Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.46 Кб (Скачать документ)

     Индивидуальная  работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, во многом определена размытостью  личных границ проблемы, отсутствием  защищенности личного пространства. Например, это может проявляться  в таких особенностях поведения  воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями  детского дома или интерната как  сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в  пространстве и времени с другими  детьми автоматически не ведет к  психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в  одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими  детьми, не хочет проводить свободное  время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя.

     Индивидуальная  работа психолога с ребенком может  способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами  и эмоциями.

     Для выполнения перечисленных направлений  деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций,, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игро-, арт- и музыкотерапии и т.д. Все  это ставит вопрос о необходимости  вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации.

     Закрытость  жизни детей в сиротских учреждениях  определяет и закрытость опыта работы сотрудников. Поэтому для оказания эффективной психологической помощи психолог должен посещать другие учреждения такого типа, стажироваться в учреждении для детей-сирот, обмениваться опытом по отдельным вопросам и проблемам. Психологи нескольких учреждений для  детей-сирот могут участвовать  в совместной работе по какому-то направлению  деятельности. Профессиональное общение, знакомство с опытом работы, применяемыми методиками, оборудованием благоприятно влияет на качество работы психолога.

     Для изменения ситуации в учреждениях  необходимо, чтобы в каждом из них  была создана и работала психологическая  служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические  травмы, восстановить личностную целостность  ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется  и персоналу для осознания  ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности  и т.д.

     Таким образом, основной задачей, обеспечивающей оптимальную коррекцию психического развития ребенка, реализующаяся при  создании психологической службы в  детском доме является работа с детьми посредством методов психологического воздействия (разнообразных форм групповой  и индивидуальной терапии).

     Тем не менее, при работе с детьми дошкольного  возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, остается ряд неучтенных факторов, без которых невозможно полноценное психосоциальное развитие ребенка.

     Отдельной проблемой является процесс социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Дошкольный возраст  является начальным этапом социализации. В процессе игры ребенок усваивает  социальные роли, которые он впоследствии будет реализовывать в дальнейшей жизни. Как было отмечено выше, воспитание в условиях интернатного учреждения затрудняет процесс социализации ребенка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. И при разработке плана  мероприятий, проводимых с воспитанниками, необходимо предусматривать мероприятия, способствующие знакомству детей с  социальным миром. Эти мероприятия  могут проводится в игровой форме (профессии, дочки- матери, игры, в процессе которого ребенок усваивает базовые  бытовые навыки (например, «Я готовлю  обед» с использованием игрушечной посуды, «Я строю дом» и т.д.))-

     С приходящими взрослыми (родственниками и т.д.), которые общаются с ребенком и являются его потенциальными приемными  родителями, не проводятся работы по подготовке к полноценному общению с усыновляемым ребенком, что не позволяет в полной мере дать эмоциональный настрой  и получить важные психо-тактические  навыки поведения при возникновении  проблем в процессе воспитания ребенка, обладающего специфическими личностными  особенностями, в силу его развития в условиях интернатного учреждения. Такое положение дел может  привести к тому, что приемные родители возвращают ребенка обратно в  детский дом, а это, в свою очередь, влечет за собой получение психологических  травм самим ребенком. В этом случае можно порекомендовать проведение психологических семинаров и  тренингов, оказание консультаций по формированию адекватного восприятия взрослыми  поведенческих особенностей и психоэмоциональных реакций трудного ребенка.

     Специфика работы в системе работы в учреждениях  для детей-сирот является причиной деформации личности педагога. Чем  больше стаж работы, тем сильнее  деформирована эмоциональная сфера  педагога. Он вынужден испытывать постоянное давление со стороны администрации, а также постоянный протест детей, с другой стороны. И для решения  этой проблемы необходимо проводить  работу с педагогическим коллективом. Так как специалисты психологической  службы должны быть, прежде всего, ориентированы  на работу с детьми, они не могут  в полной мере своевременно выявлять различные проблемы сотрудников  детского дома (психологические социальные, бытовые), снижающие эффективность  работы педагога в условиях постоянного  эмоционального напряжения. Эта проблема тем более важна, так как психоэмоциональное состояние педагога сильно отражается на детях, для которых он может  являться значимым взрослым. Взаимодействие между педагогом и ребенком, приобретающее  негативный характер, значительно усложняет, а в отдельных случаях может  свести на нет, эффективность работы, направленной на коррекцию психики  ребенка. Таким образом, возникает  необходимость создания системы  социально-психологической помощи сотрудникам детского дома, что включает в себя своевременное выявление  проблем, возникающих у сотрудников  с последующим направлением к  психологу, медицинскому работнику  и т.д.; организация научно-практических семинаров, курсов повышения квалификации, для проведения которых могут  приглашаться высококвалифицированный  специалист-психолог или команда  психологов.

     Обозначенные  проблемы не могут быть устранены  в рамках работы воспитателей и психологов, так как это требует значительных усилий по грамотной организации  мероприятий, направленных на устранение факторов, снижающих эффективность  психолого-педагогической работы. И  здесь возникает необходимость  привлечения к работе в детском  доме социального работника, деятельность которого при совместном сотрудничестве со специалистами существующих в  интернатных учреждении служб, обеспечит  полноценное взаимодействие специалистов детского дома и значительно повысит эффективность воспитательного процесса дошкольников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и  организации деятельности органов  опеки и попечительства, позволяющих  создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут  раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей  в их кровных семьях, а также  социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и  подготовка семей, желающих стать приемными  родителями, воспитателями, опекунами  или усыновителями.

     Семейный  кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности  детей, оставшихся без попечения  родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

     К сожалению, в большинстве случаев  право ребенка жить и воспитываться  в семье не рассматривается в  пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и  реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого  инфраструктуры, а формам и методам  изъятия ребенка из неблагополучной  семьи и устройства его под  опеку или в детский дом. Поэтому  главной задачей органов опеки  остается работа по изоляции ребенка  от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни  и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное  учреждение или замещающую семью. При  этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя  право иметь свою семью, ребенок  автоматически лишается возможности  реализовать и другие свои права  в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

     Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского  контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов  внутренних дел не тогда, когда его  жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться  в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.

     Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для  индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях  ее неблагополучия. Деятельность органов  опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой  семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен  перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности  вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений  о семейном благополучии.

     В современной ситуации обеспечить ребенку  его права, и, прежде всего, право  жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей, центры помощи семье).

     Значительное  место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации  к жизни вне его стенах. Повышение  эффективности социальной адаптации  обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких  учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в  обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также  общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют  в спортивных мероприятиях школы  и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников  с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными  к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно  влияет на социальную адаптацию детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Вместе  с тем, этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация  детей-сирот. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том  числе общения в семье. Я считаю, что было бы очень полезно и  эффективно, если бы обычные, полноценные  семьи могли бы принимать к  себе на время (на выходные) детей из детских домов, для того чтобы  дети-сироты усвоили навыки семейного  общения и поняли что такое  семья «изнутри». Чтобы дети-сироты ощущали заботу, родительское тепло, узнавали «мир» семьи, ощущали себя полноценными людьми. 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.Конституция  Российской Федерации. - М.: Юридическая  литература, 2003.

2.Адресный социальный  патронаж семьи и детей: Научно-методическое  пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

3.Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

4.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 2005.

5.Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

6.Гогоева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. - М.: - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

7.Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. - М.: Когнито - Центр, 2000.

8.Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002;

9.Жестокое обращение с детьми / Под ред. Сафроновой Т.Я. - М., 2001.

10.Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Институт социологии РАН, 2002.

11.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003.

12.Зыков М.Б. Семья и общество: интегральное воспитание // Семья в России. - М., 2003.

13.Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003.

14.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. - М.: Наука, 2000.

Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений