие специалиста по социальной работе, деятельность которого должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Организация оказания  социально-психологической помощи  сотрудникам интернатных учреждений;

2. Организация мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников интернатных учреждений;

3. Организация и проведение  мероприятий на разнообразные  темы, способствующие знакомству  ребенка с социумом и формированию  у него адекватной социальной  роли.

Ребенок, воспитывающийся в интернатом учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Конвенция ООН о  правах ребенка.

2 Конституция Российской  Федерации. М., 1997 г.

3 Гражданский Кодекс  Российской Федерации. - М., 2001 г.

4 Федеральный закон  "О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей"(№159-ФЗ от21.12.96 г.).

5 Федеральный закон  "О внесении изменений и  дополнений в статью 8 Федерального  закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№ 17-ФЗ от 08.02.98 г.).

6 Постановление Правительства  РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной  семье".

7 Постановление Правительства  Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия // Российская газета. 18.02.2000.

8   Президентская программа "Дети России".

9   Семейное законодательство. - М., 2001 г.

10   Семейный Кодекс  Российской Федерации. - М., 2000 г.

11   Указ Президента  РФ "О президентской программе  "Дети России".

12   Приказ Министерства  образования РФ № 199 от 19.08.1999 г. "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

13   Абалкин Л.И.  и др. Социальная защищенность  в рыночной экономике. Трудный  поворот к рынку. М., Экономика, 1990 г.

14   Антокольская  М.В. Семейное право. Учебник. - М., 2000 г.

15   Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой  социальной защиты детства.- М.,2005.

16   Ершова Н.М.  Опека, попечительство, усыновление. - М., 1984 г.

17   Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и  гендерная политика: Учебник. - М., 2004.

18   Кузьмин С.  Активная политика социальной  защиты населения. Экономист, 2004, № 9.

19   Кушнир Л. На  местах необходимо создание общественных  организаций, защищающих права детей // Газета "Первое сентября". № 59. -2000.

20   Красницкая Г.С.  Усыновление: вопросы и ответы. М., 2001 г.

21   Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита  детства: концептуальный подход. Социологические исследования. 1998 г., № 4.

22   Магульская Е.Е. «Право социального обеспечения». - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997 г.

23   Назарова И.Б.  Адаптация и возможные модели  мобильности сирот. М.: Московский  общественный научный фонд, 2000.

24   Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993 г.

25   О положении  детей в РФ: Государственный доклад. 1998. М.: Синергия, 1999. С. 40.

26   О положении  детей в РФ: Государственный доклад. М.: Синергия, 1998.

27   Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. // Под ред. Мухиной B.C.- М.: «Прометей».- 2001 г.

28   Периодический  доклад о реализации Российской  Федерацией Конвенции о правах  ребенка в 1993-1997 годах. М.: Международный  издательский дом "Синергия", 2000; Альтернативный доклад // Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. М.: РОО "Право ребенка", 2000. С. 7-59.

29   Практическая  психология для учителей и  родителей. // Под ред. Глазунова  М.В. - М., 1999 г.

30   Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М., 2002 г.

31   Российский статистический  ежегодник. М.: Госкомстат, 2007.

32   Сафонова Т.Я.  Реабилитация детей в приюте. М., 1999 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1 Поддубная Т.Н. Справочник социального педагога– Ростов н/Д, 2005.

2 Проект. Путь домой [Электронный ресурс].

3 Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ  жизненных практик в условиях интернатного учреждения/ Социологические исследования. 2006. – № 3.

4 Присяжная Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство/ Социологические исследования. – 2007. – № 11.

5 Семейный кодекс Российской Федерации.

6 Семейный кодекс Российской Федерации.

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 № 558

8 Конвенция ООН о правах ребенка

9 Конвенция ООН о правах ребенка

10 Послание Международной организации труда (МОТ) по вопросам детского труда. Глобальный доклад “Будущее без детского труда” от 06.05.2002 года (в изложении)

11 Конвенция ООН о правах ребенка

12 Конституция РФ

13 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

14 Там же

               15 Там же

16 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

17 Семейный Кодекс Российской Федерации

18 Семейный Кодекс Российской Федерации

19 Там же

20 Там же

21 Семейный Кодекс Российской Федерации

22 Там же

23 Там же

24 Там же

25 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

26 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

27 Там же

28 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

29 Там же

30 Там же

31 Там же

32 Там же

33 Там же

34 Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

35 Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001.

36 Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и И. Г. Абрамовой.— СПб., Институт специальной педагогики и психологии, 2001.


Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами