Социальная работа с глухими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6


1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6


Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14


Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20

Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29


2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29


2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38


2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48

Заключение

61

Список использованной литературы

66

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

В последние  годы все большие усилия педагогов  и психологов направлены на понимание природы взаимоотношений родителей и детей с младенческого и до юношеского возраста. Эти усилия связаны с созданием того, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальные отношения, начинается развитие его личности. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Применительно к детям с нарушениями слуха под реабилитацией понимают комплекс медицинских, педагогических, технических, социально-культурных мероприятий, цель которых - обеспечить им адаптацию и интеграцию в общество, полноценную жизнь. Предпосылкой самореализации глухого (слабослышащего) человека является достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.

Основная  задача реабилитационных мероприятий  для детей с нарушениями слуха - создание условий для их максимально  возможной медико-социальной реабилитации и интеграции в общество, для получения полноценного образования.

Современный комплексный подход к реабилитации плохо слышащих детей включает следующие  основные этапы: профилактику врожденной и приобретенной тугоухости; диагностику  слуховой функции; комплексную экспертизу ребенка, включая медицинское, психологическое, педагогическое обследование; медицинскую реабилитацию; психологическую реабилитацию; сурдопедагогическую реабилитацию; социальную реабилитацию. На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. В жизни глухих и слабослышащих людей особой значение имеет специальная техника или, как ее еще называют, сурдотехника.

Деятельность воспитателей и учителей в специализированных учебных заведениях требует переосмысления. Наряду с  оказанием педагогической помощи учащимся важно наполнить содержание работы занятиями по интересам, создавать  атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.

Из выше изложенного следует  вывод, что поставленные в начале исследования задачи решены и достигнута цель исследования.

Гипотеза, предполагающая, что тщательная диагностика нарушений слуха и грамотная социально-психологическая и педагогическая деятельность специалистов способствует наилучшему развитию ребенка с нарушениями слуха как личности подтверждается.

 

 

Список литературы

  1. Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2005. – 120 с.
  2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994. – С. 67
  3. Ананьев Б.Г. Психология Чувственного познания мира. – М., 1960 – С. 283
  4. Ананьев Б. Г. Теорий ощущений – Л., 1979. – С. 166
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – С. 216
  6. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. – СПб., 1998. – С. 149
  7. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М., 1995. – С. 17
  8. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171
  9. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. – С. 171
  10. Бурменская Г. В., Карабанова О.А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002. – С. 89
  11. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. – М., 2002. – С. 4
  12. Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
  13. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М.,1990 – С. 133-145
  14. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
  15. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1997. – С. 156
  16. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., «Просвещение», 1996. – С. 54
  17. Исследование личности детей с нарушениями слуха: Сборник научных трудов/ ред. Т.В. Розанова, Н.В. .Яшкова – М., 2004. – С. 45
  18. Кащенко В.П.   Педагогическая коррекция: учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 304с.
  19. Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. – М., Педагогика, 2006. – С. 62
  20. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998. – С. 53
  21. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М., 2000. – С. 145
  22. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира дошкольниками с недостатками слуха. // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире», Т.II «Здоровье ребенка». – СПб., 1998. – С. 65
  23. Коровин К.Г. Развитие слабослышащих в процессе усвоения знаний. – М., 2005. – С. 24
  24. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М., 2005. – С. 273
  25. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. – СПб., 1998. – С. 68
  26. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. – СПб., 1998. – С. 35
  27. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. – СПб., 1998. – С. 19
  28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 2000. – С. 141
  29. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
  30. Методы изучения аномальных детей. / Под ред. Дьячкова А.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. – М., 1996. – С. 134
  31. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., 1987. – С. 178
  32. Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 2005. – С. 214
  34. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2000. – С. 145
  35. Нейман Л. В., Правдина О. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. – М., 2005. – С. 252
  36. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 2005. – 223 с.
  37. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. – СПб., 1998. – С. 27
  38. Нудельман М. М. О методах исследования воображения глухих школьников - "Вопросы педагогики" Т. 449. – М.,2002 – С. 133-145.
  39. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. – М.,1970. – С. 216
  40. Палкина Т.Н. Речевые праздники в школе слабослышащих детей. // Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. – СПб., 1999. – С. 77
  41. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.– М., 2003. – С. 179
  42. Правдина О. В. Педагогика. – М., 2005. – 322 с.
  43. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей дошкольного возраста. – М., 2005. – С. 66
  44. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М., 2005. – 167 с.
  45. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  46. Психология глухих детей под ред. И. М. Соловьева и др.–М., 2004. 247 с.
  47. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №1. – С. 52-61.
  48. Розанова Т.В. Особенности мышления и речи глухих школьников. – М., 1999. – 190 с.
  49. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
  50. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности слабослышащего ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. – СПб., 1998. – С. 59
  51. Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. – М., 1995. – 267 с.
  52. Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». – М., 1996. – С. 143
  53. Соловьева И.Н., Шиф Ж. И., Розанова Т.В., Яшовой Н.В. Психология глухих детей – М., 1971 – С. 167-173
  54. Специальная педагогика Сборник Под ред. Н М Назаровой – М., 2000. –С. 255-257
  55. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. – М. 1984. – 200 с.
  56. Ткачева В. В. О некоторых проблемах  семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. –  1998. –  №1 – С. 51-53.
  57. Хватцев М. Е. Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. – М., 2005. – 176 с.
  58. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 415 с.
  59. Цукерман Г.А., Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. – М., 1995. – С. 167-173
  60. Юркина И. Ф., Юркина В. И. Роль семьи в социализации глухих детей в сборнике: Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2002. – С. 56
  61. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. – М., 2006. –  С. 11

 

1 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171

2 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

3 Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. – М., Педагогика, 2006. – С. 62

4Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

5 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171

6 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

7 Специальная педагогика Сборник Под ред. Н М Назаровой – М., 2000. –С. 255-257

8 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2000. – С. 145

9 Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. – С. 171

10 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171

11 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

12 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171

13 Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1997. – С. 156

14 Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. – М., Педагогика, 2006. – С. 62

15 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

16 Хватцев М. Е. Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. – М., 2005. – 176 с.

17 Коровин К.Г. Развитие слабослышащих в процессе усвоения знаний. – М., 2005. – С. 24

18 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

19 Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

20

21 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.

22Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

23 Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

24 Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 2005. – 223 с.

25 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

26 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

27 Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.

28 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

29Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М., 1995. – С. 17

30 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. 415 с.

31 Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. – М., 1995. – 267 с.

32 Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2005. – 120 с.

33 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.  415 с.

34 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2

35 Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М.,1990 – С. 133-145

36 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.  415 с.

37 Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2005. – 120 с.

38Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. – М., 1995. – 267 с.

39 Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., 2005. С. 273

40 Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998. – С. 53

41 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 11

42 Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. – СПб., 1998. – С. 27

43 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 14

44 Там же. С 19

45 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 19

46 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 2003. С 110

47 Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 2002. С. 4


Информация о работе Социальная работа с глухими