Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     Анализ  состояния проблемы воспитания детей-сирот  дошкольного возраста свидетельствует  о том, что при проведении воспитательной работы с детьми в условиях детского дома делаются попытки поиска новых  путей и методов работы с ними. На государственном уровне принят ряд  важных документов международного и  общероссийского значения, такие, как: Декларация ООН (от 3 декабря 1986 г.), Конвенция  о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Семейный кодекс Российской Федерации (от 8 декабря 1995 г.); Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 3 июля 1998 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей» (от 21 декабря 1996 г. с последующими поправками от 08 февраля 1998 г. и 08 апреля 2002 г.). На социальную защиту детей-сирот  направлен ряд правительственных  постановлений: «О приемной семье» (от 17 июля 1996 г.), «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями  их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» (от 29 марта 2000 г.), «О первоочередных мерах по улучшению  положения детей-сирот и детей» оставшихся без попечения родителей» (от 14 мая 2001 г.), «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (от 29 марта 2002 г.), «О дополнительных мерах  по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних на 2002 г.» (от 19 июля 2002 г.) и некоторые другие документы.

     Разработаны и реализованы федеральные целевые  программы, такие, как: «Развитие социального  обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и  вынужденных переселенцев», «Дети-сироты», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     Несмотря  на попытки совершенствования организации  воспитательного процесса, анализ теоретических  исследований, статистических и практических данных свидетельствует о том, что  в настоящее время положение  детей-сирот, воспитывающиеся в условиях детского дома, является довольно тяжелым. Как было отмечено на Всероссийском  совещании директоров детских домов, критерием эффективности сиротских  учреждений становится лишь создание уюта, условий для проживания детей, а уровень личностного, интеллектуального  их развития уходит на второй план. Эта  проблема актуальна и по сей день.

     Увеличение  количества детей-сирот закономерно  приводит к росту числа учреждений для их содержания. К концу 2001 г., по данным Минобразования РФ, в России насчитывалось 246 домов ребенка и 1429 детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения  родителей. В них содержалось 183,5 тыс. воспитанников; 347,5 тыс. человек  находилось под опекой; 154,2 тыс. детей  были усыновлены. На начало 2003 года государственная  сеть образовательных учреждений для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей насчитывала 2740 учреждений, многие из них переуплотнены, в них содержится более 270 тыс. детей. За прошедший год рост числа детей  в учреждениях составил 36 тысяч.

     «Декларируемая  и проводимая обществом политика социальной защиты детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, целью которой является их социальная защищенность, на практике зачастую не приводит к ожидаемым  результатам. Складывается парадоксальная ситуация: на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются  достаточно большие ресурсы, а эффективность  всех усилий непропорционально мала -  ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказывается  незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и в  дальнейшей самостоятельной жизни.

     Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который остался без попечения  родителей, проживает в интернате. Многие из этих учреждений переполнены. Как результат -- многим детям попросту не хватает места. И они вынуждены  годами жить в приютах социальной защиты населения, которые предназначены  только для временного пребывания. А ситуация со строительством новых  и реконструкцией старых интернатов, по оценке Главного контрольного управления при Президенте России, признана вообще неудовлетворительной. Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% -- канализации. Как отмечают в Контрольном управлении, в некоторых приютах воспитанники не имеют на своих обеденных столах творога, сыра, масла, сметаны, а яблоки и соки получали только два раза в течение года. Во многих учреждениях требует замены технологическое оборудование пищеблоков, мебель, сантехническое оборудование, однако в оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей, не приобретается.

     Условия содержания детей во многих учреждениях  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствуют  предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо не в полном объёме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарём, игрушками, учебно-методической и художественной литературой, полноценным питанием. Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в детских домах признаны здоровыми только 22,5% детей, в детских домах-интернатах -- 13,8% детей. Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности.

     Таким образом, бытовые условия жизни  детей-сирот в детском доме часто  не соответствуют нормальным, что  затрудняет их полноценное физическое, психическое и социальное развитие.

     В соответствии с Законом РФ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  не допускается:

- применение  физического и психического насилия;

- применение  мер воздействия без учета  возраста несовершеннолетних;

-применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих 
человеческое достоинство;

- уменьшение  норм питания;

- лишение  прогулок.11

По данным Заключения по итогам общественного  контроля образовательных и социально-реабилитационных учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей г. Перми и Пермского  района Пермской области, в детских домах применяются недопустимые методы наказания, наносящие вред психическому, а в крайних случаях, и физическому здоровью ребенка. Эта ситуация типична для многих детских домов:

ставят  в угол;

не отпускают  гулять;

не разрешают  смотреть телевизор;

запрещают заходить в игровую комнату;

лишают  развлекательных поездок;

кричат.

     Подобные  методы наказания, типичные для семейных отношений (например, ставить ребенка  в угол), приобретают в детских  домах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью, которая неизбежна при коллективных методах воспитания.

     Таким образом, детям, у которых практически  отсутствуют позитивные ролевые  модели поведения в обществе, персонал детдома неосознанно подает пример унижающих достоинство мер поддержания  дисциплины. Тем самым взрослые способствуют закреплению иерархии, основанной на «праве сильного», которую сами же и  формируют.

     В условиях коллективного проживания право ребенка на частную жизнь  подвергается наибольшему ограничению:

- в большинстве  случаев у ребенка нет возможности  уединиться, дети постоянно чувствуют  на себе взгляд воспитателя,  постоянно находятся в обществе  других детей (по рекомендациям  психологов, каждому человеку, из  соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум  один час в сутки наедине  с собой);

- набор  личных вещей ограничен. Книги,  игрушки, даже одежда не являются  личными. В некоторых интернатах  игрушки есть только в игровой  комнате и не выносятся за  ее пределы. Личные вещи иногда  хранятся у воспитателей;

-часто дети живут в переполненных группах, по 5-7 человек в спальне;

-во многих детских домах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.

     Многие  ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. Закрытость и чрезмерная регламентация  жизни в условиях детского дома приводят к отсутствию релаксации, т.е. ребенок  не может расслабиться, побыть один. Его все время окружают одни и  те же люди (учителя, нянечки, воспитатели). Непрерывность требований к ребенку  порождает сопротивляемость детей  даже разумным требованиям педагога, а иногда и агрессивность.

     Самостоятельной проблемой является психологическая  и «технологическая» подготовка воспитателей детских домов. В настоящее  время в России отсутствует специализированная подготовка педагогов именно для  работы в детских домах. Приходя  в детские дома из других образовательных  учреждений (школ, детских садов), воспитатели  сразу сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, - с принципиально иными  свойствами личности детей-сирот, так  как многие воспитанники имеют отягощенную  наследственность и серьезные проблемы со здоровьем, в одной группе находятся  дети с нормальным развитием и  дети, пережившие сильнейшие эмоциональные  стрессы. Во-вторых, - с неэффективностью тех методов воспитания, которым  они были обучены в вузе и использовали в предыдущих образовательных учреждениях.

     В результате у значительной части  воспитателей детского дома, в большей  или меньшей степени, обнаруживаются кризисы профессиональной деятельности, и даже кризисы развития личности.

     Типичными являются переживания своей профессиональной недостаточной эффективности (с  занижением самооценки); подсознательное  отрицательное эмоциональное отношение  к детям-сиротам; «защита» от их девиантного  поведения и от неразвитости сферы  деятельности путем применения преимущественно  более простых директивных методов  воспитания, вместо более сложных  корригирующих и развивающих; разочарования  от неэффективности попыток установить эмоционально тёплые «человеческие» отношения с детьми-сиротами.12

     Психодиагностика  особенностей профессионально-личностного  развития сотрудников детского дома показывает следующее. У 45% из них отмечается умеренно выраженный уровень реактивной тревожности, что свидетельствует  о достаточно актуальной у них  мотивация достижения успеха и ответственности. У 55% отмечается неадекватно низкий уровень реактивной тревожности; это  явление может говорить как раз  о профессиональном «выгорании»  воспитателя, защищающегося от повторяющихся  неудач в работе с детьми-сиротами понижением мотивации профессиональной деятельности. В то же время 45% воспитателей демонстрируют высокую личностную тревожность, которая говорит о  том, что длительное переживание  тревоги приводит к тому, что она  уже становится устойчивой чертой характера.

     Значительная  часть (75%) воспитателей положительно относятся  к своей работе, к воспитанникам  и детскому дому в целом. Вместе с  тем у 25% выявляется негативное отношение к воспитанникам.

     Таким образом, на эффективность воспитательного  процесса отрицательно влияют такие  факторы, как:

-недоработка воспитательных программ, не учитывающих специфику развития детей, воспитывающихся без родителей;

-некомпетентность специалистов, работающих с детьми;

-проблемы, связанные с недостаточным финансированием, что приводит к ухудшению условий жизни воспитанников детского дома. 

     2.2. Технологии социального  оздоровления и  социальная работа  воспитанников детских  домов

     К наиболее часто встречающимся проблемам  медицинского характера воспитанников  детского дома можно отнести следующие  проблемы:

     Связанные со здоровьем (общая соматическая ослабленность; хронические заболевания различной  этиологии, создающие проблемы при  обучении ребенка в массовой школе; инвалидность, посттравматический синдром; логоневроз; психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней и т.д.)

     Связанные с особенностями нарушения психофизиологических функций (отклонения интеллектуального  и личностного развития; низкая работоспособность  и частичное отставание в развитии высших психических функций; нарушение  эмоционально-волевой сферы личности и др.);

     Возникающие в ходе образовательной деятельности (недостаточная степень готовности к обучению; трудности в освоении общеобразовательных программ; категорический отказ от посещения школы (школофобия);13

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений