Социальная работа с глухими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6


1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6


Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14


Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20

Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29


2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29


2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38


2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48

Заключение

61

Список использованной литературы

66

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

В качестве источников социализация индивида выступает передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему воспитания и образования, и в дальнейшем через взаимное влияние людей в процессе обучения и совместной деятельности. Важен также первоначальный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения. Какие проблемы возникают в процессе социализации у ребенка, затем взрослого человека при нарушении одного из ведущих анализаторов - слуха?

Важно изучить  проблемы готовности к совместной жизни  выпускников школ для детей с недостатками слуха как одного из категорий детей с особыми нуждами. Процесс социализации у этой категории имеет свои особенности, определяемые ролью слуха в формировании социальных навыков.

По определению  выдающегося психолога нашего времени Л.С. Выготского25, глухота человек оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому, что она изолирует людей от общения с людьми. Глухонемота – недостаток социальный по преимуществу. Ома прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности. Известно, что нарушение слуха ведет к затруднениям в социальной адаптации глухих детей в обществе. Родители приняв диагноз психически адаптировались, правильно оценили ситуацию. Далее их цель - конструктивно сотрудничать со специалистами; социальными работниками, сурдопедагогами, дефектологами, психологами, сурдологами. По мере роста и развития аномального ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы.

Вследствие этого наиболее оправданной является конструктивная и динамическая помощь таким семьям на всех этапах жизни ребенка. Родители глухих детей могут оказаться принадлежащими к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения неполноценного ребенка и крах всех надежд. Взаимное непонимание в социальных контактах является причиной появления значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими.

Особую и значимую помощь в координации развития отношений  между глухими детьми и их родителями оказывает социальный педагог. В  настоящее время в Родители должны иметь представление о специфических средствах общения глухих школах России, в том числе и специальных, введена должность социального педагога. В работе с родителями он придерживается следующей схемы: изучение медицинских карт и педагогических характеристик поведения учащихся; социальное положение родителей' и условия жизни в семье; характер и способ общения в семье (устная речь, чтение с губ, жестовая речь), особенности речевого развития школьника, понимание устной речи ребенка родителями, отношение родителей к школьным занятиям ребенка, психологический климат в семье, особенности личности ребенка, его отношение со сверстниками и др.

Родители должны иметь  представление о специфических  средствах общения глухих (дактилологии и жестовой речи). Им следует представить исчерпывающую информацию об условиях и возможностях получения профессиональной подготовки в данном регионе. И педагогам, и родителям надо подготовить подростков к тому, чтобы они имели реальное представление о своем положении в мире слышащих. Существует проблема общения глухих детей со слышащими родителями, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии. Часто учителя и воспитатели выступают в роли переводчиков при общении глухих учеников и их слышащих родителей26.

Специфическими методами общения с глухими владеет не более 15 % всех слышащих родителей. При этом родители, как правило, считают, что решение проблем обучения и воспитания неслышащих детей является обязанностью школы, так же, как и выбора профессии и места их работы. Они редко видят своих детей и их участие в воспитании и социализации в целом сведены к минимуму.

Но есть и другая группа родителей, воспитывающих детей  с нарушением слуха. Они стараются  так же, как и глухие и слабослышащие родители глухих детей, использовать мануальные способы общения. Вопросы выбора профессии или места работы в таких семьях решаются совместно, родители принимают активнее участие в судьбе своих детей, помогая им в выборе профессии и жизненного пути в целом.

Традиционно система  обучения и воспитания глухих детей направлена на коррекцию их развития в объеме неполной или полной средней массовой школы и на трудовую подготовку глухих и по современным профессиям. Положительные результаты в обучении и воспитании ребенка бывают тогда, когда школа имеет поддержку семьи, а обучение и воспитание осуществляется в тесном содружестве педагогов и родителей.

Полноценное развитие личности глухого ребенка, формирование его  словесной речи и мышления, трудовой деятельности, выбора профессии, во многом зависят от помощи, которую могут оказать детям их родители и другие члены семьи27.

Родителям при выборе профессии для своего ребенка  следует учесть состояние слуха, речи, особенности характера, интересы, увлечения, в целом состояние  здоровья. Подготовка к трудовой и профессиональной деятельности начинается задолго до окончания школы. Большую роль для жизни и воспитания играет умение родителей привлекать его к участию в домашних и хозяйственных делах. Самые обычные трудовые обязанности могут оказать большое влияние на развитие ребенка, формирование в нем положительных свойств личности.

Воспитывая интерес  к бытовому труду, необходимо обращать внимание на результаты его работы, поощрять его. Надо постоянно руководить трудовой деятельностью ребенка. При  выборе профессии важно учитывать желание, мечту и возможности ребенка. "Когда закончу школу, буду учиться в зубоврачебном техникуме, йогом поступлю на работу в поликлинику". Зная желание и мечту ребенка-старшеклассника, родители могут заранее проконсультироваться с психологом, или получить данные тестов или анкетирования о пригодности детей к той или иной профессии. Родители должны присутствовать на индивидуальных консультациях психолога с подростками по профориентации. Родители должны знать интересы своих детей, склонности, способности. Особенно важно знать выводы психолога о пригодности к той или иной профессии. Родители при беседе с психологом указывают на интересы и склонности подростка, его индивидуальные особенности и черты характера. Стоит также проблема выбора микросоциума - обучение и труд совместно с нормально слышащими сверстниками или глухими (в группах глухих в профессиональных учебных заведениях или на производстве).

Изучалось также  мнение родителей выпускников, педагогов, воспитателей для того, чтобы иметь информацию о проблемах социализации выпускников. Это позволило разработать соответствующие методические и организационные рекомендации и облегчило глухим и слабослышащим юношам и девушкам процесс социальной, а затем трудовой адаптации в сложных экономических условиях, сложившихся в настоящее время в России. В период обучения в школе-интернате для лучшей подготовки к самостоятельной жизни необходимо давать полноценную профессиональную подготовку именно по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе.

Родителям следует иметь  тесную связь с отделами занятости  и трудоустройства (биржа труда). В школах-интернатах для детей  с дефектами слуха родители могут  вести кружки (фото, слесарного дела, швейного дела, поделок, изготовления игрушек и т. д.) Родители в целях профориентации и социализации глухих детей могут организовать экскурсии на заводы, фабрики, где работают, показать свои рабочие места, специфику профессии, рассказать о ней. Особо следует указать на противопоказания и ограничения при выборе профессии и места работы неслышащего выпускника. Например, существует запрет на работу в горячих цехах, химических и шумных производствах, не может быть рекомендована работа, связанная с устным общением, использованием средств связи. В некоторых случаях родители устраивают детей туда же, где работают сами28.

В настоящее время  значительно расширяются профили  трудовой деятельности глухих и слабослышащих  в связи с возникновением новых  специальностей. Родители обращаются, в общества глухих России (ВОГ), где широко и доступно предлагают информацию о профессиях для глухих и слабослыщащих, а также учебных заведениях, где могут продолжить обучение неслышащие выпускники, а в дальнейшем получить и специальность. Современные условия российской действительности требуют активизации способностей каждого члена общества, в том числе и тех, кто имеет нарушения слуха.

Значительно расширились  возможности поступления глухих и слабослышащих в высшие учебные  заведения, о которых родители должны иметь соответствующую информацию (МПГУ, МТУ им. Баумана и т.д.).

Итак, для более успешного  решения проблем социализации детей  и подростков с нарушением слуха  одним из главных условий является активное участие родителей в  воспитании ребенка на всех этапах его подготовки к самостоятельной жизни приобщения к культурным ценностям, навыкам общения и общежития, выбору профессии и т.д.

Для более успешного  решения проблем социализации детей  и подростков с нарушениями слуха  необходимо более раннее выявление  нарушений слуха и возможно более  раннее начало обучения и воспитания под руководством специалистов29.

Немаловажным является обучение родителей, имеющих детей  с недостатками слуха, всем существующим способам и средствам общения  с глухими при максимальном использовании  остаточного слуха, жестовой и тактильной речи и т.п.

Активное участие родителей  в воспитании ребенка на всех этапах его подготовки к самостоятельной  жизни так же будет способствовать процессам его социализации.

Специфическим требованием  социализации детей с нарушением слуха является их обучение всем формам речи: письменной, устной, жестовой, дактильной. Достаточный уровень владения (воспроизведение и восприятие) устной и письменной формами речи, владение принятыми в обществе моделями поведения, социальными нормами и ролями - вот то, чем должен овладеть глухой или слабослышащий выпускник школы для успешной социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха

Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ, «реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей»30.

Применительно к детям с нарушениями слуха под реабилитацией понимают комплекс медицинских, педагогических, технических, социально-культурных мероприятий, цель которых - обеспечить им адаптацию и интеграцию в общество, полноценную жизнь. Предпосылкой самореализации глухого (слабослышащего) человека является достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Люди с серьезными нарушениями слуха - уязвимая часть  общества, поэтому важнейшей является задача улучшения их положения, защиты их прав и социальных интересов. Эта проблема требует консолидации усилий всего общества.

Реабилитация человека с нарушением слуха возможна, когда  государство предоставляет неслышащим людям равные гражданские права и гарантирует их специальными законодательными актами, причем последние должны обеспечивать им привилегированные возможности.

Создаваемые на основе Конституции РФ законы в целях обеспечения социальной справедливости в общественной жизни предусматривают определенные права для отдельных категорий граждан. Эти права, учитывая комплексный характер проблемы глухоты, распространяются на все сферы социальных услуг: медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, трудоустройство, социальная поддержка, культурное обслуживание, обеспечение специальными техническими средствами.

Глухие имеют право  на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и  унизительного обращения; право  на образование, дающее возможность  приобрести как можно большую  самостоятельность; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В большинстве случаев  глухим присваивается инвалидность с детства III группы. К примеру, для установления группы инвалидности (глухота, слепо-глухота) обязательно учитываются следующие показания:

• нарушения сенсорных  функций (зрения, слуха);

• способность к общению - способности к установлению контактов  между людьми путем восприятия, переработки  и передачи информации;

• ограничение самообслуживания;

• способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью  других лиц (кроме обучающего персонала);

• способность к выполнению трудовой деятельности, уровень квалификации или объем -производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии;

• способность к общению, скорость и объем усвоения, получения  и передачи информации31.

Основная задача реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями слуха - создание условий для их максимально возможной медико-социальной реабилитации и интеграции в общество, для получения полноценного образования. В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития все необходимые мероприятия должны реализовываться в форме индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, в обязательном порядке составляемой учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Индивидуальная программа комплексной реабилитации считается полностью завершенной в случае достижения полной, реализации реабилитационного потенциала ребенка. Процесс реабилитации детей с нарушениями слуха осуществляется силами медицинских, педагогических, социальных работников. Современный комплексный подход к реабилитации плохо слышащих детей включает следующие основные этапы:

- профилактику врожденной  и приобретенной тугоухости;

- диагностику слуховой  функции;

- комплексную экспертизу  ребенка, включая медицинское,  психологическое, педагогическое обследование;

- медицинскую реабилитацию;

- психологическую реабилитацию;

Информация о работе Социальная работа с глухими