Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:56, дипломная работа
Целью исследования является изучение аспектов социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
2. Рассмотреть педагогическую классификацию и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
3. Выявить специфику развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
4. Определить роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
5. Изучить основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
6. Разработать программу подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
Введение
3
Глава 1.
Теоретические аспекты социально-психологических проблем детей, имеющих нарушения слуха в социально-психологических исследованиях
6
1.1 Причины возникновения и основные виды нарушений функции слухового анализатора
6
Педагогическая классификация и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха
14
Специфика развития основных психических процессов и формирования характера у детей с нарушениями слуха
20
Глава 2.
Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
29
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
29
2.2 Основные направления социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения слуха
38
2.3. Разработка программы подготовки и организации праздника в детском саду для детей с недостатками слуха
48
Заключение
61
Список использованной литературы
66
Однако выявление этиологического фактора у детей до 6-7 лет представляет большие трудности, ибо в этом возрасте преобладают неврологические расстройства и отсутствуют психологические переживания из-за своего состояния. В связи с нарушением слуха и дефицитом информации, получаемой через слуховые анализаторы, восприятие окружающего мира происходит через зрительные анализаторы. У некоторых детей с пониженным слухом преобладают эмоциональные нарушения (гнев, страх, боязнь, тревога); нарушение поведения (негативизм, агрессивность, жестокость к сверстникам); расстройства моторики (гиперактивность, психомоторное возбуждение, беспокойство, нервные тики, блефароспазм); вестибулярные расстройства (шаткая походка, "шарканье" ногами при ходьбе, головокружение); нарушения речи (аутизм, невнятность, скандированность речи); проявления вредных привычек (кусание ногтей, сосание пальца).
Трудности общения и
своеобразие взаимоотношений со
слышащими накладывают
Как показано многими исследователями, для подростков с нарушением слуха характерны следующие типы акцентуаций характера.
1. Лабильный
тип, характерный для лиц,
2. Астено-невротический
тип, определяемый чаще всего
развитием неврозов в виде
неврастении. Основные
3. Сенситивный тип, главными чертами которого являются большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Такие больные находят в себе много недостатков (замкнутость, робость и застенчивость), чувствуют себя скованно среди посторонних и в непривычной обстановке.
С незнакомыми людьми
плохо контактируют, но с теми, к
кому привыкли, бывают достаточно общительны
и откровенны. Самооценка отличается
высоким уровнем объективности.
Склонность к алкоголизму и
4.Конформный тип - постоянная и чрезмерная конформность к окружающей среде. Они становятся целиком продуктом своего окружения, в хороших условиях старательно учатся и работают, в другой среде со временем прочно усваивают ее обычаи и привычки, манеру поведения. Поэтому часто становятся алкоголиками и наркоманами. Конформность у таких людей сочетается с поразительной некритичностью. Истиной они считают то, что поступает через привычный канал информации. Для данного типа характерен также консерватизм: нового они не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться. Трудно осваиваются в непривычной обстановке.
5. Циклоидный
тип отмечается чередованием
фаз гипертимнести и
6. Эпилептоидный тип наблюдается у глухих с недавней потерей слуха, у подростков с серьезным нарушением слуха, осознавших свой комплекс неполноценности. Они отличаются склонностью к агрессии, злобно-тоскливым настроением. При нахождении среди плохослышащих перечисленные черты у больных могут быть менее выражены20.
К подростковому возрасту, дети с ограничениями но слуху осознают свои недостатки (у одних они усиливаются, у других - наблюдаются реже, отмечаются симптомы депрессии), однако у них появляются новые интересы, увлечения, контакты с окружающими их людьми.
У детей с нарушением
слуха в пубертатный период часто
обнаруживается развитие истерических
форм реагирования на своп болезненные
ощущения, особенно у девочек. Среди
различных вариантов
У слабослышащих подростков
возникают трудности в
В качестве близкого товарища, партнера но общению слабослышащие подростки стремятся выбрать человека, обладающего такими внешними и внутренними качествами, как чистый, аккуратный, здоровый, физически сильный, обладающий привлекательной внешностью, веселый, жизнерадостный, общительный и т.д.
С возрастом у таких школьников повышается обоснованность дружеских отношений. Они выбирают друзей, готовых помочь, умеющих хранить секреты, имеющих общие интересы с конкретным подростком. Нежелание общаться с ровесниками может быть вызвано взаимоотношениями с данным человеком, его негативными внешними и внутренними качествами, поступками. К старшему подростковому возрасту, дети с ограничением по слуху начинают большое внимание уделять личностным качествам человека.
Выбор друзей строится на основе общности интересов без учета возраста. В отличие от здоровых подростков, дети с дефектами слуха допускают, что ссоры между друзьями могут происходить из-за обид, оскорблений, споров по мелочам, но не указывают на то, что друг может сплетничать, опаздывать на свидания, обижаться на критические замечания, навязывать свои идеи. Пути примирения они видят в том, чтобы попросить прощения; успокоившись, обсудить, кто виноват. Но они не указывают на возможность незаметного, постепенного примирения, вытеснения разногласий общими заботами21.
Очень часто слабослышащие подростки продолжают придавать большое значение внешнему виду, поведению друга, не называют многие внутренние качества: умение понять другого, чуткость, отзывчивость, деликатность, искренность, честность, наличие широкого круга интересов.
Но, хотя, по сравнению
со здоровыми ребятами, слабослышащие
менее полно могут
Даже небольшой сохранный слух помогает человеку лучше адаптироваться к жизни и приблизиться в межличностном общении к здоровым людям.
Подростки с дефектами
слуха имеют возможность
Человеку с более сохранным слухом легче общаться с окружающими, это позволяет занимать и более высокий статус в группе сверстников.
Важно изучать особенности взаимоотношений слабослышащих ребят, чтобы научить их контактировать не только друг с другом, но и со слышащими людьми. Перед каждым слабослышащим подростком - перспектива общения со здоровыми людьми по окончании школы. Необходимо облегчить их адаптацию к этому. Подросток должен уметь использовать остаточный слух, не испытывать неуверенность в связи со своим дефектом, быть готовым к любым социальным контактам.
Преподаватели, воспитатели, социальные работники, родители должны поддерживать в коллективах детей с ограничениями по слуху дружелюбие, взаимопомощь и взаимовыручку, учить их разрешать конфликты. Подростки не должны воспитываться потребителями, но необходимо, чтобы они чувствовали свою защищенность, были уверены в себе и в своем будущем.
Глава 2. Организация и содержание социально-психологической работы с детьми, имеющими нарушения функции слухового анализатора
2.1 Роль семьи в социализации детей с нарушениями слуха
В настоящее время в российском обществе отмечаемся повышенное внимание к семье. Семья создаст определенным социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями (глухоте или слабослышащего ребенка). Семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем.
Среднестатистическая
семья выполняет следующие
Имеющая детей или ребенка с отклонениями в развитии (глухих и слабослышащих) семья несет еще и дополнительные функции: корректирующую (ослабление, исправление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями); компенсирующую (замещение, перестройка нарушенных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности); абилитационно-реабилитационную (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей)22.
В связи с ростом в последнее десятилетие числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной патологией, но и семей в которой он воспитывается.
Трудности, которые испытывают родители, имеющие больного ребенка, значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены такой семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (социальный) тупик.
Качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на нескольких уровнях.
На психологическом
уровне рождение ребенка с отклонениями
воспринимается его родителями как
величайшая трагедия. Стресс, имеющий
длительный и постоянный характер,
деформирует психику родителей
На социальном уровне семья становится малообщительной, сужает круг своих знакомых в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. В 32 % распадаются браки, но известны случаи, когда трудности воспитания аномального ребенка сплачивают семью.
На соматическом уровне
создается психотравмирующая
Главной задачей семьи, имеющей глухого ребенка (или слабослышащего), является правильное понимание его дефекта его компенсаторных возможностей, особенности его мышления памяти, восприятия, развития слуховою восприятия, речевого развития. Это можно узнать из бесед и консультаций сурдологами, сурдопедагогам, учителями, воспитателями, психологами. Главное, чтобы не воспитать как человека "больного", с ограниченными возможностями, а говорить с ним о том, что ему доступно и в каких пределах.
В последние годы все большие усилия педагогов и психологов направлены на понимание природы взаимоотношений родителей и детей с младенческого и до юношеского возраста. Эти усилия связаны с созданием того, что именно в семье ребенок проходит первые этапы социализации, вступает в социальные отношения, начинается развитие его личности. Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с отклонениями в психофизическом развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Улучшение одного или нескольких анализаторов у ребенка создает специфические проблемы адаптации как социальной, так и трудовой, затрудняет процесс социализации.
Термин "социализация" в современной психологии означает "процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений". В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе24.
В результате люди овладевают нормами совместного проживания и труда, учатся эффективного взаимодействовать друг с другом. Понятие "социализация" касается качеств, которые человек приобретает, усваивая культуру человеческих отношений, в ходе формирования определенных социальных норм, ролей и функций. Определяющее значение для процесса социализации имеют общественное и социальное воспитание.