Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     Из  дома ребенка детей либо возвращают родителям, усыновляют, устраивают под  опеку или в приемную семью, либо переводят в детский дом или  интернат по достижении ими 3 лет (или, как в случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для  таких детей, в возрасте 4 лет).

     Дома  ребёнка и развитие ребёнка на ранних этапах жизни. Невзирая на те усилия, которые были предприняты в последние  годы в России, чтобы повысить качество ухода за детьми в домах ребенка, серьезные проблемы, связанные с недостаточным уровнем ухода за детьми младенческого и младшего возраста в государственных учреждениях, остаются нерешенными.

     Дома  ребенка в состоянии обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую  обстановку, которая стимулировала  бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального  поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих  игр и взаимодействия со взрослыми  и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов  чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может  быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального  развития. Таким образом, никакого удивления  не вызывает тот факт, что даже у  детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми, впоследствии наблюдается  задержка развития. Негативные последствия  для дальнейшего развития ребенка  системы ухода, существующей в государственных  детских учреждениях, послужили  той основой, на которой в середине 1950-х годов в западных странах  возникло и набрало силу движение, направленное на ликвидацию института  детских учреждений; в результате целенаправленной политики, оно к  началу 1980-х годов привело к  исчезновению заведений, аналогичных  тем, что функционируют ныне в  России.

     У специалистов в России существуют две  точки зрения на проблему домов ребенка. Сторонники первой утверждают, что  такие дома "все еще необходимы", в особенности для устройства детей-сирот, больных детей и детей, чьи родители нуждаются или больны, "чтобы сохранить новую жизнь". Сторонники второй точки зрения выступают  за радикальное изменение политики в этой сфере в пользу профилактических мер и программ по привлечению  отдельных семей и общественности к решению данной проблемы. В Самарской  области начиная с 1993 г. именно такой  подход получил развитие. В результате комплексных, тщательно спланированных и последовательных усилий в области  удалось реорганизовать местную  систему защиты семьи и детства  и снизить количество детей, поступающих  в детские учреждения. Более того, в области был закрыт один из таких  домов.

     Детские дома и учреждения интернатного типа. Детские дома и школы-интернаты  предназначаются для детей в  возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без  попечения родителей. Они также  могут служить для временного размещения - на период до 1 года - детей  из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также  детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются. 

     Прием детей осуществляется по решению  соответствующего местного органа опеки  и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов  местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в  ведении Министерства образования  Российской Федерации.

     Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения  родителей, не предоставляют детям  образования, дети регулярно посещают близлежащие школы, что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения. Существуют детские дома для очень маленьких детей (учреждены  недавно для детей от 1,5 до 3-х  лет), для детей дошкольного возраста (до 7 лет), для детей школьного  возраста и дома для смешанных  возрастных групп. Последний тип  является преобладающим.

     Школы-интернаты. Школы-интернаты предоставляют проживание и общее образование детям  школьного возраста (в основном общее  начальное образование, а в некоторых  случаях общее среднее образование).

     Детские дома-школы. Детские дома-школы являются учреждениями нового типа, введены  в 1998 г. В них принимаются дети любого возраста, оставшиеся без попечения  родителей или находящиеся в  тяжелых обстоятельствах. В учреждении дети посещают занятия начальной  школы и продолжают обучение в  обычных средних школах, проживая при этом в детском доме. Интернаты  для детей, оставшихся без родительского  попечения, являются лишь частью более  крупной системы «общеобразовательных школ - интернатов». На 2005 год насчитывалось 750 таки интернатов, где воспитывались 260 тыс. детей.

     Специализированные  дома и школы-интернаты для детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей. Дети устраиваются в специнтернаты  с 4 лет, по рекомендации специальной  комиссии, учрежденной в системе  образования. Дети проходят специальную  программу, которая не дает им возможности  получить даже элементарные основы профессионального  образования.

     Специальные детские дома-интернаты. Дети, которые  по оценке психолого-медико-педагогических комиссий, работающих при органах  управления образованием, имеют тяжелые  физические и умственные нарушения  и не могут обучаться в специализированных школах (или по специальным программам в обычных школах), помещаются в  специальные детские дома (интернаты) для детей с умственными или психическими нарушениями. Эти учреждения находятся в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации и финансируются из региональных или местных бюджетов.

     В интернаты принимаются дети в  возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся  в уходе, помощи и медицинском  обслуживании. Дети принимаются вне  зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием  осуществляется на основании заявления  соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в  интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям  либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в  интернаты для взрослых с умственными  нарушениями.

     Интернаты для детей с тяжелыми умственными  и физическими нарушениями являются крупными, лишенными индивидуального  подхода учреждениями, размещающими в среднем 250 детей, хотя некоторые  из них спроектированы для размещения до 2 тыс. детей[ Положение детей в  Российской Федерации. Итоги социальной политики 1990-х годов и перспективы  Пер. с англ.-М.: Весь мир, 2003.-с.211]. В  последние годы предпринимались  меры для улучшения качества ухода  и внедрения индивидуального  подхода на основании конкретного  функционального нарушения. Несмотря на то, что большинство работников интернатов являются заботливыми и  преданными делу людьми, в этих учреждениях  неизбежно сохраняются неблагоприятные, внутренне присущие им черты, которые  приводят к отставанию в развитии детей. Неудовлетворительные методы и  некачественный уход, свойственные учреждениям  для детей, оставшихся без попечения  родителей, еще более ярко проявляются  в интернатах: устаревшие, ненадлежащие методы ухода; большое количество детей, сгруппированных по принципу общего диагноза; изоляция от родителей, родственников  и социального окружения; не отвечающие требованиям, плохо содержащиеся помещения; серьезный недостаток финансирования; недоукомплектованность (особенно квалифицированными) кадрами; высокая текучесть кадров, часто в результате низкой оплаты труда, и т. д.

     В последние годы интенсивно создается  сеть детских специализированных учреждений. Естественно, прежде начали открываться  социальные приюты, нацеленные на спасение социально запущенных детей.

     Детские Приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатных  учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении.

     Состав  детей, помещенных в детские дома (приюты), неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной  системой социальных связей, с широким  спектром личностных деформаций, с  искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и  интересами. Они приобрели печальный  опыт бродяжничества, приобщены к  алкоголю, наркотическим средствам  и ранним половым связям. Среди  них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое  здоровье таких детей расшатано. Поэтому Приюты задуманы и создаются  как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку  не просто кров, еду, тепло, но снять  остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его  права, законные интересы, помочь его  социальному возрождению, по возможности  восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.8

     Приют - пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи. Приют -особое детское  учреждение, одновременно и трагическое, и оптимистическое. Помещение ребенка  в Приют, с одной стороны, драматическое  событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, завершающий трагический  период существования ребенка, открывающий  возможность возродить в социальном, психологическом плане, поправить  здоровье, получить право ни достойную  человека жизнь.

     Статус  социального Приюта для детей  и подростков как одного из типов  специализированного учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, закреплен  в Примерном положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденном постановлением Правительства  РФ от 13.09.96 № 1092.

     Социальный  Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения  родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Такая ориентация и определяет полифункциональный характер его деятельности.

     Работа  современных Приютов по восстановлению и компенсации семейных связей детей  корнями уходит в практику российских спасательных учреждений для подкинутых, беспризорных детей. Одной из важнейших  установок в их деятельности была ориентация на обеспечение ребенку  опыта семейной жизни. Реализация этой установки на практике имела разные формы: передача ребенка под патронаж в благополучную крестьянскую семью; материальная поддержка матери, имеющей  незаконнорожденного ребенка; организация  искусственных «семеек» из нескольких беспризорных детей и благонравной женщины; создание в детских приютах  семейного уклада жизни.

     Сегодня возникли новые формы помещения  ребенка в семью, и для Приютов  нахождение для ребенка подходящего  варианта является приоритетной задачей.

     Приют стремится восстановить и другие социальные роли детей. Благодаря усилиям  сотрудников и школьных педагогов  ребенок возвращается к утраченной роли ученика; в Приюте безнадзорный, бездомный ребенок, не знавший понятий  «друг» и «дружба», начинает познавать  чувство привязанности к другим людям.

     Вся деятельность Приюта нацелена на коррекцию  и реабилитацию детей. В его работе менее выражена профилактическая функция  по сравнению, например, со специализированным учреждением другого типа -Центром  социальной реабилитации несовершеннолетних. Это обусловлено особенностями  детского контингента: в Приют попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями  социального и психологического статуса, отчужденные семьей и школой. В судьбе этих детей возможности  профилактической работы уже упущены, так как ребенок уже пострадал -получил психологическую травму, испытал меру социального зла. Возникновение  социальных Приютов для детей  и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии. 

    1. Социальные  последствия содержания детей в сиротских  учреждениях

     Продолжающееся  содержание тысяч детей в учреждениях  России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма  является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное  развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений