Социальная работа с глухими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха

Содержание

Введение

3

Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6


1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6


Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14


Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20

Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29


2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29


2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38


2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48

Заключение

61

Список использованной литературы

66

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 347.50 Кб (Скачать документ)

У глухих детей из-за речевых  нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами; происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений. В связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоциональною общения неполноценно развиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л.С. Выготского4 о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Из-за отсутствия слухового  контроля над собственным произношением  звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью.

Изучением психологических  особенностей детей с различными ограничениями по слуху, разработкой педагогической и коррекционной деятельности с целью их адаптации, социализации и реинтеграции в социум занимаются такие науки как сурдопсихология, сурдопедагогика, дефектология, коррекционная педагогика и другие.

Известны  различные принципы классификаций  детей с нарушениями слуха. Одна из первых классификаций относится к XVI веке. В ней итальянский ученый Д. Кардане выделил три группы глухих в зависимости от времени наступления глухоты и наличия речи: глухие от рождения; рано потерявшие слух (до появления речи); позднооглохшие (сохранившие речь)5. В XVIII в. французский педагог Р.А. Сикар указывал на необходимость выделения групп детей по степени наличия у них слуха и отмечал потребность в их раздельном обучении. В первой половине ХIХ в. русский сурдопедагог В.И. Флери предложил раздельно обучать глухонемых, позднооглохших и полуглухих.

Врач Парижского института глухонемых Ж. Итар выделил пять групп глухих в зависимости от возможности восприятия на слух неречевых звуков и речи: воспринимающие громкую речь около уха; различающие гласные и согласные; воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные; не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные неречевые звуки окружающего мира; полностью глухие дети6.

Во второй половине ХIХ  века в Петербургском училище  глухонемых Я.Т.Спешнев7 создал два отделения: для глухих детей, владевших в разной мере устной речью, и для глухонемых, общение которых происходило па основе жестовой речи. Дети с дефектами слуха дифференцировались лишь по уровню владения речью, без учета степени выраженности основного дефекта.

В Дании в конце  ХIХ века организовывались школы  с учетом интеллектуального развития ребенка: для тугоухих и особо одаренных глухонемых; для глухонемых со средними способностями; для умственно отсталых глухонемых.

Таким образом, до начала XX века классификации детей с  ограничениями но слуху создавались  на основе практического опыта учителей и врачей. В них предлагалась дифференциация детей либо только по степени нарушения слуха, либо по уровню развития речи, либо по степени сохранности интеллекта. Такой узкий подход к оценке особенностей развития детей с нарушениями слуха и речи приводил к созданию односторонних, в значительной мере механических классификаций и неправильной организации специального обучения.

В начале XX века в разных странах внимание ученых было обращено на необходимость выделения в  особую группу слабослышащих детей для наиболее рационального их обучения.

Были организованы классы и школы, где предпринимались  попытки совместного обучения слабослышащих  с детьми с нарушениями речи и  с сохранным слухом или умственно  отсталыми детьми. Такая организация  обучения слабослышащих была обусловлена тем, что у них отмечались различные нарушения речи, а некоторые производили впечатление умственно отсталых. Эти специальные учреждения просуществовали короткое время и были либо закрыты, либо реорганизованы.

Во второй половине XX века Нейман Л.В. разработал классификацию нарушений слуха  в детском возрасте, которая в  настоящее время дает наиболее полное представление о состоянии слуха  глухих и слабослышащих. Для выяснения степени поражения слуховой функции проводились исследования слуха глухих и слабослышащих методом тональной аудиометрии и речью. Л.В.Нейман выделил четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля8.

Первая группа глухих воспринимает самые низкие частоты - 125-250 Гц. Эти дети не различают каких-либо звуков речи реагируют только на громкий голос у уха, воспринимают очень интенсивные звуки на близком расстоянии (крик, звук пионерского горна).

Вторая группа воспринимает частоты 125-250-500 ГЦ. Дети этой группы не только реагируют на громкий голос у уха, но и различают гласные «о», «у», обладающие низкими формантами, воспринимают интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии.

Третья группа воспринимает низкие и средние частоты - 125-250-500-1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной громкости около уха, различают 3-4 гласных, многие из них различают некоторые знакомые слова.

Четвертая группа охватывает диапазон воспринимаемых частот от 125-2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.

Глухие дети 3-4 групп  имеют возможность различать  сравнительно менее интенсивные  и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии (школьный звонок, звуки различных музыкальных инструментов и т.д.).

Таким образом, расширение объема воспринимаемых частот у глухих увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и неречевых звуков окружающего мира.

Тугоухость может быть выражена также в различной степени. Л.В.Нейман выделяет три группы слабослышащих  в зависимости от величины потери слуха в области речевого диапазона (от 500 до 4000 Гц). Выделение групп слабослышащих детей в зависимости от объема воспринимаемых частот, как это сделано в отношении глухих детей, нецелесообразно, так как большинство слабослышащих воспринимают широкий диапазон частот до 4000 Гц и выше. В пределах каждой группы определены возможности восприятия слабослышащими разговорной речи.

Первая степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне  не превышает 50 дБ, восприятие частот в  пределах 125-8000 Гц. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра; речевое общение вполне доступно.

Вторая степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 метра; речевое общение в значительной степени затруднено.

Третья степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ. Речь разговорной громкости становится неразборчивой даже у самого уха; общение может осуществляться лишь при помощи громкого голоса на близком от уха расстоянии.

У слабослышащих затруднения  в самостоятельном овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень потери слуха Л.В.Нейман предлагает принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит па уровне 80 дБ.

Классификация нарушений слуха, созданная Л.В.Нейманом, способствует научному обоснованию педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения в настоящее время.

 

 

 

1.2 Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха

Современная педагогическая классификация детей с нарушением слуха разработана Р.М. Боскис9. Ее научный подход к исследованию структуры дефекта основывается на всестороннем изучении закономерностей развития ребенка с нарушением слуха. Теоретической основой классификации являются следующие положения:

- у ребенка нарушение  слуха влияет на весь ход  его психического и речевого  развития, приводит к возникновению  целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности;

- большое значение  в понимании развития ребенка  с нарушенным слухом имеет  учет взаимозависимости слуха  и речи: чем выше уровень развития  речи у ребенка, тем больше  возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью;

- критерием оценки  нарушения слуховой функции у  ребенка является возможность  использования остаточного слуха  для развития речи. Критерием отделения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развитии речи при данном состоянии слуха. По данному критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты;

- степень и характер  речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.

Р.М. Боскис выделяет две основные категории детей с недостатками слуха - глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи.

При одном и том  же состоянии слуха возможен различный  уровень речевого развития. По этому  критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.

В зависимости от времени  наступления слухового дефекта  среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели  речевых навыков, либо утратили их из-за ранней (до 2-3 лет) потери слуха, - глухие без речи (рапооглохшие). Другая группа - глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной степени, - глухие, сохранившие речь (позднооглохшие). Категория слабослышащих детей также неоднородна.

Среди них выделены две группы: слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, нарушения в произношении и др.); слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).

Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления  слухового дефекта выделяются 4 группы детей с нарушениями слуха  и речи. Каждая отличается условиями обучения, связанными с различными возможностями общения с окружающими.

Глухие и слабослышащие  характеризуются различными условиями  формирования речи и способами се восприятия10.

В настоящее время  классификация глухоты и тугоухости осуществляется с учетом международной номенклатуры нарушений, предложенной ВОЗ. В медицине нарушения слуха обозначаются терминами "тугоухость" и "глухота". Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха.

Тугоухость - стойкое  понижение слуха, при котором  возможны самостоятельное накопление речевого запаса на основе сохранившихся  остатков слуха и восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

В современной сурдологической  практике термин "тугоухий" используется в основном в медицине, а в сурдопедагогике принято пользоваться термином "слабослышащий". В медицине диагноз "тугоухость" подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз "глухота" означает практически полную утрату этой способности.

Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом  в децибелах (дБ) для чистых тонов  на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием  разговорной речи в метрах.

Эта классификация в  отоларингологической практике применяется  для оценки степени потери слуха, при экспертизе трудоспособности, используется в качестве оценочного критерия эффективности реабилитации.

Диагноз "глухота" ставится уже при потере слуха 75-80 дБ. Людей, у которых потеря слуха не превышает 75-80 дБ, обычно называют "слабослышащими".

Если медицинские классификации  остаточной слуховой функции детей  с нарушениями слуха дают оториноларингологии  ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха, то педагогические классификации адресованы учителю - сурдопедагогу и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха.

Язык - средство общения  людей. Речь - это сам процесс общения. Нормальная, полноценная и здоровая речь имеет большое значение в жизни человека и человеческого общества.

Благодаря языку люди могут передавать опыт предшествующих поколении последующим. Язык помогает людям наладить совместную производственную деятельность, обмен мыслями, добиться взаимного понимания.

Информация о работе Социальная работа с глухими