Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                                   СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»

   ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНЫМИ

                                           ПРОЦЕССАМИ

       КАФЕДРАТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ 
 

                                     Курсовая работа

На  тему: «Социальная  работа с воспитанниками сиротских учреждений» 
 
 
 
 

                                                              Выполнила:

                                                               Студентка 3 курса, гр.3505

                                                               Придачина Марина Валерьевна

                                                               Проверила:

                                                               к.п.н., доцент

                                                               Моисеева В.С.

                                                               Оценка преподавателя_______ 

                                    Санкт-Петербург

                                           2009

                                СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….….3

ГЛАВА 1. Дети-сироты как объект социальной работы

1.1 Проблема социального  сиротства……………………………………....5

1.2 Формы жизнеустройства  детей-сирот………………………………….11

1.3 Социальные  последствия содержания детей  в сиротских учреждениях …………………………………………………….………………….…….....21

ГЛАВА 2. Особенности  профилактики социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной  жизни в обществе, в учреждениях  системы социального обслуживания

2.1. Особенности  развития детей в условиях детского дома……………..26

2.2 Технологии  социального оздоровления и социальная  работа воспитанников детских  домов………………...............................................31

2.3 Организация  социальной помощи и поддержка  детей в интернатных 

учреждений на примере Старокорсунского детского дома № 70…….…..36

Заключение……………………………………………………..…………….46

Использованная  литература…………………………………………........…48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство.

     Социальное  сиротство - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания  родителей недееспособными, безвестно  отсутствующими и так далее. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки. 

     Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Так, анализ опыта деятельности детских  домов показывает, что в настоящее  время в них применяются педагогические технологии, которые были разработаны  еще 20-40 лет назад и были рассчитаны на совершенно иную социально-экономическую  и социально-психологическую ситуацию в обществе.

     Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое  обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем основным параметрам социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции и т.д.

     Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в  этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.1

     Объект  исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.

     Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

     Цель  исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.

     Задачи  исследования:

     Исследовать проблемы сиротства и социального  сиротства;

     Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     Определить  формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов  и школ-интернатов.

     Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.

     Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы. 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ДЕТИ-СИРОТЫ КАК  ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

    1. Проблемы социального сиротства

     Детство - это период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья  создаёт у ребёнка потребность  быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

     Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими  людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются  дети-сироты, среда обитания, как  правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских  домов и интернатов, где детям  хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

     Но  вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников  детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что  с точки зрения соматического  и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу  риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях  интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне  семьи развитие ребёнка идёт по особому  пути и у него формируется специфические  черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они  просто другие.

     Оказание  помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

     Сиротство - социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей  вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке  родителей недееспособными, безвестно  отсутствующими и т. д. Сюда также  относят детей, родители которых  не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о  своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько  существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные  бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.2

     Дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения  родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения  единственного или обоих родителей  в связи с отсутствием родителей  или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно  отсутствующими, недееспособными (ограниченно  дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими  наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или  от защиты их прав и интересов, отказом  родителей взять своих детей  из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания  ребёнка оставшимся без попечения  родителей в установленном законом  порядке. ФЗ - № 159 «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей».

     Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей  с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной  поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты»  отсутствует, они также считаются  оставшимися без попечения родителей.

     Наиболее  грозным явлением в последние  годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое»  социальное сиротство, которое связано  с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и  изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и  подростков. Социальное сиротство - явление  устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими  родительских обязанностей (искажение  родительского поведения). В обязанности  родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному  труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д. ФЗ - № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации».

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений