Социальная работа с детьми-сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 06:40, дипломная работа

Описание

Цель курсовая работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социальная работа по постинтернатной адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


3. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ, НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ОСТРОВОК»» ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Анализ системы работы с детьми – сиротами муниципального учреждения социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Островок" в городе Гае Оренбургской области

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа. Социальная работа с детьми-сиротами.doc

— 438.00 Кб (Скачать документ)

небрежного обращения, грубого обращения»; предоставлять  реабилитационный уход и лечение  детям, подвергнувшимся жестокому обращению или пренебрежению.

В ст. 20 Конвенции провозглашаются  следующие принципы:

«1. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного  окружения или который в его  собственных наилучших интересах  не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

2. Государства-участники  в соответствии со своими национальными  законами обеспечивают замену  ухода за таким ребенком.

3. Такой уход может  включать, в частности, передачу  на воспитание, «кафала» по исламскому праву, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык»8.

Статья 21 Конвенции гласит: «Государства-участники, которые признали и/или разрешают существование  системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка  учитывались в первостепенном порядке, и они:

а) обеспечивают, чтобы  усыновление ребенка разрешалось  только компетентными властями, которые  определяют в соответствии с применимыми  законом и процедурами и на основе всей относящейся к делу и  достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;

б) признают, что усыновление  в другой стране может рассматриваться  в качестве альтернативного способа  ухода за ребенком, если ребенок  не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая  могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;

в) обеспечивают, чтобы  в случае усыновления ребенка  в другой стране применялись такие  же гарантии и нормы, которые применяются  в отношении усыновления внутри страны;

г) принимают все необходимые  меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в  другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных  финансовых выгод, связанными с этими  лицами;

д) содействуют в необходимых  случаях достижению целей настоящей статьи путем заключения двусторонних и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами»9.

Статья 25 Конвенции гласит: «Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке»218.

Отличительной особенностью Конвенции является то, что она  закрепляет только самые насущные права  ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум, который должен иметь  каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (ст. 41).

Хартия детства обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка, призывает создавать условия, при  которых дети могут принимать активное и творческое участие в жизни своих стран, защищает детей от всех форм эксплуатации.

В Послании Международной  организации труда (МОТ) по вопросам детского труда, в глобальном докладе  «Будущее без детского труда» от 06.05.2002 г. говорится, что «включение задачи искоренения детского труда в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая была принята в 1998 г., отражает единодушие во всем мире относительно того, что детский труд представляет серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию»10. По данным за 2000 г., примерно 180 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (или 73 % работающих детей) занято в настоящее время опасными видами работ и наихудшими формами детского труда, включая принудительный труд, рабство, незаконный оборот наркотиков, долговую кабалу, участие в вооруженных конфликтах, проституцию и порнографию.

Руководящие принципы Организации  Объединенных Наций (ООН) для предупреждения преступности среди несовершеннолетних в части IV «Процессы подготовки к жизни в обществе», в разделе «Семья» гласят:

«1. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов.

2. Поскольку семья  является основной ячейкой, ответственной  за первичную подготовку детей к жизни в обществе, правительственным и общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранений целостности семьи, в том числе расширенной семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Должны быть предусмотрены надлежащие меры, в том числе уход за детьми и в дневное время.

3. Правительствам следует  вырабатывать политику, способствующую  воспитанию детей в условиях  стабильной и благополучной семьи.  Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги.

4. Когда в семье  нет стабильности и благополучия, когда усилия общества по оказанию  родителям помощи в этой связи  не имеют успеха и когда нельзя рассчитывать, что эту роль выполнит расширенная семья, необходимо рассматривать возможность использования альтернативных мест проживания, в том числе передачу детей на воспитание в учреждения или в другие семьи для усыновления. Условия проживания в таких местах должны быть в максимально возможной степени приближены к условиям стабильной и благополучной семьи и в то же время должны создавать у детей ощущения постоянной заботы, что позволит избежать возникновения проблем, связанных с «переселением» из одного места в другое»11.

Таким образом, ратификация  Россией основных положений международного законодательства по вопросам защиты, семьи, материнства и детства позволит укрепить позиции нашей страны на международной арене, снимет еще один барьер на пути равноправного сотрудничества со странами мирового сообщества.

В настоящее время  законодательство Российской Федерации  предусматривает защиту семей с  детьми на внутригосударственном уровне посредством ряда нормативно-законодательных  актов: Конституции РФ, Гражданского, Трудового, Семейного Кодексов РФ, федеральных  законов, Постановлений Правительства, Указов Президента, распоряжений региональных и местных органов власти.

Так, в п. 1 ст. 38 Конституции  РФ говорится: «Материнство и детство, семья находится под защитой государства»12. Государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получили необходимую социальную помощь и поддержку, надлежащие условия содержания и воспитания, получения образования и становления достойным гражданином общества.

Федеральный закон «Об  основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. Согласно ст. 1 данного ФЗ, ребенком признается лицо до достижения им возраста 18 лет, т. е. совершеннолетия. Кроме того, впервые ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет сущность и содержание понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» и включает в него следующие категории детей: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи13.

Согласно ст. 15 п. 1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни общества14.

Кроме того, согласно ст. 15 п. 3, защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, осуществляется общественными объединениями и организациями, а также другими некоммерческими организациями, в том числе и международными объединениями (организациями) в лице своих отделений в РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законодательством РФ и ее субъектов. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

Каждому ребенку должно быть обеспечено право на воспитание, которое является одним из важнейших. Как правило, детей воспитывают их родители, но если последние по каким-либо причинам не могут это делать, то заботу о детях, их устройстве, содержании и воспитании берет на себя государство. Непосредственное выполнение этой обязанности возлагается на органы опеки и попечительства15.

Органами опеки и  попечительства являются органы местного самоуправления (п. 2 ст. 121 СК РФ), которые  назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов (ч. 1 ст. 145 СК РФ, ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)16. На указанные органы возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, которые закреплены в п. 1 ст. 121 СК РФ и включают в себя:

- выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

- учет детей, оставшихся без попечения родителей;

- выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается ст. 122 СК РФ:

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и лечебных учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, нуждающихся в защите прав и интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Органы опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых  находятся дети, оставшиеся без попечения  родителей, обязаны в семидневный  срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

Орган опеки и попечительства в течение одного месяца со дня  поступления сведений обеспечивают устройство ребенка.17

Дети, находящиеся под  опекой (попечительством), имеют право:

- на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, ст. 36 СК;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения — на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

 

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) (ст. 56 СК РФ)18.

При усыновлении закон исходит из основополагающего принципа семейного законодательства — обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 1 СК), поэтому обязательным условием любого усыновления является соблюдение интересов детей, передаваемых на усыновление. Под «интересами» ребенка при усыновлении понимается, прежде всего, обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Получение согласия самого ребенка на усыновление при усыновлении детей старше 10 лет обязательно (ст. 132 СК)19.

Усыновление производится в судебном порядке по заявлению  лиц, желающих усыновить ребенка. Судебный порядок усыновления — новация  в российском семейном законодательстве, призванная обеспечивать максимальную защиту прав и законных интересов ребенка. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Правовым последствием усыновления является возникновение  правовой связи между усыновленными  и усыновителями и ее прекращении между детьми и кровными родителями (ст. 137 СК):

Информация о работе Социальная работа с детьми-сиротами