Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6
Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14
Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20
Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48
Заключение
61
Список использованной литературы
66
У глухих детей из-за речевых
нарушений задерживается
Из-за отсутствия слухового контроля над собственным произношением звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью.
Изучением психологических особенностей детей с различными ограничениями по слуху, разработкой педагогической и коррекционной деятельности с целью их адаптации, социализации и реинтеграции в социум занимаются такие науки как сурдопсихология, сурдопедагогика, дефектология, коррекционная педагогика и другие.
Известны различные принципы классификаций детей с нарушениями слуха. Одна из первых классификаций относится к XVI веке. В ней итальянский ученый Д. Кардане выделил три группы глухих в зависимости от времени наступления глухоты и наличия речи: глухие от рождения; рано потерявшие слух (до появления речи); позднооглохшие (сохранившие речь)5. В XVIII в. французский педагог Р.А. Сикар указывал на необходимость выделения групп детей по степени наличия у них слуха и отмечал потребность в их раздельном обучении. В первой половине ХIХ в. русский сурдопедагог В.И. Флери предложил раздельно обучать глухонемых, позднооглохших и полуглухих.
Врач Парижского института глухонемых Ж. Итар выделил пять групп глухих в зависимости от возможности восприятия на слух неречевых звуков и речи: воспринимающие громкую речь около уха; различающие гласные и согласные; воспринимающие лишь отдельные гласные и согласные; не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные неречевые звуки окружающего мира; полностью глухие дети6.
Во второй половине ХIХ века в Петербургском училище глухонемых Я.Т.Спешнев7 создал два отделения: для глухих детей, владевших в разной мере устной речью, и для глухонемых, общение которых происходило па основе жестовой речи. Дети с дефектами слуха дифференцировались лишь по уровню владения речью, без учета степени выраженности основного дефекта.
В Дании в конце ХIХ века организовывались школы с учетом интеллектуального развития ребенка: для тугоухих и особо одаренных глухонемых; для глухонемых со средними способностями; для умственно отсталых глухонемых.
Таким образом, до начала XX века классификации детей с ограничениями но слуху создавались на основе практического опыта учителей и врачей. В них предлагалась дифференциация детей либо только по степени нарушения слуха, либо по уровню развития речи, либо по степени сохранности интеллекта. Такой узкий подход к оценке особенностей развития детей с нарушениями слуха и речи приводил к созданию односторонних, в значительной мере механических классификаций и неправильной организации специального обучения.
В начале XX века в разных странах внимание ученых было обращено на необходимость выделения в особую группу слабослышащих детей для наиболее рационального их обучения.
Были организованы классы и школы, где предпринимались попытки совместного обучения слабослышащих с детьми с нарушениями речи и с сохранным слухом или умственно отсталыми детьми. Такая организация обучения слабослышащих была обусловлена тем, что у них отмечались различные нарушения речи, а некоторые производили впечатление умственно отсталых. Эти специальные учреждения просуществовали короткое время и были либо закрыты, либо реорганизованы.
Во второй
половине XX века Нейман Л.В. разработал
классификацию нарушений слуха
в детском возрасте, которая в
настоящее время дает наиболее полное
представление о состоянии
Первая группа глухих воспринимает самые низкие частоты - 125-250 Гц. Эти дети не различают каких-либо звуков речи реагируют только на громкий голос у уха, воспринимают очень интенсивные звуки на близком расстоянии (крик, звук пионерского горна).
Вторая группа воспринимает частоты 125-250-500 ГЦ. Дети этой группы не только реагируют на громкий голос у уха, но и различают гласные «о», «у», обладающие низкими формантами, воспринимают интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии.
Третья группа воспринимает низкие и средние частоты - 125-250-500-1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной громкости около уха, различают 3-4 гласных, многие из них различают некоторые знакомые слова.
Четвертая группа охватывает диапазон воспринимаемых частот от 125-2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.
Глухие дети 3-4 групп имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии (школьный звонок, звуки различных музыкальных инструментов и т.д.).
Таким образом, расширение
объема воспринимаемых частот у глухих
увеличивает способность
Тугоухость может быть выражена также в различной степени. Л.В.Нейман выделяет три группы слабослышащих в зависимости от величины потери слуха в области речевого диапазона (от 500 до 4000 Гц). Выделение групп слабослышащих детей в зависимости от объема воспринимаемых частот, как это сделано в отношении глухих детей, нецелесообразно, так как большинство слабослышащих воспринимают широкий диапазон частот до 4000 Гц и выше. В пределах каждой группы определены возможности восприятия слабослышащими разговорной речи.
Первая степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ, восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра; речевое общение вполне доступно.
Вторая степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии менее 1 метра; речевое общение в значительной степени затруднено.
Третья степень тугоухости - снижение слуха в речевом диапазоне превышает 70 дБ. Речь разговорной громкости становится неразборчивой даже у самого уха; общение может осуществляться лишь при помощи громкого голоса на близком от уха расстоянии.
У слабослышащих затруднения в самостоятельном овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень потери слуха Л.В.Нейман предлагает принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит па уровне 80 дБ.
Классификация нарушений слуха, созданная Л.В.Нейманом, способствует научному обоснованию педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения в настоящее время.
1.2 Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
Современная педагогическая
классификация детей с
- у ребенка нарушение
слуха влияет на весь ход
его психического и речевого
развития, приводит к возникновению
целого ряда вторичных нарушени
- большое значение в понимании развития ребенка с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью;
- критерием оценки
нарушения слуховой функции у
ребенка является возможность
использования остаточного
- степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возникновения слухового нарушения; педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.
Р.М. Боскис выделяет две основные категории детей с недостатками слуха - глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся дети, которые вследствие врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты не могут самостоятельно овладеть словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно хотя бы в минимальной степени самостоятельное развитие речи.
При одном и том же состоянии слуха возможен различный уровень речевого развития. По этому критерию Р.М. Боскис выделила в пределах каждой категории по две группы детей.
В зависимости от времени наступления слухового дефекта среди глухих выделена группа детей, которые либо совсем не приобрели речевых навыков, либо утратили их из-за ранней (до 2-3 лет) потери слуха, - глухие без речи (рапооглохшие). Другая группа - глухие дети, овладевшие речью до возникновения глухоты и сохранившие ее в той или иной степени, - глухие, сохранившие речь (позднооглохшие). Категория слабослышащих детей также неоднородна.
Среди них выделены две группы: слабослышащие, обладающие относительно развитой речью с небольшими ее недостатками (некоторые отклонения в грамматическом построении речи, нарушения в произношении и др.); слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием (употребляющие отдельные искаженные слова, короткие фразы с неправильным их построением и др.).
Таким образом, на основе оценки состояния слуха, уровня развития речи с учетом времени наступления слухового дефекта выделяются 4 группы детей с нарушениями слуха и речи. Каждая отличается условиями обучения, связанными с различными возможностями общения с окружающими.
Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и способами се восприятия10.
В настоящее время
классификация глухоты и
Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха и восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.
В современной сурдологической практике термин "тугоухий" используется в основном в медицине, а в сурдопедагогике принято пользоваться термином "слабослышащий". В медицине диагноз "тугоухость" подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз "глухота" означает практически полную утрату этой способности.
Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц и восприятием разговорной речи в метрах.
Эта классификация в отоларингологической практике применяется для оценки степени потери слуха, при экспертизе трудоспособности, используется в качестве оценочного критерия эффективности реабилитации.
Диагноз "глухота" ставится уже при потере слуха 75-80 дБ. Людей, у которых потеря слуха не превышает 75-80 дБ, обычно называют "слабослышащими".
Если медицинские
Язык - средство общения людей. Речь - это сам процесс общения. Нормальная, полноценная и здоровая речь имеет большое значение в жизни человека и человеческого общества.
Благодаря языку люди могут передавать опыт предшествующих поколении последующим. Язык помогает людям наладить совместную производственную деятельность, обмен мыслями, добиться взаимного понимания.