Социальная работа с глухими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6


1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6


Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14


Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20

Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29


2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29


2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38


2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48

Заключение

61

Список использованной литературы

66

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку с нарушениями слуха  не сразу. Наблюдения показывают, что маленькие глухие и слабослышащие дети, поступающие в детский сад, не проявляют интереса к окружающему. Отсутствие слуха и речи ограничивает возможности детей в восприятии действительности и тем обедняет их эстетические чувства. А одним из главных средств эстетического воспитания глухих и слабослышащих детей является изобразительная деятельность46.

Занимаясь изобразительной  деятельностью, дети учатся воспринимать окружающий мир, выделять предметы и  их свойства. В помощь зрительному  восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы – осязание, двигательная чувствительность. То, что ребенок воспринял, сочетается со словом, которое дается в доступной для ребенка форме. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования у детей с нарушенным слухом полноценной речи47.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной  деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их влияние, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

 В процессе подготовки  к празднику элементы аппликации  можно использовать для украшения зала, группы, изготовления подарков родителям, оформления костюмов для выступлений.

При работе с младшими детьми воспитатель заранее готовит  вырезанные из бумаги фигуры, показывает детям как их надо наклеить, чтобы получилось красиво и аккуратно. Старшим детям можно предложить самостоятельно вырезать несложные фигуры по заранее нарисованным на бумаге контурам.

Украсить зал к празднику  можно также рисунками детей, соответствующих тематике праздника. Но на наш взгляд, выгоднее использовать рисование как подведение итогов. После итоговой беседы можно предложить детям отобразить полученные впечатления в рисунке. Для этого необходимо использовать как предметное, так и сюжетное рисование. В связи с тем, что сюжетное рисование вызывает у детей с нарушениями слуха большие трудности, в младших группах можно предложить раскрасить рисунки, заготовленные воспитателем. В старших группах целесообразно обсудить наиболее понравившиеся моменты и помочь им самостоятельно нарисовать то, что больше всего запомнилось. После, по рисункам детей можно попробовать составить рассказ про праздник.

Возможно, что детям  будет интересно нарисовать кого-то из героев праздника (предметное рисование). Для этого учитель должен показать им готовые рисунки с изображением того или иного персонажа.

Прекрасно смотрятся  в праздничном зале украшения, выполненные  в технике оригами. У детей  вызывает большой интерес складывание  из бумаги игрушек, которыми можно нарядить елку. Оригами можно также использовать в изготовлении подарков родителям. В этом случае обычно используют оригами в сочетании с аппликацией. Поскольку эта работа сложная и трудоемкая, на изготовление подарка обычно отводят несколько занятий: сначала дети складывают фигуры (цветы, птички, бабочки, лодочки и др.), затем наклеивают на заготовленный фон. При этом воспитатель показывает детям как лучше оформить композицию на бумаге.

Поскольку изготовление оригами, особенно в начальный период обучения, вызывает у детей сложности, то для изготовления украшений, подарков нужно использовать наиболее простые фигуры, которые дети смогут сложить самостоятельно. Сложные фигуры дети могут сложить из заготовок, на которых хорошо видны линии сгибов. Целесообразно по мере накопления детьми навыков постепенно усложнять фигуры.

Удачное проведение праздника  в детских садах для детей  с нарушенным слухом определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Праздник обычно длится не более 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших.

Многообразие ярких  впечатлений иногда может вызвать  у детей заторможенность. Поэтому зал заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.

В выступлениях участвуют все дети. Это достигается  прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.

Разнообразна  деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Воспитатели и сурдопедагоги, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как воспринимают ребята то или иное выступление, поясняют по ходу действия не понятые детьми моменты, обращают внимание на вновь появляющиеся персонажи, коротко обсуждают, кто это, акцентируют внимание детей на речи этого персонажа. Также они подготавливают атрибуты и детали костюмов, переодевают детей, подсказывают движения в танце, дирижируют при исполнении песен и помогают при необходимости проведению игры.

В связи с тем, что  внимание детей с нарушенным слухом неустойчиво (особенно в младших  группах), постоянно используются какие-либо сюрпризные моменты, костюмы персонажей делаются по возможности яркими и запоминающимися.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые  выступления педагогов. Они могут показать различные танцы или исполнить роль какого-либо персонажа.

Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках в детском саду для детей с нарушенным слухом всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Таким образом, мы рассмотрели  этапы организации и проведения праздников в д/с для детей с нарушенным слухом, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Слух - это  отражение действительности в форме  звуковых явлений, способность человека (живою организма) воспринимать и различать звуки. Слуховая система в отличие от других анализаторных систем имеет еще одну очень существенную характеристику - на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются реже, чем приобретенные. Среди причин, вызывающих недостатки слуха основное место занимают инфекционные заболевания. Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Глухие дети - это дети с полным выпадением слуха. Известны различные принципы классификаций детей с нарушениями слуха. Л.В.Нейман выделил четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля. Классификация нарушений слуха, созданная Л.В.Нейманом, способствует научному обоснованию педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения в настоящее время. Современная педагогическая классификация детей с нарушением слуха разработана Р.М. Боскис. Р.М. Боскис выделяет две основные категории детей с недостатками слуха - глухие и слабослышащие.

