Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Профессионально — компетентным является такой труд социального  педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляются социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога, и достигаются хорошие результаты – превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи.

Такими задачами в  первую очередь являются — воспитать  готовность к трудовой деятельности, направленное на развитие разнообразных  способностей детей, подготовку их к выбору профессии, формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовывать свои жизненные планы, воспитание семьянина, то есть формирование необходимых способностей для построения собственной семьи, в которой реализуется зрелое супружество на основе осознанной материнской и отцовской позиции, подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач, способствующая формированию социально-экономической активности личности, зрелой гражданской позиции ребенка, развитие организаторских умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач в сложных жизненных ситуациях.

При организации социального  воспитания детей-сирот важно учитывать  различные подходы к определению  его содержания.

При одном подходе  содержание может соответствовать  задачам социального воспитания, которые определены выше. Другим подходом может быть ориентация на виды деятельности; познавательной, трудовой, досуговой и т. д. Третий подход ориентирован на результат организации воспитательной деятельности, то есть формирование у сирот готовности к участию в сложной системе социальных отношений.

 

Организованы такие, важнейшие  сферы жизнедеятельности ребенка, как бытовая сфера (прежде всего  организация жизненного пространства), учебная деятельность (в качестве приоритетной выделяется задача формирования целостной научной картины мира), сфера межличностного взаимодействия (должна содержать в себе возможности для получения опыта дифференцированных отношений).

При определении содержания социального воспитания важно также  предусмотреть развитие всех сущностных сфер человека.

В мотивационной сфере  целесообразно формировать правомерность  и обоснованность отношения к  моральным нормам, бережное отношение  к человеку, сочетание личных и  общественных интересов, стремление к  идеалу, правдивость, нравственные установки, цели жизни, смысл жизни, отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в контакте с себе подобными. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности. Но при этом необходимо формировать не так называемые знаемые мотивы, а реально действующие. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться,— не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые мотивационные образования возникают не в процессе усвоения, а в результате переживания. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями. Поэтому развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к нему эмоциональной сферы.

В эмоциональной сфере  идёт формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение с взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля.

В волевой сфере —  формирование нравственно-волевых  устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что  личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет ради достижения целей. Принятие решений — это не только выбор альтернатив на рациональной основе, но и волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям. Проявление активности в необходимой форме, инициатива, требовательность к себе есть особые качества личности, возникающие на волевой основе. Поэтому психологи отмечают, что именно в той деятельности, за осуществление которой индивид целиком берет на себя ответственность, происходит развитие личности. В то же время личность может проявлять активность в ситуации, когда деятельность или общение отвечают ее мотивам и чувствам в ситуациях неуспеха, не подкрепления. В этих случаях вступает в действие сфера саморегуляции, когда в качестве оценивающего вступает сам субъект и его субъективные параметры оценки.

Таким образом, уровень  развития сущностных сфер ребенка-сироты определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Наш подход заключается в соотношении, интеграции индивидуального и социального. Если развивать все сферы индивидуальности ребенка, то процесс воспитания личности будет эффективным.

Организация процесса социального воспитания с целью развития всех сущностных сфер человека осуществляется в трех направлениях. Первое направление это — создание поля самореализации ребенка, что предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации детьми своих потенциальных возможностей.

Создание поля самореализации предусматривает — включение  сирот в решение различных  проблем социальных отношений в  реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы), диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений, стимулирование самопознания детей, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях, оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, обеспечение широкий и объективной информацией каждого воспитанника.

Второе направление  создание воспитывающей среды внутри училища, что предполагает формирование в учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка.

Создание воспитывающей  среды внутри учреждения предусматривает  выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов, воспитателей, мастеров и воспитанников, определение  ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива, развитие самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разновозрастных групп, формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической), достижение неповторимости атмосферы в училище («своего имиджа», «своего лица»), формирование отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и воспитанников.

 

Работа по воспитанию и обучению детей сирот и оставшихся без попечения родителей строится и осуществляется, как комплексный подход, где основой является методическая тема училища «Личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Обеспечение поиска, разработки и внедрение новейших технологий обучения и воспитания учащихся и повышение квалификации педагогического состава»35. Важнейшими составляющими воспитательной системы являются структурные подразделения воспитательного блока:

1) социально психологическая  служба (социальный психолог, педагог  психолог),

2) совет классных руководителей и мастеров,

3) совет библиотеки,

4) совет общежития,

5) родительский комитет,

6) совет музея,

7) совет профориентации,

8) культурно массовый  сектор,

9) совет профилактики.

Постинтернатная адаптация  воспитанников детских домов  является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.

В результате у воспитанников  в той или иной степени формируются  иждивенчество, (непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах), трудности в  общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения, инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и не приятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения — без достаточного противовеса положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха, которые должен бы, но не дает сегодня детский дом.

 Необходимо, помочь  выпускнику интернатного учреждения  перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Создана соцально-психологическая служба, которая служит переходной формой из мира интерната во внешний мир, создает среду общения, положительные ценностные представления, помогает делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивать их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни.

В последнее десятилетие  в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные  результаты деятельности.

Программа постинтернатной  адаптации решает следующие задачи:

1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;

2) защита прав и  интересов выпускников детских  домов;

3) сбор статистических  материалов, характеризующих постинтернатную  жизнь воспитанников;

4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;

5) разработка предложений  по социально-педагогической коррекции  опыта воспитанников с целью  их подготовки к позитивному  жизненному выбору.

Главная идея состоит  в анализе системы мер, направленных, на преодоление трудностей и проблем, стоящих в настоящее время перед выпускником в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности. В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В течение длительного  времени дети-сироты, и, прежде всего  выпускники не были объектом пристальных  научных исследований, в то время как их проблемы в последние годы необычайно усложнились и приобрели острейшую социально-экономическую и социальную значимость.

Одна из проблем —  проблема здоровья. Исследования детей  в детских домах показали, что  среди сирот нет совершенно здоровых детей. Их физические и психические нарушения часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности. Неизбежны и психологические травмы, обусловленные отсутствием родителей.

Лишение детей материнской  заботы с последующей психической  депривацией в сиротских учреждениях, сказываются на их социальном, психическом, физическом здоровье. Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Среди детей-сирот наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга.

В детских домах не удается обеспечить полноценное  психическое развитие детей-сирот, так как:

1) дети приходят в  детские дома с нарушением  развития;

2) отсутствуют эффективные  технологии воспитания детей-сирот;

3) не имеется достаточного числа специально подготовленных специалистов для работы с сиротами (воспитателей, психологов, социальных работников).

Исходя из понимания  положения детей-сирот в нашем  обществе и учитывая сложность для  них в обучении по традиционным учебным  технологиям считаем главной задачей: организацию системы воспитания и образования имеющей целью комплексную подготовку детей-сирот к полноценной самостоятельной жизни после выхода из детского дома.

Решение этой задачи предполагает удовлетворение потребности детей-сирот в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, получении профессионального образования и квалификации в избранной области деятельности, разработка и внедрение новых методов обучения, организация непрерывного образования (в т. ч., в системе реабилитации детей-сирот с отклонениями в развитии) по престижным и конкурентоспособным профессиям на рынке труда.

Самое главное — это  преодоление психологических трудностей, которые заключаются в привычке жить в замкнутом, закрытом обществе, неумении интегрироваться в открытое, создавать новые контакты с людьми, с которыми им предстоим общаться.

Личностные проблемы воспитанников детских домов  в жизненном и профессиональном самоопределении испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием  опыта решения житейских проблем которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие.

Педагоги могут помочь своим воспитанникам сформировать комплекс качеств, благодаря которым  они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести – автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями, умение принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.

Большинство выпускников интернатные учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:

1) отсутствие опыта социальных  контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения.

2) трудности в общении — там,  где это общение свободно, где  требуется строить отношения.

3) несформировавность потребности  и способности трудиться.

4) иждивенчество, непонимание материальной  стороны жизни, отношений собственности.

5) отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тесных эмоциональных отношений.

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами