Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым подсчётам, оно составляет 750 тыс. человек.
В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.
Возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.
Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.
В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования
показывают, что лишение детей
материнской заботы с последующей
психической депривацией в
Большинству
брошенных детей не хватает личного
внимания и эмоционального стимулирования
необходимого для развития. Наблюдая
у таких детей тяжелые
Таким
образом, проблема социально-психологической
помощи детям-сиротам и детям, оставшимся
без родителей требует
Сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.3
Нестабильность
социально-экономической и
Так из-за безответственных родителей, которые ведут аморальный образ жизни, их дети без должного присмотра и недостатка положительного общения и воспитания попадают в «группу риска». Дети переживают, как правило моральные травмы, в связи с потерей родителей. Им не хватает общения со взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, дети-сироты приобщаются к «уличной жизни», где приобретают негативные связи. В результате этого общения у них формируется социально негативный тип личности. Состояние здоровья ухудшается, происходит отставание в развитие и образовании.
Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи. Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.
Беспризорный - несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.4
Обобщенный портрет беспризорного: это юноша или девушка в возрасте 13-17 лет, постоянно курящий, не упускающий случая выпить, если предоставляется такая возможность. В большинстве, нынешний бродяга - это вчерашний школьник. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы.5
Криминальный способ добычи средств к существованию во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде бродяг. Это карманные воры, воры «на доверии» и т.п. Часто они действуют в компании со взрослыми «учителями». Беспризорники специализируются на воровстве имущества, выслеживают и обворовывают нетрезвых граждан, специализируется на обворовывании подмосковных дачных кооперативов. Уличные дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки.
Как
подростки решают проблемы ночлега?
Метрополитен и его коммуникации
пользуются популярностью у бродяг,
затем следуют автобусные и железнодорожные
вокзалы, ночлежки и притоны, заброшенные
строения. Подвалы зданий, чердаки,
коммуникации теплотрасс особенно привлекают
зимой, а летом - городские парки,
скверы служат местом временного обитания
бродяг. Большинство беспризорных являются
постоянными потребителями
Права
несовершеннолетних у нас в стране
нарушаются повсеместно и ежечасно.
Общество озабочено, прежде всего, тем,
чтобы защитить себя от малолетних
правонарушителей, вот, и прячет их...
за решетку. Куда меньше сил и внимания
тратится на то, чтобы уберечь детей
от преступного мира и вернут оступившихся
к нормальной жизни. Существует ли в
сегодняшней России политика, направленная
на интересы детей, и почему не работает
Конвенция о правах ребенка, ратифицированная
десять лет назад.. Нарушение
прав ребенка начинается в семье:
70% всех детских травм носят семейно-
1.2. Формы жизнеустройства детей-сирот
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей как вне семье, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Защита
прав детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, возлагается
на органы опеки и попечительства,
которыми являются органы местного самоуправления.
Их деятельность регламентируется следующими
документами: Конвенция ООН о
правах ребенка 1989 года, Конституция
РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39),
Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.),
Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный
закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание
и меры государственной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также
лиц из их числа в возрасте до
23 лет», другими правовыми актами
в соответствии с законами субъектов
РФ и отраслевым законодательством.
В рамках президентской программы
«Дети России» (Указ Президента РФ от
01.06.92. № 543) существует целевая программа
«Дети сироты», направленная на создание
благоприятных условий для
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. ( в соответствии с 122 статьей СК).
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений