Социальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание

Социальное управление как вид управления в обществе.
Уровни и функции социального управления.
Функции социального управления.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

социальные, отражающие влияние общественно  политических целей на социальную структуру  общества, взаимоотношения её элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

духовные, связанные в одном  аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

экономические, характеризующие и  утверждающие систему экономических  отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

производственные, состоящие в  создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые  соответствуют вышеназванным целям  и способствуют их осуществлению;

организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;

деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование  деятельности по конкретным структурам, службам и рабочим местам;

информационные, ведущие к обеспечению  намеченных целей необходимой, достоверной  и адекватной информацией;

разъяснительные, требующие отработки  знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.8

 

         Разумеется, данная иерархия целей государственного  управления во

 

многом  условна, является предметом  логических размышлений, но она создаёт  известный  ориентир, «шкалу отсчёта» в данном вопросе и позволяет оценивать управленческую практику с точки зрения того, что она даёт обществу и какие в нём осуществляет цели.

 

         И в завершении  этого вопроса хотелось бы  отметить ресурсное обеспечение  целей государственного управления:

 

        1. Ресурсы  права – система законодательства (меняются от поставленных целей).

 

         2. Ресурсы  демократии – связаны  с  политикой.

 

         3. Ресурсы  организации – для цели необходимо  создать единицу организации.

 

         4. Ресурс  знания – инновационно-технологические  возможности общества.

 

         5. Природные  ресурсы

 

         6. Человеческие  ресурсы – возобновляются  очень  медленно, легко деградируют. 

 

               1.3 Функции государственного управления.

 

          Функция  – это производная, вторичная категория по отношению к целям. Каждый государственный орган выполняет определённую часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов государственного управления, то есть конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция – на процесс достижения цели и решения задач.

 

         Функция  управления – это реальное, силовое,  целенаправленное, организующее и  регулирующее влияние на управляемое явление, отношение, состояние, на которое последнее реагируют и воспринимают.

 

          Предмет  функций управления указывает  на стороны, аспекты, проявления  общественной системы, подлежащие  управляющему воздействию со  стороны государства. Содержание функций управления  выражает смысл и характер управляющего воздействия. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей.

 

         Функции  государственного управления  тесно связаны с общественными  функциями государства и отражают  способы осуществления последних.  Если общественные функции государства  раскрывают, в чём заключается  его общественная природа и роль, то функции государственного управления показывают, как, какими способами, в процессе каких взаимосвязей с обществом оно их осуществляет.9 Функции государственного управления раскрывают и характеризуют взаимосвязи государства как целостного субъекта управления. Каждая из таких функций представляет собой определённый вид управляющего воздействия, который как бы пронизывает иерархию государственных органов и является общим, типовым для них. Поэтому в структуре государства функция государственного управления получает известную дифференциацию, распределение и рассредоточение в управленческих функциях различных государственных органов, их звеньев и подсистем.

 

          Как  известно, государство имеет   сложную иерархию органов, вследствие  чего необходимо управление самой  этой управляющей системой. Причём  порой не менее трудное, чем управление со стороны государственных органов управляемыми объектами. Тем самым в зависимости от направленности и места приложения воздействия можно выделить внутренние и внешние функции управления.

 

          Внутренние  функции управления олицетворяют управление внутри государственной управляющей системы. Их существование обусловлено многоуровневым и разнокомпонентным построением государства как субъекта управления, актуальностью упорядочения и активизации действий его подсистем и звеньев. Целевая ориентация таких функций управления состоит в том, чтобы придавать динамичность и законность управления каждому государственному органу, а в нём – его должностному лицу, совершенствовать и развивать его, переводить в состояние, соответствующее общественным потребностям в государственном управлении.

 

           Внешние  функции управления выражают  непосредственно процесс воздействия  государственных органов на общественные  процессы (управляемые объекты). В  них – основной смысл и содержание  государственного управления, его общественное предназначение. Система внешних функций управления государственных органов определяется, с одной стороны, вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры государства, а с другой – особенностями целей и содержания деятельности разных управляемых объектов.10

 

          По критерию  содержания, характера  и объёма  воздействия функции  управления  делятся на общие  и специфические.

 

           Общими  являются такие функции управления (внутренние и внешние), которые отражают сущностные моменты государственного управления, его основные объективно необходимые взаимосвязи. Эти функции управления имеют место практически в любом управленческом взаимодействии государственных органов между собой и с управляемыми объектами, характерны для функционирования всех компонентов субъекта государственного управления.

 

           Планирование  – непрерывный процесс установлений  и конкретизации целей управления, развития государства и его  структурных подразделений, определение  средств их достижения, последовательность реализации и распределение ресурсов.

 

           Организация  – нацелена на то, чтобы претворить  поставленные цели в жизнь.

 

           Мотивация  – процесс побуждения себя  и других к деятельности для  достижения личных целей и целей государства.

 

           Контроль  – процесс обеспечения достижения  государством поставленных целей.11

 

          Специфические  функции  управления отражают  особенное содержание отдельных  воздействий, обусловленное разнообразием  многих взаимодействующих в управлении компонентов. Они реализуются, как правило, в отдельных сферах, отраслях или на участках государственного управления и детерминированы в основном запросами управляемых объектов.12

 

          Итак, функция  государственного управления – это совокупная, общественно и объективно необходимая деятельность всей системы государственного управления по реализации функций государства, содержание которых имеет пространственно-временную форму выражения.13 

 

                1.4 Принципы государственного управления.

 

          Выделение  и гносеологическая характеристика  общесистемных принципов государственного  управления требуют глубоких  и целенаправленных исследований. Эта попытка представить в  логической последовательности  те закономерности, отношения и взаимосвязи, которые проистекают из зависимостей природы общества и государства и значимы для всего государственного управления. К ним отнесены: объективность, демократизм, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение власти, публичность.

 

          1. Принцип  объективности  государственного  управления является исходным  и обусловливает необходимость  следования во всех управленческих  процессах требованиям объективных  закономерностей (естественно-природных  и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил. Он выражает зависимость системы государственного управления от:

характера, уровня развития и закономерностей  общества, прежде всего тех его  компонентов, которые выступают  управляемыми объектами;

общественных целей, поставленных и решаемых в данный исторический отрезок времени;

наличных средств и ресурсов, подлежащих вовлечению  в управлении;

внутренних закономерностей функционирования и развития управления как определённого  системного общественного явления.

 

          Принцип объективности отражает  также широкий круг закономерностей,  отношений и взаимосвязей организации,  функционирования и развития  государственного управления, связанных  с преломлением и реализацией в нём целей, объективных условий и субъективного фактора общества. Нарушение этого принципа, вызываемое обычно субъективистскими , волюнтаристскими отклонениями от природных и общественных закономерностей, приводит к большим потерям в жизни общества, направляет его усилия в необоснованную или негативную сторону, тормозит развитие, вызывает неприятие людьми государственно-управляющих взаимодействий.

 

          2. Принцип  демократизма.  Утверждение этого  принципа является результатом  многовековой борьбы народов  за признание их носителями  суверенитета и единственным источником власти и соответственно за обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина. Принцип демократизма воспроизводит народовластие в государственном управлении. Это сложный и многогранный принцип, требующий прежде всего установление глубоких и постоянных взаимосвязей между обществом и государством, между всеми компонентами общества и необходимыми им компонентами системы государственного управления. Он менее всего сводится к проведению государственными органами в обществе референдумов или избирательных кампаний, а предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей (своих граждан) всех элементов государственного управления (политики, целей, функций, структуры, процесса, результатов управления).

 

         3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Этот принцип объективно обуславливает необходимость законодательного определения основных аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления. Причём не просто решения данных вопросов в законах или иных нормативных правовых актах, а именно в правовых законах, содержащих в себе идеи справедливости, гуманности, сотрудничества, обеспечения прав, свобод и обязанностей людей.

 

          4. Принцип  законности государственного управления.  В самом деле, если правовая упорядоченность государственного управления служит важным условием и фактором его рациональности, действенности и эффективности, то она может быть практически осуществлена лишь при установлении в государственном управлении ясного в понимании и последовательного в реализации режима повсеместного и полного исполнения законов и нормативных актов. Без законности нет правового государства. Принцип законности влечёт за собой ряд методологических и практических положений: во-первых, он предполагает, что функционирование и развитие государственного управления имеют прочные правовые основания, определяются законом и состоят в его практической реализации, во-вторых, принцип законности обуславливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти, в-третьих, он требует чёткого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов, и, в-четвёртых, служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины в деятельности государственных служащий.

 

          5. Принцип  разделения власти в государственном  управлении. Иногда данный принцип  понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к простому разделению деятельности в области государственного управления. Между тем он имеет глубинное социологическое значение, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлежности власти народу. Надо не бояться разделения власти, а проводить его неуклонно сверху и донизу и таким способом, чтобы каждая «ветвь» власти в отдельности и все вместе утверждали в государстве и обществе подлинный демократизм.

 

          6. Принцип  федерализма государственного управления. Он содержит в себе богатое организационно-регулирующее начало. Использование последнего позволяет проводить децентрализацию деконцентрацию государственного управления, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан. Современные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит инициатива и творчество, также обуславливают необходимость построения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответственности человека.

 

          Федерализм  – требование времени   и реальный способ успешного  решения инновационных задач  будущего, поэтому стоит учиться  использовать его потенциал.14

 

          7. Принцип  публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую,  правовую государственность и  обеспечивает связь государственного управления с обществом, гражданами. Этот принцип включает в себя:

доступность государственного управления для граждан, что связано с  их правом выбора состава соответствующих  органов и участия в их деятельности;

открытость (она более ёмкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти;

общественный контроль, в том  числе через средства массовой информации, за основными государственно-управленческими  процессами;

судебный контроль за соблюдением  в процессах государственного управления конституционно закреплённых интересов общества, прав и свобод граждан.

 

     Большую и сложную группу составляют  структурные принципы, среди которых   представляется возможным выделить  следующие:

 

       1. Структурно-процессуальные принципы дают представление об основных (определяющих) закономерностях, отношениях, взаимосвязях рационального и эффективного ведения управленческой деятельности органов государственной власти и имеющих широкое применение, относятся принципы:

соответствия элементов (методов, форм и стадий) управленческой деятельности органов государственной власти их функциям и организации;

Информация о работе Социальное управление