К категории  глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи.

При одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития. По этому критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.

В зависимости  от времени наступления слухового  дефекта среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели речевых навыков, либо утратили их из-за ранней (до 2-3 лет) потери слуха, - глухие без речи (рапооглохшие). Другая группа - глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной степени, - глухие, сохранившие речь (позднооглохшие). Категория слабослышащих детей также неоднородна.

Глухие и  слабослышащие характеризуются  различными условиями формирования речи и способами се восприятия.

В настоящее  время классификация глухоты  и тугоухости осуществляется с учетом международной номенклатуры нарушений, предложенной ВОЗ.

Слуховая  чувствительность определяется средним  слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием разговорной  речи в метрах.

Эта классификация в отоларингологической практике применяется для оценки степени потери слуха, при экспертизе трудоспособности, используется в качестве оценочного критерия эффективности реабилитации.

Язык - средство общения людей. Речь - это сам процесс  общения. Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения слуха. При небольшом понижении слуха возникают незначительные отклонения в развитии речи. Чем тяжелее степень снижения слуха, тем наибольшие нарушения отмечаются в фонетической, лексической и грамматической стороне речи; при тяжелом поражении слуха ребенок остается немым.

Дактилология - это особая форма речи, которой  обучают детей с ограничениями  по слуху. По своему характеру она  стоит ближе к словесной речи, чем мимико-жестовая речь. Во многом она напоминает письменную речь. Но средством ее реализации являются не графические знаки - буквы, а рука, движения пальцев.

В связи с  потерей слуховых ощущений и восприятий у глухих особую роль приобретают  зрительные ощущения и восприятия.

Учет компенсаторных возможностей организма в педагогической практике способствует улучшению внятности речи. Особенно большое влияние на формирование ощущения и восприятия оказывает процесс овладения ребенком с ограничением по слуху речью. Речь способствует дифференциации, углублению и уничтожению ощущений и восприятий.

Вследствие  нарушения нормального общения  с миром слышащих усвоение социального  опыта детьми с дефектом слуха  затруднено, и тот обширный познавательный материал, который приобретается  слышащим ребенком спонтанно, естественно и сравнительно легко, им дается лишь при условии специального обучения и серьезных волевых усилий. Поэтому память детей с поврежденным слуховым анализатором особо нуждается в своевременном пополнении большим количеством высококачественной информации.

Специфические особенности воображения детей  с недостатками или отсутствием  слуха обусловлены замедленным  формированием их словесной речи и абстрактного мышления.

В процессе обучения педагоги сталкиваются со следующими проблемами мыслительной деятельности детей с ограничением слуха. До усвоения словесной речи или даже в процессе овладения ею мышление остается длительное время на ступени наглядно-образного мышления, т. е. мыслят образами. Позднее освоение словесной речи вызывает затруднение формирования отвлеченного мышления и, как следствие, общее отставание в познавательной деятельности по сравнению со слышащими сверстниками; сравнительные операции у детей с ограничением слуха могут развиваться только с развитием речи. При правильной педагогической коррекционной работе указанные затруднения в процессе обучения исчезают, и различия между слышащими и детьми с ограничением слуха исчезают.

При нарушении  слуха развитие психики, и как  следствие личности ребенка, во многом зависит от первичного этиологического фактора, времени нарушения слуха, от пола, возраста, а также окружающей среды.

Семья, имеющая  детей или ребенка с отклонениями в развитии (глухих и слабослышащих) несет дополнительные функции: корректирующую; компенсирующую; абилитационно-реабилитационную.

В связи с  ростом в последнее десятилетие  числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации  не только ребенка, страдающего той  или иной патологией, но и семей  в которой он воспитывается.

На психологическом  уровне рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, деформирует психику родителей и изменяет жизненные стереотипы семьи.

Главной задачей  семьи, имеющей глухого ребенка (или  слабослышащего), является правильное понимание его дефекта его компенсаторных возможностей, особенности его мышления памяти, восприятия, развития слуховою восприятия, речевого развития. Это можно узнать из бесед и консультаций сурдологами, сурдопедагогам, учителями, воспитателями, психологами. Главное, чтобы не воспитать как человека "больного", с ограниченными возможностями, а говорить с ним о том, что ему доступно и в каких пределах.

Информация о работе Социальная работа с глухими