Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

Интересный факт представляет собой использование детьми роли сироты «на экспорт» — в ситуациях взаимодействия вне интерната, например, можно не выучить урок («не написал сочинение, потому что книги в приюте не было»). Ярлык сироты может приносить определенную пользу, вызывая жалость и сочувствие. Такое поведение имел в виду И. Гофман, когда утверждал, что стигматизированный индивид склонен использовать свой ярлык для получения «вторичных выгод» — как оправдание своей неудачи, произошедшей по причинам, не связанным со стигмой4.

Дети-социальные сироты не получают своего основного права — воспитываться в семье. Они живут в учреждениях интернатного типа, вследствие этого у них появляется множество проблем: это трудности в общении; они замкнуты, недоверчивы, агрессивны и обижены на свою жизнь; не умеют ничего делать в бытовом плане; привыкают быть иждивенцами, так как им гарантированы социальные пособия и в результате детям внушается отношение к себе как к маленькому божку, прививается завышенная самооценка; знание прав и отказ от обязанностей ведет к тому, что ребенок воспитывается маленьким эгоистом. Не имея духовного стержня, дети деградируют и опускаются все ниже.  Но главная трудность в том, что ребенку, оставшемуся без семьи, нельзя помочь только материальными средствами, потому что он не знает обычной человеческой радости, любви и заботы родного человека. Таким образом, проблемы социальных сирот приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, инфантилизмом, школьной дезадаптацией (зачастую девиантным поведением), отставанием в уровне физического, психического и интеллектуального развития. Проблема социального сиротства требует непосредственного решения для воспитания в обществе достойных граждан.

 

1.2 Формы жизнеустройства  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

 

Согласно ст. 20 Конвенции  о правах ребенка, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в  силу для Российской Федерации 15.09.1990, ребенок, временно или постоянно  лишенный своего семейного окружения  или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства обеспечивают замену ухода за таким ребенком, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление либо помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены обязательно должны учитываться этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык ребенка.

Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии этой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка следует учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, культуре, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.5

Таким образом, на федеральном  уровне этот перечень носит исчерпывающий  характер, однако на уровне субъектов  Федерации может быть использована такая форма, как патронатная семья.

При выборе формы для  защиты интересов конкретного ребенка  необходимо учитывать ряд обстоятельств, таких, как причина утраты родительского  попечения, состояние физического  и духовного развития ребенка, наличие  лица, желающего взять ребенка в семью на воспитание.

Пока не избрана форма  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, обязанности опекуна (попечителя) возложены на органы опеки и попечительства. При этом они вправе поместить  ребенка (временно) в социальный приют  для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Законодательство установлены  следующие формы устройства детей:

1) усыновление (удочерение) - является приоритетной формой  устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление допускается  в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

 

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства  допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Усыновление производится только судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка.

В Семейном кодексе РФ подробно регламентируются условия, порядок  и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок  прекращения усыновления. Порядок  передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определен постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

2) опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а  также для защиты их прав  и интересов.

Опека устанавливается  над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, попечительство - над  детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Устройство ребенка  под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и  сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением  случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Устройство ребенка  под опеку (попечительство) допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки (попечительства) на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

К опекунам предъявляются  определенные требования: опекунами  и попечителями могут назначаться  только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены  опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав.

 

Попечитель в отношении несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста четырнадцати лет, может быть назначен органом опеки и попечительства по заявлению такого несовершеннолетнего гражданина с указанием конкретного лица (п. 3 ст. 13 Закона об опеке и попечительства).

Опекун или попечитель могут быть назначены только с  их согласия. При этом должны учитываться  их нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ними и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Отношения, возникающие  в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения  родителей, регулируются Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3) приемная семья - это особый вид опеки или попечительства над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Количество детей в  приемной семье, включая родных и  усыновленных детей, не превышает, как  правило, 8 человек.

Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.6

Помимо норм Семейного  кодекса РФ деятельность приемных семей  регулируется постановлением Правительства  Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления  опеки и попечительства в отношении  несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье»).

Правовой статус приемной семьи также регулируется законодательством  субъектов Российской Федерации.

4) патронатная семья - форма семейного  устройства детей. Патронатное  воспитание пока что не вошло  в федеральное законодательство  и регулируется законами ряда  регионов. На территории республики  нормативный правовой акт о  патронатном воспитании не принят.

5) устройство детей, оставшихся  без попечения родителей, в  организации для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, - помещение таких детей  под надзор в образовательные  организации, медицинские организации,  организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Детям, помещенным под надзор в  организации для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

К организациям для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.

Дети, оставшиеся без попечения  родителей и находящиеся в  организациях для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

- содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Материальное обеспечение  детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Постановление Правительства  Российской Федерации от 07.07.2011 № 558 установлены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей7.

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

2.1  Нормативно-правовое  обеспечение социальной защиты  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей

 

Защита прав и интересов  детей осуществляется на международном, федеральном, региональном и муниципальном  уровнях. Международное законодательство по защите прав и интересов детей  представлено Декларацией прав человека, Декларацией прав ребенка, Конвенцией по правам ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Хартией детства.

Всемирная декларация прав человека, провозглашенная Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., определяет основные права и свободу всех людей, охватывая при этом гражданские, половые, экономические, социальные и культурные права. Декларация признает право детей на особую заботу и помощь; семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех его членов и особенно детей — предоставление необходимых защиты и содействия, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимость расти в семейном окружении, атмосфере счастья, полную его подготовленность к самостоятельной жизни в обществе и воспитание в духе идеалов в соответствии с уставом ООН.

         Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 23, 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10). Декларация прав ребенка призывает государство и родителей соблюдать ее принципы по отношению к детям. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей была принята в 1990 г., ее основной целью является обеспечение детям счастливого детства и полноценного развития, без эксплуатации и насилия.

 Конвенция ООН о  правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., является одним из основополагающих международно-правовых документов, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права и содержали обоснование и описание основных его прав, гарантируя любому ребенку право на жизнь, здоровье, образование, полноценный присмотр и уход.

Конвенция ООН о правах ребенка говорит в том числе  и о правах детей, лишенных семейного  окружения. Конвенция обязывает  государства-участников: обеспечивать усыновление «в наилучших интересах ребенка»; защищать детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами