Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
Анализ
состояния проблемы воспитания детей-сирот
дошкольного возраста свидетельствует
о том, что при проведении воспитательной
работы с детьми в условиях детского
дома делаются попытки поиска новых
путей и методов работы с ними.
На государственном уровне принят ряд
важных документов международного и
общероссийского значения, такие, как:
Декларация ООН (от 3 декабря 1986 г.), Конвенция
о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), Семейный
кодекс Российской Федерации (от 8 декабря
1995 г.); Федеральные законы: «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 3 июля 1998 г.), «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей» (от 21 декабря 1996 г. с последующими
поправками от 08 февраля 1998 г. и 08 апреля
2002 г.). На социальную защиту детей-сирот
направлен ряд
Разработаны
и реализованы федеральные
Несмотря
на попытки совершенствования
Увеличение
количества детей-сирот закономерно
приводит к росту числа учреждений
для их содержания. К концу 2001 г.,
по данным Минобразования РФ, в России
насчитывалось 246 домов ребенка и
1429 детских домов и школ-
«Декларируемая и проводимая обществом политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является их социальная защищенность, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам. Складывается парадоксальная ситуация: на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, затрачиваются достаточно большие ресурсы, а эффективность всех усилий непропорционально мала - ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Сегодня каждый пятый ребёнок в стране, который остался без попечения родителей, проживает в интернате. Многие из этих учреждений переполнены. Как результат -- многим детям попросту не хватает места. И они вынуждены годами жить в приютах социальной защиты населения, которые предназначены только для временного пребывания. А ситуация со строительством новых и реконструкцией старых интернатов, по оценке Главного контрольного управления при Президенте России, признана вообще неудовлетворительной. Более 40% зданий и сооружений требуют капитального ремонта, потому что находятся в аварийном состоянии. 4,8% не имеют центрального отопления, а 5,6% -- канализации. Как отмечают в Контрольном управлении, в некоторых приютах воспитанники не имеют на своих обеденных столах творога, сыра, масла, сметаны, а яблоки и соки получали только два раза в течение года. Во многих учреждениях требует замены технологическое оборудование пищеблоков, мебель, сантехническое оборудование, однако в оборудование, необходимое для обеспечения жизнедеятельности детей, не приобретается.
Условия содержания детей во многих учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за хронического недофинансирования не соответствуют предъявляемым требованиям. Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно либо не в полном объёме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарём, игрушками, учебно-методической и художественной литературой, полноценным питанием. Не уделяется достаточного внимания здоровью детей. По данным всероссийской диспансеризации, в детских домах признаны здоровыми только 22,5% детей, в детских домах-интернатах -- 13,8% детей. Во многих образовательных учреждениях для детей-сирот не выполняются требования законодательства о пожарной безопасности.
Таким образом, бытовые условия жизни детей-сирот в детском доме часто не соответствуют нормальным, что затрудняет их полноценное физическое, психическое и социальное развитие.
В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:
- применение
физического и психического
- применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
-применение
мер, носящих антипедагогический характер,
унижающих
человеческое достоинство;
- уменьшение норм питания;
- лишение прогулок.11
По данным
Заключения по итогам общественного
контроля образовательных и социально-
ставят в угол;
не отпускают гулять;
не разрешают смотреть телевизор;
запрещают заходить в игровую комнату;
лишают развлекательных поездок;
кричат.
Подобные
методы наказания, типичные для семейных
отношений (например, ставить ребенка
в угол), приобретают в детских
домах дискриминационный, унизительный
оттенок в связи с их публичностью,
которая неизбежна при
Таким
образом, детям, у которых практически
отсутствуют позитивные ролевые
модели поведения в обществе, персонал
детдома неосознанно подает пример
унижающих достоинство мер
В условиях коллективного проживания право ребенка на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:
- в большинстве
случаев у ребенка нет
- набор
личных вещей ограничен. Книги,
-часто дети живут в переполненных группах, по 5-7 человек в спальне;
-во многих детских домах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.
Многие
ограничения частной жизни
Самостоятельной проблемой является психологическая и «технологическая» подготовка воспитателей детских домов. В настоящее время в России отсутствует специализированная подготовка педагогов именно для работы в детских домах. Приходя в детские дома из других образовательных учреждений (школ, детских садов), воспитатели сразу сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, - с принципиально иными свойствами личности детей-сирот, так как многие воспитанники имеют отягощенную наследственность и серьезные проблемы со здоровьем, в одной группе находятся дети с нормальным развитием и дети, пережившие сильнейшие эмоциональные стрессы. Во-вторых, - с неэффективностью тех методов воспитания, которым они были обучены в вузе и использовали в предыдущих образовательных учреждениях.
В результате у значительной части воспитателей детского дома, в большей или меньшей степени, обнаруживаются кризисы профессиональной деятельности, и даже кризисы развития личности.
Типичными
являются переживания своей
Психодиагностика
особенностей профессионально-личностного
развития сотрудников детского дома
показывает следующее. У 45% из них отмечается
умеренно выраженный уровень реактивной
тревожности, что свидетельствует
о достаточно актуальной у них
мотивация достижения успеха и ответственности.
У 55% отмечается неадекватно низкий
уровень реактивной тревожности; это
явление может говорить как раз
о профессиональном «выгорании»
воспитателя, защищающегося от повторяющихся
неудач в работе с детьми-сиротами
понижением мотивации профессиональной
деятельности. В то же время 45% воспитателей
демонстрируют высокую
Значительная часть (75%) воспитателей положительно относятся к своей работе, к воспитанникам и детскому дому в целом. Вместе с тем у 25% выявляется негативное отношение к воспитанникам.
Таким образом, на эффективность воспитательного процесса отрицательно влияют такие факторы, как:
-недоработка воспитательных программ, не учитывающих специфику развития детей, воспитывающихся без родителей;
-некомпетентность специалистов, работающих с детьми;
-проблемы,
связанные с недостаточным финансированием,
что приводит к ухудшению условий жизни
воспитанников детского дома.
2.2. Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских домов
К наиболее часто встречающимся проблемам медицинского характера воспитанников детского дома можно отнести следующие проблемы:
Связанные
со здоровьем (общая соматическая ослабленность;
хронические заболевания
Связанные
с особенностями нарушения
Возникающие
в ходе образовательной деятельности
(недостаточная степень
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений