Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности  детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. По некоторым  подсчётам, оно составляет 750 тыс. человек.

     В последние сто лет нарастающий  темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно  сокращается, тесные связи между  её членами становятся ломкими и  непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала  быть той единственной средой, где  воспитывается и развивается  ребёнок.

     Возникли  разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских  домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут  пять дней в неделю, возвращаясь  к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым  из них изредка и ненадолго  приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

     Появление детских учреждений (институтов) вызвало  весьма неоднозначное отношение  и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое  развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего  общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в  таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное  и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

     В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения  родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют  род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового  возраста и дальше. Особенности по-разному  и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все  они чреваты серьезными последствиями  для формирования личности подрастающего  человека.

     Исследования  показывают, что лишение детей  материнской заботы с последующей  психической депривацией в сиротских  учреждениях, катастрофически сказываются  на их социальном, психическом и  физическом здоровье.

     Большинству брошенных детей не хватает личного  внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения  личности, самосознания и интеллектуального  развития, ученые высказывали предположение  о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент  отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю  жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым  последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализироваться.

     Таким образом, проблема социально-психологической  помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без родителей требует объединения  усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребёнком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната.

     Сиротство - это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда не возможно. Поэтому социальная политика государства  должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения  и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.3

     Нестабильность  социально-экономической и политической ситуации в стране значительно обострила  проблемы социального сиротства. Кризис семьи, нарушение ее структуры и  функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально- нравственных идеалов, изменение ориентиров ведут  к значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате социальных связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков "группы риска".

     Так из-за безответственных родителей, которые  ведут аморальный образ жизни, их дети без должного присмотра и  недостатка положительного общения  и воспитания попадают в «группу  риска». Дети переживают, как правило  моральные травмы, в связи с  потерей родителей. Им не хватает  общения со взрослыми, с близкими родственниками. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, дети-сироты приобщаются  к «уличной жизни», где приобретают  негативные связи. В результате этого  общения у них формируется  социально негативный тип личности. Состояние здоровья ухудшается, происходит отставание в развитие и образовании.

     Изучая  факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, прежде всего, тяжелое материальное положение  семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших  членов семьи. Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми - вторая основная детерминанта. Если она сопровождается неудачами в школе, создается  комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома.

     Беспризорный - несовершеннолетний, находящийся  в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое  вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.4

     Обобщенный  портрет беспризорного: это юноша  или девушка в возрасте 13-17 лет, постоянно курящий, не упускающий случая выпить, если предоставляется такая  возможность. В большинстве, нынешний бродяга - это вчерашний школьник. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы.5

     Криминальный  способ добычи средств к существованию  во все времена был и остается сегодня одним из основных в среде  бродяг. Это карманные воры, воры «на доверии» и т.п. Часто они  действуют в компании со взрослыми  «учителями». Беспризорники специализируются на воровстве имущества, выслеживают  и обворовывают нетрезвых граждан, специализируется на обворовывании  подмосковных дачных кооперативов. Уличные  дети регулярно занимается попрошайничеством, сбором и реализацией стеклопосуды, время от времени работают. Они  убирают мусор, либо работают грузчиками на рынках, в магазинах, занимаются мойкой автомобилей, промышляют на помойках, в мусорных баках, регулярно навещают загородные городские свалки.

     Как подростки решают проблемы ночлега? Метрополитен и его коммуникации пользуются популярностью у бродяг, затем следуют автобусные и железнодорожные  вокзалы, ночлежки и притоны, заброшенные  строения. Подвалы зданий, чердаки, коммуникации теплотрасс особенно привлекают зимой, а летом - городские парки, скверы служат местом временного обитания бродяг. Большинство беспризорных являются постоянными потребителями наркотиков.

     Права несовершеннолетних у нас в стране нарушаются повсеместно и ежечасно. Общество озабочено, прежде всего, тем, чтобы защитить себя от малолетних правонарушителей, вот, и прячет их... за решетку. Куда меньше сил и внимания тратится на то, чтобы уберечь детей  от преступного мира и вернут оступившихся к нормальной жизни. Существует ли в  сегодняшней России политика, направленная на интересы детей, и почему не работает Конвенция о правах ребенка, ратифицированная десять лет назад..  Нарушение  прав ребенка начинается в семье: 70% всех детских травм носят семейно-бытовой  характер. В четверти всех семей  в той или иной мере практикуется насилие над детьми. Однако жестокое обращение с ребенком в семье  до сих пор не воспринимается обществом  как проблема, требующая немедленного и квалифицированного вмешательства. Научно обоснованной системы предупреждения жестокости и насилия в семье не выработано. Побеги детей из воспитательных учреждений - массовое явление. Не менее 10% беглецов погибают. 17% проституток - несовершеннолетние девочки. Укореняется идея, что дети из неблагополучных семей независимо от их реальных способностей обречены заниматься лишь неквалифицированным трудом. Система помощи таким детям не только не налажена, но не существует в принципе. В отношении несовершеннолетних не исполняется трудовое законодательство: им чрезвычайно трудно найти работу, а установленные законодательством льготы при трудоустройстве лишь усугубляют их неконкурентоспособность на рынке труда. Если подросткам все же удается трудоустроиться, их зачастую используют на тяжелых и опасных низкооплачиваемых производствах, подвергают беспощадной эксплуатации. Статьи 18, 39 КЗоТ РФ, требующие оформления трудовых книжек и трудовых договоров, нарушаются, так что даже трудоустроенный подросток остается социально незащищенным. Положение усугубляется и тем, что подростки совершенно не представляют своих прав, не знают, куда обратиться за помощью, и даже в самых тяжелых обстоятельствах остаются предоставленными самим себе. Состояния дел с подростковой преступностью, с беспризорностью и безнадзорностью детей сегодня в действительности не знает никто, и милиция тоже. Независимые эксперты считают данные официальной статистики по этому вопросу крайне заниженными. . Численность беспризорных детей в России, по данным МВД, составляет 2,5 млн. человек, а по данным независимых экспертов, превышает четыре миллиона. Безнадзорность и незанятость общественно полезным трудом приводит к неуклонному росту числа правонарушений среди несовершеннолетних. Такая мера пресечения, как арест, применяется к несовершеннолетним необоснованно часто. Сроки содержания подростков в следственном изоляторе (до вынесения приговора, который может быть и оправдательным) недопустимо велики - от шести месяцев до трех лет. Эти дети формально вроде бы не поражены в правах, ведь суд еще не вынес им приговор, они только подозреваемые, но фактически уже наказаны. Лишены необходимой медицинской и юридической помощи, возможности учиться. Анализ детерминант детской беспризорности настоятельно требует смены стратегических приоритетов. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Поэтому главным объектом приложения усилий должны стать дети, попавшие в трудные условия, а не семьи их проживания. Такие дети должны выводиться из среды и обстоятельств, препятствующих их нормальной социализации, вовлекаться в формы деятельности и общения, формирующие у них качества полноценных членов общества, изолироваться от действия асоциальных и криминальных факторов... 

     1.2. Формы жизнеустройства  детей-сирот

     Государство вынуждено брать на себя заботу о  детях, оставшихся без попечения  родителей, затрачивать немалые  средства на их содержание, однако главной  проблемой в данном случае является социализация детей как вне семье, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует  генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями  их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве  и обеспечении жильем.

     Защита  прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается  на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о  правах ребенка 1989 года, Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный  закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов  РФ и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы  «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа  «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в  современной социально-экономической  обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование  их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских  учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в  них сирот.

     На  органы опеки и попечительства возлагаются  обязанности по выявлению, учету  и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также  по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны  в трехдневный срок со дня получения  сообщения провести обследование условий  жизни ребенка и обеспечить его  защиту и устройство. ( в соответствии с 122 статьей СК).

     Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в  семью (на усыновление /удочерение, под  опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой  возможности в соответствующие  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. Законодательство, таким  образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и  создающим оптимальные условия  для его воспитания и развития.

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений