Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     В прямой зависимости от состояния  здоровья воспитанников детского дома зависит и эффективность учебно-воспитательного  процесса, их работоспособность и  учебные успехи. Утрату подростками  способностей к учебно-познавательной деятельности можно рассматривать  как потерю здоровья.

     Для оказания квалифицированной медицинской  психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам детского дома организуется медико-валеологическая  служба, основанными функциями которой  являются:

- диагностика  психического и соматического  состояния воспитанников;

создание  санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности каждого ребенка;

- осуществление  профилактической, лечебно-оздоровительной,  санитарно-противоэпидемической и  просветительной работы;

организация калорийного, рационального, при необходимости  индивидуального питания;

- снижение  общей заболеваемости;

- совершенствование  работы по физическому воспитанию  и улучшению физического развития  воспитанников;

раннее  выявление заболеваний, предупреждение их рецидивов, прогрессирования патологического  процесса, осложнений;

- создание  оптимальной среды развития и  жизнедеятельности воспитанников  детского дома.

     Такая диагностика обеспечивает решение  следующих задач: определение, разработка и реализация эффективных мер  психолого-медико-педагогического  воздействия в процессе социально-педагогической коррекции и реабилитации детей  и подростков с различными формами  отклонений психических функций, нарушением речи, с трудностями в обучении, общении, поведении, соматически ослабленных детей. После проведенной диагностики ребенок дообследуется у специалистов, проводится лабораторное и инструментальное обследование. Детям, имеющим уже какую-либо патологию, диагностика помогает выявить фазу заболевания (ремиссия или обострение) и соответственно этому проводится дальнейшая реабилитация.

     При оценке здоровья детей и подростков условно можно выделить следующие  группы:

     практически здоровые;

с некоторыми морфофункциональными отклонениями;

с хроническими заболеваниями в стадии стойкой  компенсации;

с хроническими субкомпенсированными заболеваниями;

с хроническими заболеваниями в стадии обострения или декомпенсации.

     Такое деление позволяет обосновывать программы адаптационного сопровождения  более качественно с учетом фактического состояния здоровья детей. Медицинские  осмотры должны проводится регулярно  для своевременного выявления начальных  признаков заболеваний и обеспечения  проведения необходимого лечения; решение  вопроса о возможности занятия  физической культурой и спортом, а также оценки эффективности  проводимых лечебно-оздоровительных  мероприятиях среди больных, состоящих  на диспансерном учете.

     При анализе показателей физического  развития воспитанников детского дома большое значение придается качественной оценке, т.е. степени его гармоничности - правильному соотношению веса, роста полового созревания. У большинства  детей, как правило, наблюдается  нарушение осанки, опорно-двигательного  аппарата (ассимитрия лопаток, плеч, сутуловатость, деформация грудной клетки и пр.), сколиозы плоская стопа, и т.д. Среди  различных функциональных и морфологических  отклонений в организме воспитанников  особое место занимает аномалия рефракции (миопия-близорукость различной степени, составляющая до 20%), причиной которой  является большая зрительная нагрузка и недостаточное освещение.

     Исследование  хронических больных (III группы состояния  здоровья) показывает, что различные  заболевания уха, горла и носа: хронический тонзиллит, хронические  отиты, невриты слухового нерва  составляют достаточный процент  патологической пораженности. Также  наблюдаются заболевания нервной  системы, в основе которых - остаточные явления перенесенных травм, нейроинфекций, выраженный астено-невротический синдром.

     Наиболее  часто встречающиеся заболевания  выглядят следующим образом:

- болезни  органов дыхания;

- болезни  органов пищеварения;

болезни нервной системы и органов  чувств;

болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

болезни системы кровообращения;

психические расстройства;

кожно-венерические заболевания.

     Данные  медицинских осмотров дают представление  о состоянии здоровья каждого  воспитанника, его физическом развитии, физкультурной и группе здоровья. Все эти сведения заносятся в  листки здоровья и передаются воспитателям.

     На  основании полученных данных составляется карта суточного режима, режима для  воспитанников, длительность основных видов труда и отдыха, направленных на воспитанников.

     Одним из решающих факторов правильного физического  и нервно-психического развития детей  является организация рационального  питания.

     Большое значение имеет соответствие питания  по количеству и качеству потребностям воспитанников, т.к. растущий организм чувствителен как к дефициту, так  и к избытку пищевых продуктов.

     Для нормального роста и развития детей и подростков необходим  правильный режим питания, предусматривающий  строгое соблюдение времени приема пищи, рациональное распределение ее по массе, калорийности и объему. Подросток  должен питаться не реже 4 раз в день, т.е. через каждые 3-4 часа. Сбалансированный рацион с учетом возрастных особенностей воспитанников обеспечивает рациональное питание как основу здорового  образа жизни. Установлено, что активный получасовой отдых на воздухе, заключающийся  в играх малой и средней  подвижности, оказывает благоприятное  влияние на функциональное состояние  центральной нервной системы. Это  выражается в улучшении показателей  умственной работоспособности, подвижности  нервных процессов. Систематические физические упражнения, высокая двигательная активность обеспечивает гармоничное развитие сердца, сосудов, всех органов, совершенствует физическую подготовленность. Физические упражнения оказывают стимулирующее и нормализирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Занятия на мячах наиболее благотворно влияют на эти процессы, т.к. за счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшается обмен веществ, кровообращение и микроциркуляция в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его разделов.

     Программа оздоровительных мероприятий, включает в себя не только физическое воспитание, профилактику травматизма, предупреждение морфофункциональных отклонений в  организме для предупреждения развития заболеваний, но и целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни среди воспитанников.

     От  того насколько успешно удастся  сформировать и закрепить у ребенка  в сознании здоровый образ жизни, зависит и последующий образ  его жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности. Руководство  формированием здорового образа жизни в детском доме позволяет  нейтрализовать в последующем развитии факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных  привычек. Здоровый образ жизни формируется  всеми видами деятельности детского дома, включая работу медицинской  службы по выявлению качества и восстановлению здоровья детей, а также составление  индивидуального режима учебы, отдыха и питания для каждого ребенка, а также работу воспитателей по обучению детей навыкам самообслуживания, преодолению педагогической запущенности и социальная реабилитация по отношению  к сверстникам, к жизни в целом; работу психологической службы по изучению особенностей психического развития каждого  ребенка и составлению индивидуального  плана воспитательной и коррекционной  работы с ним.

     Под свободным временем обычно понимается время ничегонеделания, пассивного времяпровождения. Необходимо доказать, используя этические беседы, что  свободное время - это условия  развития личности, это затраты вне  учебного времени на самообразование, общественную работу, физическую культуру, спорт, рукоделие и техническое  творчество, на художественное творчество, организованный досуг и т.д. Свободное  время следует понимать как досуговое  общение. Если для организации просвещения, досуга и отдыха социально активных воспитанников бывает достаточно малых  педагогических усилий, то при организации  свободного времени трудных воспитанников  требуется максимум организационных  усилий, более четкая система действий, постоянный и тщательный контроль за их социальным поведением.

     Рационализация  внеклассной работы, изменение соотношения  словесных форм воздействия и  разнообразная деятельность воспитанников (более 2/3 времени отводится на общественно-полезный труд, спорт, физкультуру, на посещение  театров, музеев, на подготовку и проведение различных тематических вечеров, встреч, соревнований, концертов) обеспечивает воспитанникам отдых, смену видов  деятельности, обстановки, оптимальную  двигательную активность, расширение кругозора, новые впечатления.

     Таким образом, одним из важнейших условий  формирования здорового образа жизни  воспитанников детского дома является рациональное использование внеклассного и свободного времени, расширение спектра  потребностей и культуры воспитанников. Всестороннее развитие ребенка предусматривает: охрану и укрепление его здоровья; обеспечение полноценного физического  развития; всестороннее психическое  развитие и формирование личности. Работа коллектива воспитателей детского дома осуществляется на основе тесной взаимосвязи деятельности воспитателей и медицинского персонала.  

     2.3 Организация социальной  помощи и поддержка  детей в интернатных  учреждениях на  примере семейного  детского дома  № 70 ст. Старокорсунской  Краснодарского края

     В Старокорсунском детском доме функционируют  службы социальной и психологической  помощи. Социальная работа в группах  проводится в следующих направлениях:

- организация  медикопсихолого-педагогической комиссии  при 
участии специалистов детского дома, для разработки дальнейшего плана 
работы с ребенком;

- оформление  пенсий;

- взыскание  алиментов с родителей «отказных»  детей, по решению 
суда;

-решение вопросов по закреплению жилой площади;

-определение статуса ребенка;

-организация посещений детей родственниками и другими взрослыми, 
с возможным последующим посещением ребенком семьи под контролем 
специалиста.

     Воспитательная  работа

     Воспитательная  работа в дошкольной группе проводится в следующих направлениях:

-занятия по лепке, аппликации, рисованию;

-изготовление поделок из природного материала, оригами;

-игры на свежем воздухе (ветер-ветер, Догони меня, Мой веселый звонкий мяч, Подбрось и поймай, Найди, где спрятано и т.д.);

-хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в групповой

-наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);

-труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);

-воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);

-нравственное воспитание.

     Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог  по постановке голоса.

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений