Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
Из дома ребенка детей либо возвращают родителям, усыновляют, устраивают под опеку или в приемную семью, либо переводят в детский дом или интернат по достижении ими 3 лет (или, как в случае с детьми-инвалидами, в специальное учреждение для таких детей, в возрасте 4 лет).
Дома ребёнка и развитие ребёнка на ранних этапах жизни. Невзирая на те усилия, которые были предприняты в последние годы в России, чтобы повысить качество ухода за детьми в домах ребенка, серьезные проблемы, связанные с недостаточным уровнем ухода за детьми младенческого и младшего возраста в государственных учреждениях, остаются нерешенными.
Дома ребенка в состоянии обеспечить лишь некоторые элементы ухода за ребенком в раннем возрасте, например те, что связаны с его физической безопасностью и питанием. В то же самое время, в силу своих особенностей, они не могут создать такую обстановку, которая стимулировала бы в детях развитие познавательных способностей, двигательных навыков, социального поведения и речи, создавала бы возможности для развивающих игр и взаимодействия со взрослыми и другими детьми и обеспечивала бы непрерывную стимуляцию всех органов чувств. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой и т.д. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития. Таким образом, никакого удивления не вызывает тот факт, что даже у детей, поступивших в такие учреждения совершенно здоровыми, впоследствии наблюдается задержка развития. Негативные последствия для дальнейшего развития ребенка системы ухода, существующей в государственных детских учреждениях, послужили той основой, на которой в середине 1950-х годов в западных странах возникло и набрало силу движение, направленное на ликвидацию института детских учреждений; в результате целенаправленной политики, оно к началу 1980-х годов привело к исчезновению заведений, аналогичных тем, что функционируют ныне в России.
У
специалистов в России существуют две
точки зрения на проблему домов ребенка.
Сторонники первой утверждают, что
такие дома "все еще необходимы",
в особенности для устройства
детей-сирот, больных детей и детей,
чьи родители нуждаются или больны,
"чтобы сохранить новую жизнь".
Сторонники второй точки зрения выступают
за радикальное изменение политики
в этой сфере в пользу профилактических
мер и программ по привлечению
отдельных семей и
Детские
дома и учреждения интернатного типа.
Детские дома и школы-интернаты
предназначаются для детей в
возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без
попечения родителей. Они также
могут служить для временного
размещения - на период до 1 года - детей
из неполных семей, детей безработных,
беженцев, перемещенных лиц, а также
детей, чьи родители стали жертвами
стихийных бедствий и не имеют определенного
места жительства. Родные братья и сестры
не разлучаются.
Прием
детей осуществляется по решению
соответствующего местного органа опеки
и попечительства. Создание и функционирование
детских домов и школ-
Детские
дома в отличие от других учреждений
для детей, оставшихся без попечения
родителей, не предоставляют детям
образования, дети регулярно посещают
близлежащие школы, что обеспечивает
хотя бы минимальное общение
Школы-интернаты.
Школы-интернаты предоставляют
Детские
дома-школы. Детские дома-школы являются
учреждениями нового типа, введены
в 1998 г. В них принимаются дети
любого возраста, оставшиеся без попечения
родителей или находящиеся в
тяжелых обстоятельствах. В учреждении
дети посещают занятия начальной
школы и продолжают обучение в
обычных средних школах, проживая
при этом в детском доме. Интернаты
для детей, оставшихся без родительского
попечения, являются лишь частью более
крупной системы «
Специализированные
дома и школы-интернаты для детей-
Специальные
детские дома-интернаты. Дети, которые
по оценке психолого-медико-
В интернаты принимаются дети в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающиеся в уходе, помощи и медицинском обслуживании. Дети принимаются вне зависимости от наличия родителей, родственников или опекунов. Прием осуществляется на основании заявления соответствующего местного органа власти, ответственного за социальную защиту. Дети также могут поступать в интернат непосредственно из дома ребенка; их выписывают по достижении 18 лет. Трудоспособные дети (по оценке Государственной службы медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения) возвращаются родителям либо, при их отсутствии, получают помощь в поиске работы со стороны региональных органов социальной защиты. Дети, признанные нетрудоспособными, переводятся в интернаты для взрослых с умственными нарушениями.
Интернаты
для детей с тяжелыми умственными
и физическими нарушениями
В последние годы интенсивно создается сеть детских специализированных учреждений. Естественно, прежде начали открываться социальные приюты, нацеленные на спасение социально запущенных детей.
Детские Приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утратившие семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. В приюты помещаются дети из приемников-распределителей, не нуждающиеся в изоляции, из больниц, где их вынужденно содержали до появления места в интернатном учреждении.
Состав
детей, помещенных в детские дома
(приюты), неоднороден по возрасту, полу,
умственному и физическому
Приют
- пристанище для детей, выбитых из
жизненной колеи. Приют -особое детское
учреждение, одновременно и трагическое,
и оптимистическое. Помещение ребенка
в Приют, с одной стороны, драматическое
событие, вызванное катастрофическим
неблагополучием в его жизни,
с другой - рубеж, завершающий трагический
период существования ребенка, открывающий
возможность возродить в
Статус
социального Приюта для детей
и подростков как одного из типов
специализированного учреждения для
несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, закреплен
в Примерном положении о
Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Такая ориентация и определяет полифункциональный характер его деятельности.
Работа современных Приютов по восстановлению и компенсации семейных связей детей корнями уходит в практику российских спасательных учреждений для подкинутых, беспризорных детей. Одной из важнейших установок в их деятельности была ориентация на обеспечение ребенку опыта семейной жизни. Реализация этой установки на практике имела разные формы: передача ребенка под патронаж в благополучную крестьянскую семью; материальная поддержка матери, имеющей незаконнорожденного ребенка; организация искусственных «семеек» из нескольких беспризорных детей и благонравной женщины; создание в детских приютах семейного уклада жизни.
Сегодня возникли новые формы помещения ребенка в семью, и для Приютов нахождение для ребенка подходящего варианта является приоритетной задачей.
Приют стремится восстановить и другие социальные роли детей. Благодаря усилиям сотрудников и школьных педагогов ребенок возвращается к утраченной роли ученика; в Приюте безнадзорный, бездомный ребенок, не знавший понятий «друг» и «дружба», начинает познавать чувство привязанности к другим людям.
Вся
деятельность Приюта нацелена на коррекцию
и реабилитацию детей. В его работе
менее выражена профилактическая функция
по сравнению, например, со специализированным
учреждением другого типа -Центром
социальной реабилитации несовершеннолетних.
Это обусловлено особенностями
детского контингента: в Приют попадают
дети, ослабленные физически, с нарушениями
социального и психологического
статуса, отчужденные семьей и школой.
В судьбе этих детей возможности
профилактической работы уже упущены,
так как ребенок уже пострадал
-получил психологическую
Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений