Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     Дети, содержащиеся в учреждениях, часто  проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными  к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов.

     На  протяжении последних 10 лет предпринимались  попытки улучшить условия содержания в учреждениях и применяемые  модели воспитания, в особенности  в детских домах, путем уменьшения среднего количества детей в одном  учреждении и замены существующих моделей  воспитания на индивидуальный и приближенный к семейному подход. Однако, несмотря на то что, по неофициальным сведениям, персонал предан делу и есть многочисленные примеры хорошего ухода, применяемые  методы все еще делают основной упор на удовлетворении физических потребностей детей и образовании (или "исправлении" дефектов в случае с детьми-инвалидами). Ряд статей, опубликованных в российских средствах массовой информации  дает многочисленные примеры низкого качества физического и психологического ухода; отсутствия развивающего воспитания; жесткого режима и дисциплины; тенденции к изоляции детей от общества, родителей и родственников; упора на общественное в противовес индивидуальному; недостаточности и низкого уровня подготовки детей к жизни вне учреждения; жестокого обращения и т.д.

     Кроме того, многие учреждения находятся  в плачевном состоянии. Недостаток средств для проведения капитального ремонта и технического обслуживания зданий привели к их обветшанию, наблюдается крайняя нехватка всех ресурсов, учреждения с трудом обеспечивают установленные нормы питания. Неудовлетворительное состояние учреждений, естественно, является следствием недостаточного финансирования всей системы, однако необходимо также  признать, что детские воспитательные учреждения являются наиболее затратной  и наименее эффективной формой устройства детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Можно выделить целый ряд действующих  во всех детских учреждениях факторов, которые влияют на развитие помещенных в них детей, выделяет три группы характерных черт системы воспитания в детских учреждениях и их вероятное воздействие на детей:

     Физический  уход. Условия проживания должны соответствовать  преобладающему в обществе стандарту, однако быть достаточными, чтобы обеспечить хороший уровень физического  ухода. Высока вероятность того, что  плохие условия проживания и ненадлежащий физический уход отрицательно скажутся на общем самочувствии и самооценке ребенка.

     Интегрированная модель воспитания ребенка. Это модели воспитания, основанные на психологических  потребностях ребенка, сосредоточенные  на интеллектуальном, эмоциональном, умственном и социальном развитии, в отличие  от режимной или казарменной моделей, которые направлены на поддержании  порядка и в большинстве случаев  сосредоточены на удовлетворении физических потребностей и предоставлении общего начального или профессионального  образования. Учреждения не в состоянии  реализовать наиболее важные аспекты  воспитания ребенка как целостной  личности, а именно:

     качество  взаимоотношений между ребенком и взрослым, т.е. качество психологического воспитания неудовлетворительно;

     отсутствует стимулирующая атмосфера, необходимая  для развития познавательных способностей, двигательных навыков, социального  поведения и речи;

     индивидуальные  потребности подчинены требованиям  учреждения по поддержанию порядка, повседневного распорядка и единообразия;

     роль  группы сверстников в системе  воспитания в учреждении высока, но также в учреждениях существует высокая вероятность возникновения  внутри группы конкуренции, соперничества  и эксплуатации, в особенности  в атмосфере жесткой регламентированности, присущей учреждениям;

     отсутствует подготовка детей к жизни вне  учреждения. Учреждения не стремятся  вооружить молодых людей знаниями, умениями, опытом и эмоциональной  устойчивостью, необходимыми для нормальной жизни в обществе. Дети, воспитывающиеся  в крупных учреждениях, находятся  в наиболее неблагоприятных условиях, в особенности если учреждение полностью  автономно, имеет отделение дошкольной подготовки, школу и спортивные сооружения.

     Жестокое  обращение с детьми в учреждениях. Возможность жестокого обращения  с детьми со стороны персонала  и иногда старших воспитанников  остается реальностью. Такие случаи трудно поддаются количественной оценке, поскольку сведения о физическом, эмоциональном и социальном насилии над детьми в учреждениях носят в основном неофициальный характер.9

     Дети  выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования - общего начального или общего среднего. Теоретически они также могут  выбыть из учреждения при воссоединении  с родителями, усыновлении или  помещении под опеку. Кроме как  из домов ребенка, это удается  немногим, так как устройство в  детское учреждение рассматривается  как постоянная форма воспитания детей, оставшихся без родительского  попечения. Лишь недавно идея изъятия  детей из государственных детских  учреждений и помещения их в условия, близкие к семейным, стала предметом  обсуждения и начала применяться  на практике.

     В России директор государственного детского учреждения и социальный педагог  оказывают помощь ребенку после  того, как он покинет учреждение. Дети готовятся к выбытию в  течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки в своей  независимой жизни:

-жилище;

-финансовое обеспечение;

-возможность получения последующего бесплатного образования и медицинского обслуживания;

-работу;

-психологическую и социальную помощь.

     Выбывающий  из учреждения ребенок по закону имеет  гарантию получения муниципального жилья на приоритетной основе. Он имеет  право на бесплатное продолжение  образования и получение соответствующей  стипендии, а также на медицинское  обслуживание. Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в  регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей  из детских учреждений, т.к. им предоставляются  налоговые льготы. Тем не менее  устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой. Пятый из перечисленных пунктов поддержки - психологическая и социальная помощь - в основном - не осуществляется; т.е. для такой поддержки в законе нет соответствующих положений. Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются в поддержке - нередко они возвращаются в свои учреждения в поисках крова и защиты. Для решения этой проблемы некоторые органы местного самоуправления и негосударственные организации начали реализацию программ оказания материального, психологического и социального содействия детям, выбывшим из детских учреждений.

     Таким образом, дети, оставшиеся без попечения  родителей, имеют право на широкий  круг программ защиты и поддержки, которые  помогают им продолжать самостоятельную  жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при  адаптации к самостоятельной  жизни, во-первых, ввиду того что  жизнь в учреждении не готовит  их к самостоятельности и, во-вторых, поскольку данные им права часто  не реализуются.

     Например, наблюдается ряд проблем, связанных  с предоставлением жилья. В большинстве  случаев органы местного самоуправления не способны выполнить свои обязательства  по предоставлению жилья ребенку, выбывшему  из детского учреждения. В случаях, когда ребенок является владельцем жилья, защита прав его собственности  нередко происходит в судебном порядке, и такие процессы иногда затягиваются на годы. Случается, что дети вынуждены  делить квартиру с родителями, давно  лишенными родительских прав, что  создает значительные психологические  проблемы. При этом ситуация в доме нередко бывает даже хуже, чем в  момент помещения ребенка в учреждение для защиты его интересов. Порой  дети многократно переходят от одного родственника или друга к другому. Некоторые из них остаются в учреждении или возвращаются в него, так как  им просто больше некуда податься. Многие проживают в общежитиях в одной  комнате с соседями. В отдельных  случаях дети теряют свои квартиры, когда обманом или принуждением их вынуждают ее "продать".

     В свете всего вышесказанного очевидно, что лишь незначительный процент  детей, выбывших из учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, успешно адаптируется к самостоятельной  жизни. Многие из них становятся жертвами издевательств, эксплуатации и жестокого  обращения, алкоголиками и наркоманами, либо становятся на путь преступлений и попадают в тюрьму. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Особенности профилактики социальной дезадаптации и подготовки к  самостоятельной  жизни в обществе в учреждениях  системы социального  обслуживания

2.1. Особенности развития  детей в условиях  детского дома

     В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения  опубликовала в Женеве книгу английского  психолога Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье». В этой работе были описаны результаты психологического изучения детей, эвакуированных во время  Второй мировой войны, где было показано, что дети, в раннем детстве лишенные материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии, что  является следствием депривации. Открытие этого феномена оказалось настолько  важным, что породило целое направление  в науке, существующее и развивающееся  и в настоящее время.

     Депривация - термин, широко используемый сегодня  в психологии и медицине. В русский  язык он пришел из английского - deprivation - и означает «утрата, лишение, ограничение  возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».10

     Приведем  некоторые определения, позволяющие  разобраться в том, какое содержание вкладывается современными психологами  в понятие депривации.

     Канадский психолог Д. Хебб, подчеркивая специфику  психической депривации, дает следующее  ее определение: «Биологически адекватная, но психологически ограниченная среда». Под ограничением Хебб понимает недостаток определенных элементов среды, которые  необходимы для познавательной деятельности в детском, доме требует особых подходов, использования специальных, чаще всего  подгрупповых методов и форм работы.

     В научной и публицистической литературе данная проблема не получила достаточной  разработки. Несколько лучше изучены  особенности умственного развития детей в условиях дома ребенка: установлено  влияние активного общения малыша со взрослым на детские познавательные способности; рекомендовано развивать  ситуативно-деловое общение с  детьми для повышения их разносторонней познавательной активности и т.д.

     Практически совершенно не изучены особенности  интеллектуального развития детей  в условиях дошкольного детского дома. Чаще всего авторами методических разработок и научных статей просто декларируется набор рекомендаций, например: развивать интерес к  знаниям; учить детей учиться; развивать  способности, дарования; полнее использовать в познавательных целях кино, телевидение  и т. д.; прививать любовь к технике, развивать техническое мышление и др. При этом совершенно не оговаривается  вопрос, как это лучше сделать, учитывая специфические особенности данного учреждения.

     Сталкиваясь с проблемой речевого развития детей  в условиях детского дома, можно  отметить, что делаются попытки привить  детям навыки четкой, правильной речи, ведется работа над расширением  словарного запаса ребенка, звуковой культурой  языка. Детей учат правильно строить  предложения, давать полные ответы на вопросы, исключать лишние слова, засоряющие речь. Для детдомовских детей, лишенных широкого общения со взрослыми, обучение навыкам четкой и правильной речи особенно актуально.

     Определенное  отражение в литературе нашла  проблема подготовки детей к школе: прививаются навыки внимательно  слушать педагога и своих товарищей, пересказывать прочитанный материал, правильно держать ручку и  карандаш, рисовать кружки, штриховать, держать осанку, обращаться с книгой и т.д.

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений