Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитанники интернатных учреждений.
Предмет исследования: социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Цель исследования: заключается в выявлении роли государственной системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определении наиболее перспективных способов профилактики социальной дезадаптации при подготовки их к самостоятельной жизни в обществе.
Задачи исследования:
Исследовать проблемы сиротства и социального сиротства;
Изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы и методы социальной работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов.
Выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической части, которая состоит из одной главы, практической части, состоящей из одной главы, заключения и списка используемой литературы.
Индивидуальная работа психолога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, во многом определена размытостью личных границ проблемы, отсутствием защищенности личного пространства. Например, это может проявляться в таких особенностях поведения воспитанников, что любая закрытая дверь воспринимается обитателями детского дома или интерната как сигнал к тому, что ее надо открыть. Физическое нахождение ребенка в пространстве и времени с другими детьми автоматически не ведет к психологическому сплочению группы. Желание ребенка побыть одному, в одиночестве, или получить внимание к себе со стороны взрослого не может быть удовлетворено воспитателем. При этом ребенок отказывается от совместной деятельности с другими детьми, не хочет проводить свободное время со всей группой, что вызывает недовольство воспитателя.
Индивидуальная работа психолога с ребенком может способствовать его психическому развитию, умению справиться со своими чувствами и эмоциями.
Для выполнения перечисленных направлений деятельности психолог должен получать обучение специфическим формам работы, например терапии кризисных ситуаций,, разрешению конфликтных ситуаций, снятию стрессов у детей и взрослых, игро-, арт- и музыкотерапии и т.д. Все это ставит вопрос о необходимости вносить изменения в подготовку психологов, повышение их квалификации.
Закрытость
жизни детей в сиротских
Для изменения ситуации в учреждениях необходимо, чтобы в каждом из них была создана и работала психологическая служба. Ее деятельность должна помочь детям компенсировать полученные психические травмы, восстановить личностную целостность ребенка, продолжить полноценное развитие ребенка. Психологическая помощь требуется и персоналу для осознания ответственности в работе с детьми, проявления активности, самостоятельности и т.д.
Таким
образом, основной задачей, обеспечивающей
оптимальную коррекцию
Тем
не менее, при работе с детьми дошкольного
возраста, воспитывающихся в условиях
детского дома, остается ряд неучтенных
факторов, без которых невозможно
полноценное психосоциальное
Отдельной
проблемой является процесс социализации
детей, воспитывающихся в условиях
детского дома. Дошкольный возраст
является начальным этапом социализации.
В процессе игры ребенок усваивает
социальные роли, которые он впоследствии
будет реализовывать в
С
приходящими взрослыми (родственниками
и т.д.), которые общаются с ребенком
и являются его потенциальными приемными
родителями, не проводятся работы по подготовке
к полноценному общению с усыновляемым
ребенком, что не позволяет в полной
мере дать эмоциональный настрой
и получить важные психо-тактические
навыки поведения при возникновении
проблем в процессе воспитания ребенка,
обладающего специфическими личностными
особенностями, в силу его развития
в условиях интернатного учреждения.
Такое положение дел может
привести к тому, что приемные родители
возвращают ребенка обратно в
детский дом, а это, в свою очередь,
влечет за собой получение
Специфика
работы в системе работы в учреждениях
для детей-сирот является причиной
деформации личности педагога. Чем
больше стаж работы, тем сильнее
деформирована эмоциональная
Обозначенные
проблемы не могут быть устранены
в рамках работы воспитателей и психологов,
так как это требует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Семейный
кодекс РФ расширил сферу деятельности
органов опеки и
К
сожалению, в большинстве случаев
право ребенка жить и воспитываться
в семье не рассматривается в
пространстве кровной семьи. Основное
внимание уделяется не осмыслению способов
сохранения семьи, не подходом к разрешению
проблемы профилактике сиротства и
реабилитации неблагополучных семей,
не созданию необходимой для этого
инфраструктуры, а формам и методам
изъятия ребенка из неблагополучной
семьи и устройства его под
опеку или в детский дом. Поэтому
главной задачей органов опеки
остается работа по изоляции ребенка
от родителей, социальная работа с родителями
ведущие асоциальный образ
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Значительное
место в деятельности детского дома
занимает социальная и педагогическая
работа с ними, а также деятельность
по подготовке и социальной адаптации
к жизни вне его стенах. Повышение
эффективности социальной адаптации
обеспечивается за счет снижения уровня
изолированности деятельности таких
учреждений. Положительным опытом,
в семейных детских домах, является
то, что воспитанники обучаются в
обычных городских школах с детьми,
которые проживают с
Вместе
с тем, этой деятельности не достаточно
для того, чтобы в полном объеме
реализовалась социальная адаптация
детей-сирот. Детям не хватает обыденного
общения вне детского дома, в том
числе общения в семье. Я считаю,
что было бы очень полезно и
эффективно, если бы обычные, полноценные
семьи могли бы принимать к
себе на время (на выходные) детей из
детских домов, для того чтобы
дети-сироты усвоили навыки семейного
общения и поняли что такое
семья «изнутри». Чтобы дети-сироты
ощущали заботу, родительское тепло,
узнавали «мир» семьи, ощущали себя
полноценными людьми.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.
2.Адресный социальный
патронаж семьи и детей:
3.Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.
4.Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 2005.
5.Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
6.Гогоева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд., стер. - М.: - Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
7.Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Белопольская Н.Л. - М.: Когнито - Центр, 2000.
8.Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002;
9.Жестокое обращение с детьми / Под ред. Сафроновой Т.Я. - М., 2001.
10.Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. - М.: Институт социологии РАН, 2002.
11.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - Академия, 2003.
12.Зыков М.Б. Семья и общество: интегральное воспитание // Семья в России. - М., 2003.
13.Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2003.
14.Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. - М.: Наука, 2000.
Информация о работе Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений