Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6
Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14
Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20
Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48
Заключение
61
Список использованной литературы
66
Содержание
Введение |
3 | |||||||
Глава 1. |
Теоретические
аспекты социально- |
6 | ||||||
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора |
6 | |||||||
|
14 | |||||||
|
20 | |||||||
Глава 2. |
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора |
29 | ||||||
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха |
29 | |||||||
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха |
38 | |||||||
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха |
48 | |||||||
Заключение |
61 | |||||||
Список использованной литературы |
66 | |||||||
Введение
Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений. В условиях современной России в общей популяции населения наблюдается значительное количество людей с различными отклонениями в развитии и физическими недостатками. Это обстоятельство объективно требует внимательного анализа сложившейся ситуации, оценки всех объективных и субъективных факторов, так или иначе влияющих на увеличение данной категории граждан. Особую заботу вызывают дети с разного рода существенными патологическими изменениями и недостатками в развитии.
Именно они требуют как комплексного вмешательства специалистов (врачей, педагогов, психологов, социальных работников) и ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах. Такая постановка проблемы вызывает потребность в повышении психолого-педагогической грамотности родителей и всех окружающих такого ребенка взрослых.
Для более эффективной работы с лицами, имеющими какие-либо ограничения, необходимо знание определенных теорий, раскрывающих анатомические, физиологические и психологические изменения в их организмах.
Необходимо дать наиболее полные психолого-педагогические характеристики различным группам населения и особенно детям с отклонениями в развитии, что позволит выработать комплексные методы и системы их обучения и воспитания.
Демократизация российского общества позволяет интегрировать лиц с разного рода ограничениями в социум, повысить их уровень адаптированности, внедрить идеи концепции "независимой жизни" в их сознание и социальную практику.
Несомненно важную роль в этих процессах играет социальный педагог, который своими знаниями, навыками и умениями помогает детям с ограничениями не только выжить в условиях рыночной экономики, но и жить достойно, полноценно и счастливо.
Многие аспекты данной проблематики достаточно подробно изучены известными педагогами и психологами. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы.
Объектом исследования выступают дети, имеющие нарушения слуха. Предметом являются аспекты социально-психологической работа с глухими и слабослышашими детьми.
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Гипотеза: Предполагается, что тщательная диагностика нарушений слуха и грамотная социально-психологическая и педагогическая деятельность специалистов способствует наилучшему развитию ребенка с нарушениями слуха как личности.
Основным методом исследования является анализ литературных источников, который состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава раскрывает теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях, а именно причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора, педагогические психологические особенности детей с нарушениями слуха. Во второй главе изучены организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора, а именно выявлены роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха и основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха. В данной главе также разработана программа подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха.
Глава 1. Теоретические
аспекты социально-
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
Среди людей с ограничениями значительную категорию составляют лица с различными выраженными нарушениями слуха. В последние десятилетия особенно растет группа детей с такого рода дефектом. Ежегодно по стране выделяются тысячи детей с патологией органа слуха, и их число не имеет тенденции к заметному снижению. Ухудшение функций слуха, возникшее в детском возрасте, в большей степени отражается на психосоматическом развитии ребенка.
Большинство (более 85%) нарушений слуха наступает на первом-втором году жизни, то есть до развития речи и в период ее формирования.
Слух - это отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живою организма) воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством слуховой системы или звукового анализатора человека, представляющего совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, осуществляющих слуховую структуру в пространстве1.
Слуховой анализатор схематически по характеру физиологической деятельности разделяется на два отдела: звукопроводящий (наружное ухо, среднее ухо и проводящая часть улитки) и звуковоспринимающий (воспринимающая часть улитки - спиральный орган, проводящие пути с ядрами и корковые центры).
Слуховая система очень древняя и сформировалась первоначально как система анализа вестибулярных раздражителей и только затем постепенно стала выполнять функцию анализа звуков. Звук характеризуется четырьмя основными физическими параметрами, которым соответствуют определенные физиологические параметры слуховых ощущений. К физическим параметрам звука относятся: частота звука, чему соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16- 120 Гц до 16000-20000 Гц. Этот разброс характеризует большие различия в слуховой чувствительности у людей. Существует зона максимальной чувствительности к определенным частотам, которая охватывает от 1000 до 3000 Гц. Это тот диапазон, в котором в основном происходит речевое общение. Второй физический параметр - интенсивность звука, которая соответствует физиологическому параметру - громкости звука. Третий параметр - длительность.
Важным параметром звуковых раздражений является также звуковой спектр. Обычно звуки не являются одиночными, как правило, это набор различных компонентов - тонов или обертонов. Весь звуковой спектр стимула определяет такой физиологический параметр, как тембр звука. Звуковой анализатор способен не только анализировать звуки по частоте, интенсивности, длительности и тембру, то есть выполнять непосредственно функцию анализа различных физических качеств звукового стимула, но он еще участвует и в ориентировке в пространстве. С помощью слуховой системы определяется направление звука - это означает, что звуковое пространство характеризуется такими же пространственными координатами, как и зрительное: верхняя, левая, правая сторона; по звуку человек способен определить угол отклонения звука от средней линии, а также степень удаленности звука от слушателя.
Эти две характеристики
- направление и степень
Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. К данному типу нарушений следует отнести наследственную аномалию слухового органа (полная или частичная аплазия - недоразвитие внутреннего уха, отсутствие барабанной полости, атрезии – заращивания наружного слухового прохода. Врожденные нарушения слуха возникают как следствие воздействия на развивающийся плод различных вредных факторов со стороны организма матери. Это вирусные инфекции (корь, грипп), особенно в случае их возникновения у матери в первые три месяца беременности, внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными веществами, алкоголем. Слуховой анализатор может быть поражен вследствие травмы плода2.
Приобретенные нарушения слуха встречаются чаще. Среди причин, вызывающих недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания (менингит, корь, скарлатина, свинка, пневмония); воспалительные процессы (воспаление среднего уха - отит); последствия заболеваний носа, и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.), вызывающие непроходимость органов среднего уха, евстахиевой трубы; невриты слухового нерва, травмы головы (родовые и послеродовые).
Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствия зависит от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов, всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие).
Глухие дети - это дети с полным выпадением слуха, который не может быть ими самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях, так как обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные, резкие и громкие звуки, хотя разборчивое восприятие речи невозможно3.
Среди глухих детей различают: глухих без речи (рано оглохшие), когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохшие).
Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота), либо к ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямостояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше, успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения. Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельное и в целом.