Социальная работа с глухими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6


1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6


Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14


Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20

Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29


2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29


2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38


2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48

Заключение

61

Список использованной литературы

66

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

- сурдопедагогическую  реабилитацию;

- социальную реабилитацию.32

Требование осуществления комплексного подхода к специально организованному  воспитанию глухих детей еще в большей мере обязательно, чем в общеобразовательной массовой школе. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд, естественно, условно выделенных нами выше комплексов, в действительности же тесно взаимосвязанных и тем самым обуславливающих необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию глухих детей.

Комплекс первый – единство и  взаимосвязь объективных обстоятельств  воспитания. К ним относятся, те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы – материальные, политические, духовные. К объективным обстоятельствам, во-первых, относится также и непосредственное окружение человека. Для глухих детей это прежде всего семью и школа. Как уже отмечалось, система специального обучения и воспитания глухих детей включена в общеобразовательную систему образования. В стране осуществляется всеобщее дифференцированное обучение глухих детей, обеспечение их работой по окончании школы, а в случае особых успехов в учебе предоставляется возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования33.

Таким образом, объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания глухих детей, в широком  смысле среда в структурном и  функциональном отношении чрезвычайно  сложны и многообразны. Сурдопедагог в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью всестороннего развития глухого школьника.

Комплекс второй – структура личности воспитуемого. В структурном отношении личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. Природные особенности являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития глухого являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в спецшколе, общественно полезная трудовая деятельность).

Основоположник современной отечественной  психологии и дефектологии Л.С. Выготский  внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в  обоснование проблемы компенсации  дефекта в процессе специально организованного  воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. “Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация”. Именно поэтому “говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта”. Положение Л.С.Выготского34 о том, что “ребенок с дефектом – еще не дефективный ребенок”, “что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным”, “что “замещение и компенсация” как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект” сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных дефектологов. Свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие глухих детей.

Таким образом, при комплексном  подходе к личности глухого в  специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Комплекс третий - воспитание как  вид деятельности субъекта воспитания. В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами педагогики, цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

Высокая цель социального  воспитания глухих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще Л.С. Выготский горячо отстаивал необходимость социального специального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует “специальной педагогической техники, особенных методов и приемов”, а также на то, что “только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области”. Он подчеркивал, что “нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику”. В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей. Воспитатель должен быть дефектологом-сурдопедагогом с высшим суродопедагогическим образованием. На основании глубоких знаний общей и специальной педагогики и психологии он должен, ориентируясь на реальные возможности глухого, в соответствии с целью социального воспитания, спланировать работу. Суродопедагог должен действовать со знанием дела, применяя правильные, эффективные методы воспитательной работы. Он должен видеть в глухом воспитаннике прежде всего личность. Личность глухого воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании он подчеркивал: “Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал - не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов”35.

Идеи Л.С. Выготского о путях развития специального воспитания и обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественной сурдопедагогики (Н.Д. Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В. Колтуненко, Л.П. Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.)36. Вопрос о выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и методов воспитательной работы в школе глухих является одной из центральных проблем комплексного подхода к воспитанию.

Комплекс четвертый - воспитание как  наука. Социальное воспитание должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом, методологической основой ее является диалектическая, научная философия. Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической системой. В нашем современном обществе впервые в истории человечества господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система - социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной исторической обстановке тип личности.

На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.

Поэтому позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе  для слабослышащих детей; глухому  ребенку с высоким уровнем  речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих.

Существует и интегрированное обучение в специализированных группах при массовых детских садах и классах при массовых школах. Дети могут посещать массовые детские сады и школы, если у них своевременно диагностировано снижение слуха и те, которым проведены адекватное слухопротезирование и сурдопедагогическая реабилитация. Специализированные занятия для них проводятся в региональных сурдологических кабинетах или дома - родителями.

В России выбор специальности, перспективы получения той или  иной профессии молодым человеком  с нарушениями слуха зависит  не только от качества общего образования, степени потери слуха, умения пользоваться остатками слуха, уровня развития словесной речи, но и от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток песлышащих студентов. Существуют также ограничения на овладение определенными профессиями - теми, которые связаны с необходимостью обращаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельности на слух, а также профессий дающих нагрузку на вестибулярный аппарат37.

В жизни глухих и слабослышащих  людей особой значение имеет специальная  техника или, как ее еще называют, сурдотехника. Именно она позволяет в определенной мере сгладить последствия физического дефекта, улучшить процессы адаптации, реабилитации, абилитации и интеграции, развить коммуникативные способности и расширить их возможности.

Для каждого отдельного человека, имеющего ограничения по слуху, принципиально важным является слухопротезирование, которое выступает составной частью комплексной (ре) абилитации. Применение слуховых аппаратов наряду с другими техническими средствами обеспечивает реализацию основных задач комплексного процесса реабилитации данной категории граждан.

Основным средством  реабилитации глухих и слабослышащих является слуховой аппарат. Человек вслед за научно-техническим прогрессом активно пытался улучшить недостаточный слух с помощью технических средств.

В наиболее характерных  для детей акустических ситуациях (в шумной звуковой обстановке, при  общении с несколькими собеседниками) только программируемые аппараты могут  повысить коммуникационные возможности38.

В последние годы получили распространение и так называемые цифровые слуховые аппараты, звуковой сигнал в которых для лучшей обработки преобразуется в цифровой формат, как при записи на компакт-диск. Специальный мощный процессор обрабатывает сигнал в соответствии с потерей слуха пользователя, затем усиленный и индивидуально видоизмененный звук (соответствующий качеству звучания компакт-диска) подается в ухо. Цифровые аппараты в основном являются программируемыми, с помощью программ анализа звукового сигнала их микросхемы подавляют шум и делают речь более разборчивой.

Квартиры глухих снабжаются лампами-вспышками и датчиками, установленными в разных уголках жилища, вместо проводов используется инфракрасное излучение. При вспышке нужно посмотреть на датчик и по цвету индикатора (желтый, красный, зеленый) определить, откуда идет звук - от дверного или телефонного звонка, или из кровати ребенка.

Воспитательная работа в школе и детском саду для глухих детей требует серьезного переосмысления. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Разработка  программы подготовки и организации  праздника в детском саду для  детей с недостатками слуха

Подготовка и проведение праздника в детском саду для  детей с нарушенным слухом – долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности учителей, воспитателей, музыкального руководителя и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских  садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап – предварительное планирование.

II этап – работа над сценарием.

III этап – предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап – репетиции.

V этап – проведение праздника.

VI этап – подведение итогов.

VII этап – последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения.

II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Учителя, отсматривая программы по развитию речи, развитию слухового восприятия и произношения, отбирают речевой материал для детей своей группы, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель вместе с учителем выбирают песню, которую дети смогут исполнить.

На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.

Таким образом, праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.

III. Когда сценарий готов, учителя и воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.

Информация о работе Социальная работа с глухими