Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
Психологическая работа с детьми дошкольной группы.
В учреждении в штате предусмотрен один психолог, на момент прохождения практики это место было вакантным. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалиста центров помощи семьи детям с г. Краснодара, которые проводят с дошкольниками занятия два раз в неделю.
В работе с дошкольниками использовались следующие методики:
Подвижные игры на развитие координации движений;
Упражнения на выражение чувств (прочтение разнообразных сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами);
Пальчиковая
гимнастика, направленная на коррекцию
речевых нарушений, общая моторная
недостаточность, а также отклонения
в развитии движений пальцев рук,
так как движения пальцев рук
тесно связаны с речевой
Методика
игротерапии с песком. Эффективность
применения выбранной методики обусловлена
тем, что игры на песке - одна из форм
естественной деятельности ребенка, поэтому
песок используют в развивающих,
обучающих, коррекционных и
Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3-4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:
1. Несформированность
социальной потребности в
Неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность его выполнения;
Детская
ревность по отношению к сиблингам,
принимающая форму
острого аффективного переживания;
Ускоренное сексуальное развитие.
Для диагностики
и оценки эффективности проводимой
игротерапии применялась
критериям:
1. Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка:
активности при распределении ролей;
соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры;
склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;
2. Страхи,
характеризующиеся следующими
наличием страха;
капризами, отказом от игры;
ребенок прячется;
убегает;
просит о помощи.
3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:
радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;
внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции;
преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;
4. Переживание неудачи в игре
обижается (огорчается);
плачет;
теряет интерес к игре;
отказывается от игры;
агрессивен в игре.
При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.
5. Вербальная контактность
обращается с вопросами к взрослому;
обладает чистой дикцией;
обладает
интонационной
стремится к невербальному общению.
Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у
ребенка
в достаточной степени
6. Двигательная активность
подвижный;
координация движений;
право-левостороння ориентация;
сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7. Внешняя
выразительность,
эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;
открытый, непосредственный, раскованный в поведении;
пластичный;
артистичный;
8. Знания и опыт нравственного общения;
владеет знаниями о нормах общения;
поступает в соответствии с нормами общения;
неигровое поведение, свидетельствующее о несоблюдении норм общения, присущих игровому процессу. Максимальная оценка свидетельствует о соблюдении правил общения, минимальная - об их систематическом нарушении.
При
первичной диагностике было выявлено,
что интерес к игровой ситуации
испытывает незначительное количество
детей (4 из 10), что в некоторой
степени вызвано новой для
детей ситуацией (другая игровая
комната, незнакомые люди), а также
неумение сотрудничать и сниженной
способностью к сосредоточению внимания.
В дальнейшем можно отметить некоторое
увеличение показателей по указанному
критерию, в частности соблюдение
правил игры и проявление активности
во время игрового процесса. Выраженная
склонность к импровизации и самостоятельности
можно отметить лишь у трех детей
из 10, однако, тенденция к росту
анализируемых показателей
Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).
Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция
на неудачу в игре была выражена
более ярко, на начальном этапе
для многих детей была характерна
потеря интереса к игре при получении
задания, с которым трудно справиться,
характеризующееся скорее нежеланием
преодолевать трудности, а не неспособностью
его выполнить. При помощи взрослого,
иногда очень незначительной, практически
у всех детей наблюдается снижение
выраженности критерия, что свидетельствует
о тенденции к самостоятельному
преодолению трудностей детьми в
дальнейшем. Навыки вербального общения
наблюдаются опять же у незначительного
числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено
стремление к невербальному общению.
Анализ критерия двигательной активности
показал нормальные результаты, наблюдаются
некоторое нарушение право-
Улучшения
показателей, характеризующих внешнюю
выразительность поведения
В
целом, анализ данных показал, что у
детей дошкольной группы наблюдается
задержка психического развития, в
отдельных случаях задержка речевого
развития, несформированность потребности
общения и сотрудничества, что
в норме присуще детям
Таким
образом, основной проблемой в указанном
учреждении для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, является недостаточная
работа по организации воспитательного
и психолого-педагогического
Эта проблема может быть решена, если в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет функционировать психологическая служба, включающая несколько психологов, (личных по своей специализации (психолог, психотерапевт, консультант и т.д.). Деятельность психологов в данных учреждениях должна быть направлена на компенсацию психического развития ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление личностной целостности ребенка, равновесия его чувств. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм (психологических, физических, эмоциональных, сексуальных) можно проводить работу по его психическому развитию.
С учетом особенностей поведения детей и умения предугадывать дальнейшие последствия поведения, действия психолога должны быть направлены на то, чтобы провести активные формы работы с группой детей на умение выделять наиболее интересные занятия, договариваться, выслушивать желания и мнения других, считаться с чувствами и желаниями других детей, приходить к единому решению, а также обучение детей разным играм, в которых развивается умение сотрудничать, взаимодействовать, поддерживать друг друга и т.д. Проведение активных форм работы с воспитанниками таких учреждений позволяет предупредить в какой-то мере возможность проявления негативных сторон в их поведении.
В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять различные виды психологической помощи: индивидуальное консультирование, групповую работу, психокоррекцию и психотерапию. Цель работы психологов состоит в том, чтобы способствовать
психическому
развитию детей-сирот и их адаптации
к жизни, как в учреждении, так
и за его пределами. Наиболее эффективной
формой являются активные групповые
занятия, на которых дети учатся навыкам
конструктивного общения, овладению
своими эмоциями, развивают произвольное
поведение, учатся толерантности, умению
давать и получать эмоциональную
поддержку, сотрудничать, договариваться,
конструктивно разрешать
Проведение
психокоррекционных занятий с воспитанниками
учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, имеет специфику. Очень
часто отклонения в развитии когнитивной
сферы зависят от пережитых травм
и блокируются их последствиями.
Поэтому для проведения психокоррекционной
работы необходимо проводить углубленную
диагностику по выявлению блокирующих
последствий пережитых травм. Иногда
плохая память ребенка, отсутствие внимания
являются показателями последствий
психических травм, стрессов и т.д.
В связи с этим, прежде всего, необходимо
проводить психокоррекцию личностного
развития ребенка, а только потом
заниматься развитием психических
процессов или когнитивной
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений