Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа
Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области
небрежного обращения, грубого обращения»; предоставлять реабилитационный уход и лечение детям, подвергнувшимся жестокому обращению или пренебрежению.
В ст. 20 Конвенции провозглашаются следующие принципы:
«1. Ребенок, который временно
или постоянно лишен своего семейного
окружения или который в его
собственных наилучших
2. Государства-участники
в соответствии со своими
3. Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык»8.
Статья 21 Конвенции гласит: «Государства-участники, которые признали и/или разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
а) обеспечивают, чтобы
усыновление ребенка
б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
г) принимают все необходимые
меры с целью обеспечения того,
чтобы в случае усыновления в
другой стране устройство ребенка не
приводило к получению
д) содействуют в необходимых случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами»9.
Статья 25 Конвенции гласит: «Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке»218.
Отличительной особенностью Конвенции является то, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум, который должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (ст. 41).
Хартия детства обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка, призывает создавать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в жизни своих стран, защищает детей от всех форм эксплуатации.
В Послании Международной организации труда (МОТ) по вопросам детского труда, в глобальном докладе «Будущее без детского труда» от 06.05.2002 г. говорится, что «включение задачи искоренения детского труда в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая была принята в 1998 г., отражает единодушие во всем мире относительно того, что детский труд представляет серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию»10. По данным за 2000 г., примерно 180 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (или 73 % работающих детей) занято в настоящее время опасными видами работ и наихудшими формами детского труда, включая принудительный труд, рабство, незаконный оборот наркотиков, долговую кабалу, участие в вооруженных конфликтах, проституцию и порнографию.
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций (ООН) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних в части IV «Процессы подготовки к жизни в обществе», в разделе «Семья» гласят:
«1. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов.
2. Поскольку семья
является основной ячейкой,
3. Правительствам следует
вырабатывать политику, способствующую
воспитанию детей в условиях
стабильной и благополучной
4. Когда в семье
нет стабильности и
Таким образом, ратификация Россией основных положений международного законодательства по вопросам защиты, семьи, материнства и детства позволит укрепить позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами мирового сообщества.
В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает защиту семей с детьми на внутригосударственном уровне посредством ряда нормативно-законодательных актов: Конституции РФ, Гражданского, Трудового, Семейного Кодексов РФ, федеральных законов, Постановлений Правительства, Указов Президента, распоряжений региональных и местных органов власти.
Так, в п. 1 ст. 38 Конституции РФ говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства»12. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили необходимую социальную помощь и поддержку, надлежащие условия содержания и воспитания, получения образования и становления достойным гражданином общества.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно ст. 1 данного ФЗ, ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет, т. е. совершеннолетия. Кроме того, впервые ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет сущность и содержание понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и включает в него следующие категории детей: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи13.
Согласно ст. 15 п. 1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни общества14.
Кроме того, согласно ст.
15 п. 3, защита прав и интересов детей,
находящихся в трудной
Каждому ребенку должно быть обеспечено право на воспитание, которое является одним из важнейших. Как правило, детей воспитывают их родители, но если последние по каким-либо причинам не могут это делать, то заботу о детях, их устройстве, содержании и воспитании берет на себя государство. Непосредственное выполнение этой обязанности возлагается на органы опеки и попечительства15.
Органами опеки и
попечительства являются органы местного
самоуправления (п. 2 ст. 121 СК РФ), которые
назначаются в целях
- выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
- учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается ст. 122 СК РФ:
Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и лечебных учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в защите прав и интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Органы опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
Руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.
Орган опеки и попечительства в течение одного месяца со дня поступления сведений обеспечивают устройство ребенка.17
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право:
- на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, ст. 36 СК;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) (ст. 56 СК РФ)18.
При усыновлении закон исходит из основополагающего принципа семейного законодательства — обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 1 СК), поэтому обязательным условием любого усыновления является соблюдение интересов детей, передаваемых на усыновление. Под «интересами» ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Получение согласия самого ребенка на усыновление при усыновлении детей старше 10 лет обязательно (ст. 132 СК)19.
Усыновление производится в судебном порядке по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Судебный порядок усыновления — новация в российском семейном законодательстве, призванная обеспечивать максимальную защиту прав и законных интересов ребенка. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.
Правовым последствием усыновления является возникновение правовой связи между усыновленными и усыновителями и ее прекращении между детьми и кровными родителями (ст. 137 СК):