Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6
Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14
Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20
Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48
Заключение
61
Список использованной литературы
66
В последние годы все большие усилия педагогов и психологов направлены на понимание природы взаимоотношений родителей и детей с младенческого и до юношеского возраста. Эти усилия связаны с созданием того, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальные отношения, начинается развитие его личности. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.
Применительно к детям с нарушениями слуха под реабилитацией понимают комплекс медицинских, педагогических, технических, социально-культурных мероприятий, цель которых - обеспечить им адаптацию и интеграцию в общество, полноценную жизнь. Предпосылкой самореализации глухого (слабослышащего) человека является достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.
Основная задача реабилитационных мероприятий для детей с нарушениями слуха - создание условий для их максимально возможной медико-социальной реабилитации и интеграции в общество, для получения полноценного образования.
Современный комплексный подход к реабилитации плохо слышащих детей включает следующие основные этапы: профилактику врожденной и приобретенной тугоухости; диагностику слуховой функции; комплексную экспертизу ребенка, включая медицинское, психологическое, педагогическое обследование; медицинскую реабилитацию; психологическую реабилитацию; сурдопедагогическую реабилитацию; социальную реабилитацию. На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. В жизни глухих и слабослышащих людей особой значение имеет специальная техника или, как ее еще называют, сурдотехника.
Деятельность воспитателей и учителей
в специализированных учебных заведениях
требует переосмысления. Наряду с
оказанием педагогической помощи учащимся
важно наполнить содержание работы
занятиями по интересам, создавать
атмосферу заботливого отношени
Из выше изложенного следует вывод, что поставленные в начале исследования задачи решены и достигнута цель исследования.
Гипотеза, предполагающая, что тщательная диагностика нарушений слуха и грамотная социально-психологическая и педагогическая деятельность специалистов способствует наилучшему развитию ребенка с нарушениями слуха как личности подтверждается.
Список литературы
1 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171
2 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
3 Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. – М., Педагогика, 2006. – С. 62
4Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
5 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171
6 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
7 Специальная педагогика Сборник Под ред. Н М Назаровой – М., 2000. –С. 255-257
8 Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2000. – С. 145
9 Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963. – С. 171
10 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171
11 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
12 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 2003. С. 164-171
13 Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1997. – С. 156
14 Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. – М., Педагогика, 2006. – С. 62
15 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
16 Хватцев М. Е. Шабалин С. Н. Особенности психологии глухого школьника. – М., 2005. – 176 с.
17 Коровин К.Г. Развитие слабослышащих в процессе усвоения знаний. – М., 2005. – С. 24
18 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
19 Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
20
21 Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка – М., 2006. – 211 с.
22Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
23 Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
24 Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 2005. – 223 с.
25 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
26 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
27 Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200 с.
28 Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991. – 160 с.
29Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. – М., 1995. – С. 17
30 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. 415 с.
31 Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. – М., 1995. – 267 с.
32 Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2005. – 120 с.
33 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. 415 с.
34 Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
35 Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М.,1990 – С. 133-145
36 Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов / Л.П. Храпылина. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. 415 с.
37 Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. Особенности социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России. – Ярославль, 2005. – 120 с.
38Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. – М., 1995. – 267 с.
39 Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., 2005. С. 273
40 Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998. – С. 53
41 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 11
42 Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. – СПб., 1998. – С. 27
43 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 14
44 Там же. С 19
45 Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М., 2006. С. 19
46 Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М., 2003. С 110
47 Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М., 2002. С. 4