Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6
Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14
Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20
Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48
Заключение
61
Список использованной литературы
66
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит… и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.
На музыкальных занятиях
дети повторяют полюбившиеся им танцы
и действия отдельных персонажей.
Некоторые выступления
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
Представляется необходимым остановиться на особенностях подготовки праздников в детских садах для детей с нарушенным слухом. Любая деятельность детей с недостатками слуха отличается своеобразием по сравнению со слышащими. Поэтому мы рассмотрим различные виды деятельности, используемые в процессе подготовки праздника, с учетом специфики работы с глухими и слабослышащими дошкольниками.
Речевая деятельность на праздниках в детских садах для детей с нарушенным слухом заключается, в основном, в чтении стихотворений и исполнении песен.
В процессе подбора речевого материала учитель отсматривает программные требования к устной речи детей, словарь, которым дети овладели за последнее время и подбирает стихотворения, руководствуясь данными критериями и тематикой праздника. Многие стихотворения при этом адаптируются, подвергаясь переработке. Сложнее дело обстоит с подбором песен, т.к. наряду с вышеизложенными требованиями к подбору речевого материала необходимо подобрать музыкальное сопровождение, максимально доступное для слухового восприятия ребенка с нарушенным слухом.
При распределении речевого материала учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню), а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, учитель учитывает словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи.
В связи с тем, что у дошкольников с нарушенным слухом во много раз более ограниченный речевой опыт и более низкий уровень обобщений, чем у их слышащих сверстников, им недоступны стихотворная форма и переносный смысл текстов, рассчитанный на их слышащих сверстников. В этой связи им предлагают упрощенные тексты39.
Для работы над стихотворением в детских садах для детей с нарушенным слухом используется методика обучения чтению рассказа Б. Д. Корсунской.
Для знакомства детей со стихотворением учитель записывает его на доске и читает вместе с детьми вслух по фразам, объясняя содержание каждой фразы и стараясь конкретизировать возникающие у детей при чтении представления, максимально используя при этом наглядность (игрушки, картинки и т.п.). Затем вновь прочитывают стихотворение хором. Если при первичном чтении детям ставятся вопросы, помогающие уточнить значение отдельных слов (особенно местоимений), то повторное хоровое чтение текста стихотворения под руководством педагога осуществляется без них. Двукратным чтением заканчивается первое занятие.
На втором занятии дети не читают находящегося перед ними текста. Педагог задает детям вопросы, отвечая на которые дети могут пользоваться текстом. Это уже вопросы более обобщенные по сравнению с теми, которые ставятся детям в ходе чтения.
После такого разбора
дети пересказывают текст
Если в процессе подготовки к работе над текстом обнаруживается необходимость в каком-либо слове или грамматической форме, педагог делает их содержанием занятий, посвященных формированию обобщений. Также проводится работа по составлению предложений со сложными для детей словами, встречающимися в тексте стихотворения (обычно наибольшие трудности вызывают глаголы).
После такой работы над текстом стихотворения, оно дается одному из детей для заучивания наизусть. Эта работа проводится уже индивидуально. Если есть такая возможность, то текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при этом уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Подобная работа проводится по каждому стихотворению, которое будет читаться на празднике.
Исходя из выявленных сложностей, разучивание стихотворений в детском саду для глухих детей начинает проводиться в старшей или подготовительной группе (в зависимости от уровня речевого развития), а при работе со слабослышащими детьми уже в средней группе.
Работа над песней занимает больше времени, т.к. сначала проводится разучивание ее текста по методике описанной выше. Параллельно, на музыкальных занятиях дети слушают музыку, а уже потом, когда текст выучен детьми, он объединяется с музыкой. Дальнейшую работу над песней мы рассмотрим ниже, т.к. она проводится на музыкальных занятиях и входит в состав музыкальной деятельности.
Какой-либо особой работы по развитию речевого общения в процессе подготовки и проведения праздника не проводится. Дети не обучаются каким-либо навыкам общения непосредственно к празднику. Скорее, наоборот: подготовка и проведение праздника в детском саду для детей с нарушенным слухом – это речевая среда, одна из ситуаций, в которой необходимо проводить работу по развитию речевого общения.
Музыкальная деятельность детей с нарушенным слухом на празднике заключается в исполнении танцев и песен.
Дети с нарушенным слухом без специального обучения воспринимают звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию от музыкальной. При исполнении музыки на фортепиано им доступно лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистре. В то же время они способны реагировать на динамические оттенки – различать силу аккордов, также способны различать темповые различия – чередование аккордов быстрых и медленных40.
Таким образом, основной особенностью музыки для детей с нарушенным слухом является ее аккордовое изложение, подчеркнутое акцентирование аккордов низких регистров и отсутствие плавных переходов при их смене. При этом левая рука музыкального руководителя всегда должна играть громче правой.
Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это не просто указание на определенное, раз и навсегда установленное, время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощутить форму произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т.д.41
Работу по постановке танца начинает сурдопедагог. Он объясняет тематику и содержание танца, знакомит детей с его персонажами и их основными действиями.
Непосредственно при постановке танца обучение детей с нарушенным слухом движению под музыку ведется также, как и в массовых детских садах, но имеет некоторые отличия. За основу танца берутся естественные движения и движения, которыми дети овладели на занятиях физкультурой, т.к. овладение новыми движениями, необходимыми для постановки какого-либо конкретного танца, практически невозможно. Это связано с тем, что наибольшие отклонения в физическом развитии детей с нарушенным слухом наблюдаются в двигательной сфере ребенка. Особенно страдают такие качества, как точность, равновесие, координация движений, скоростно-силовые качества. Снижение или потеря слуха приводит к нарушению деятельности вестибулярного аппарата, обеспечивающего статическое и динамическое равновесие. Это приводит к затруднениям дифференциации двгательных ощущений. Сурдопедагогами называются такие особенности моторики глухих, как: неуверенная шаркающая походка (В. И. Флери), неуверенность и нескоординированность движений, малая подвижность, замедленность движений (А. О. Костанян).42
Как следствие этого, обучение каждому новому движению занимает очень длительный период времени, который зачастую может быть несопоставим с периодом подготовки к празднику.
Готовясь к разучиванию танца, дети сначала слушают музыку, стараются запомнить ее ритмическую структуру, отхлопывают ее. После этого музыкальный руководитель, напевая мелодию, показывает последовательность танцевальных движений.
Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание детям с нарушенным слухом трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движениями ног. Поэтому рекомендуется заканчивать перемещения на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки. 43
Воспитатель, присутствующий на репетиции, “суфлирует” детям – показывает необходимые движения, время начала и завершения их выполнения. Целесообразно иногда в процессе постановки танца пытаться заменять зрительный вид контроля на слуховой. И уже начиная со старшей группы необходимо предпринимать попытки исполнения танца с опорой только на слуховое восприятие.
Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки дошкольниками с нарушенным слухом: мелодия строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так как дыхание у детей короткое, речь замедленная; содержание песен должно быть доступно и известно детям.
Дети с нарушенным слухом во время пения не слышат друг друга, но, видя как стоящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение44. Также, во время пения, они не слышат и музыку, поэтому при исполнении песен применяется дирижирование.
Разучивание песни, также как и танца, начинается с прослушивания мелодии и вычленения ее ритмической основы, на которую потом накладывается речь. В начальный период обучения все песни игровые. Одновременно дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Эти движения не только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песен к празднику тщательно продумываются движения, чтобы они способствовали речевому дыханию, соответствовали смысловому содержанию и были эмоционально окрашены45.
Вообще образование певческих навыков не является самоцелью. У детей с нарушенным слухом они приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально адаптированной и доступной восприятию, дети с нарушенным слухом могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.
Активное участие в
процессе подготовки и проведения праздника
принимают музыкальный
В процессе подготовки праздника, для оформления зала, изготовления каких-либо частей костюмов и атрибутов к ним или играм, широко используются различные виды изобразительной деятельности. Это аппликация, оригами, рисование.
В ходе занятий по изобразительной деятельности дети с нарушенным слухом глубже познают окружающий мир и учатся передавать свои впечатления и представления.