Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
Приоритетной
формой устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, признается жизнь
в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает,
что дети, оставшиеся без попечения
родителей, подлежат передаче на воспитание
в семью - на усыновление (удочерение),
под опеку(попечительство) или в приемную
семью, а при отсутствии такой возможности
в учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, всех
типов (воспитательные учреждения, в том
числе детские дома семейного типа, лечебные
учреждения, учреждения социальной защиты
населения и другие аналогичные учреждения).
Иные формы устройства детей, оставшихся
без попечения родителей, согласно СК,
могут быть предусмотрены законами субъектов
РФ.
В законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании.
В
деле профилактики социального сиротства
неоценимую помощь оказывают учреждения
помощи семье и временного размещения
детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации; семейные воспитательные
группы, семейные детские дома, детские
деревни, семейные пансионы, различные
формы постинтернатной
Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. При этом закон требует соблюдения положений третьего абзаца пункта 1 статьи 123 СК, а также учета возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Усыновление (удочерение) ребенка -- это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.6 Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление (ст. 155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ).
В целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Усыновление прерывает все связи ребенка с кровными родителями.
Гражданам, лишенным родительских прав, дается 6 месяцев для того, чтобы вернуть свои права на ребенка. Если за 6 месяцев суд не возвращает родительские права, ребенка можно усыновлять. Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска.
Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Кроме
того, необходимо уделить внимание
и подготовке усыновителей, т.е. тщательно
изучить психологическое, социальное,
физическое и экономическое состояние,
а также культурный уровень желающих
усыновить ребенка и их ближайшего
окружения; следует определенно
знать, отвечает ли план усыновления
их желаниям и способствует ли их супружеское
и семейное положение такому начинанию;
помогать усыновителям сосредоточиться
преимущественно на нуждах ребенка,
нежели на своих собственных. Кроме
того, следует учитывать то обстоятельство,
что передача осиротевшего ребенка
в новую семью предполагает адаптационный
период, длительность которого зависит
от индивидуальных свойств ребенка
и его усыновителей (возраст, состояние
здоровья, характерологические
Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.
Что
касается взрослых, то само решение
взять ребенка под опеку в
большинстве случаев бывает осознанным,
прочувствованным, продиктованным чувством
сострадания и долга. Например, в
случае смерти, тяжелой болезни или
недееспособности матери ребенка (при
фактическом отсутствии отца) опеку
над ним устанавливает ее сестра
или подруга, бабушка, тетя или другие
родственники берут опеку над
ребенком, чьи родители лишены родительских
прав.
Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.
Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей. В России до 1 марта 1996 г. (дата появления Семейного кодекса) действовало 368 домов семейного типа, в которых воспитывались более 2,5 тыс. приемных и 1,5 тыс. кровных детей.
Такие
семьи принимают в первую очередь
воспитанников домов ребенка
и детских домов. Дети при этом
обретают вторую семью, граждане, желающие
воспитывать сирот, получают работу,
которая засчитывается в
Приемная
семья - это форма устройства детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании договора между
органами опеки и попечительства
и приемными родителями о передаче
ребенка (детей) на воспитание (супругами
или отдельными гражданами, желающими
взять детей на воспитание в семью),
на срок, установленный договором. Согласно
Положению о приемной семье, утвержденному
Правительством РФ в 1996 г., в такой
семье должно быть не более 8 детей.
Приемные родители выполняют функции
воспитателей и получают оплату за
свой труд. Между ними и приемными
детьми нет алиментных, наследственных
и других правоотношений, подобных
отношениям между родителями и детьми,
которые могут возникнуть в случае
усыновления приемных детей. Государство
и органы местного самоуправления выделяют
денежные средства на содержание каждого
приемного ребенка и
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях воспитывается от 5 до 10% детей-сирот.
В России существуют три типа учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей:
Дома ребенка для детей в возрасте до 3 лет (до 4 лет - для детей-инвалидов), как для детей, оставшихся без попечения родителей, так и для обычных детей. Эти учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет, в основном оставшихся без попечения родителей; правда, такие учреждения могут принимать и прочих детей на временной основе из-за тяжелых семейных обстоятельств. Административно такие школы подчиняются Министерству образования Российской Федерации.
Специализированные детские дома (интернаты) для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями. Эти учреждения подчиняются Министерству труда и социального развития Российской Федерации.7
С
1992 г. создание и финансирование детских
учреждений возложены на региональные
и местные органы власти (в большинстве
случаев на последние). Федеральное
правительство, через соответствующие
министерства, устанавливает общие
направления политики в области
социальной защиты семьи и детства,
обеспечивает методологическое руководство,
нормы и инструкции для работы
учреждений. Правительство также
предоставляет частичное
Дома
ребёнка. Дома ребенка в России определяются
как "медицинские учреждения, созданные
для воспитания и предоставления
медицинской помощи детям, лишенным
попечения родителей, а также
детям с физическими и
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений