Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)

Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики, направленная на материальное обеспечение отдельных категорий граждан из средств государственного бюджета или средств внебюджетных фондов, в случае наступления события признаваемого государством социально-значимым с целью выравнивания социального положения человека по сравнению (с другими членами общества) с нормой.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, представляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [5, с. 1].

Социальные услуги – действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом.

Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимся людям, содействие им в преодолении жизненных трудностей в возмездной и в безвозмездной формах.

Социальная поддержка – это содействие трудоспособным активным группам населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Главная задача современной  социальной работы – обеспечить человеку самообеспечение и самозащиту в сообществе так долго, как это возможно, и оказывать помощь в попытках человека быть самостоятельным. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие вмешательства социальных служб в его жизнедеятельность и что самостоятельность клиента должна поощряться. Социальная работа призвана содействовать реализации основных прав человека на жизнь, сохранение его чести и достоинства, содействовать жизненному и профессиональному самоопределению.

Конкретные люди становятся клиентами социальных служб по разным причинам. В большинстве случаев причина одна – либо по своей вине, либо по вине других людей потенциальный клиент находится в проблемной ситуации, из которой он не в состоянии выйти самостоятельно. Этим клиентам необходимо разобраться в своей проблеме, найти пути выхода из нее или же просто переступить через свою проблему. Другими словами, им необходимо выйти из проблемной ситуации, чтобы сделать свою жизнь более эффективной.

Проблемы могут возникнуть и внутри самой личности, как, например, конфликт с самим собой, проблемы могут возникнуть и в процессе взаимодействия с другими людьми, с организациями, социальными институтами, с соседями и т.д. Клиентами социальной службы могут быть люди, озабоченные своим состоянием здоровья, мучающие себя разного рода неоправданными страхами, люди, борющиеся со смертельным недугом, таким как рак или СПИД, алкоголики и наркоманы, люди с семейными проблемами, разводящиеся супруги, люди, потерявшие работу, потому что они не имели необходимую для обновленного производства квалификацию, люди, понесшие катастрофические для них утраты, люди, переживающие кризис середины жизни, люди, страдающие от одиночества, не имеющие ни близких родственников, ни друзей, люди, пострадавшие от насилия в семье или на улице, – все они переживают серьезную проблемную ситуацию и нуждаются в помощи [23, с. 1].

Некоторые клиенты обращаются в социальную службу не просто потому, что попали в трудную жизненную  ситуацию, подобную перечисленным выше, а просто потому, что их не устраивает образ жизни, но они не знают, как его изменить, чтобы жить более полноценной жизнью. Они могут располагать необходимыми для этого ресурсами, но не используют или не знают, как ими пользоваться. Это люди, которые сознательно работают «на износ» и не хотят ничего другого, потому что они разочаровались в жизни, не видят жизненных перспектив, или же люди, которые хотя и живут сносно, но постоянно испытывают чувство вины перед собой за то, что у них не получилось жить так, как они мечтали когда-то, в соответствии с их идеалами и ценностными установками, и хотели бы найти что-то более конструктивное для себя в этой жизни, или же люди, которым не по себе от их скучной, лишенной ярких красок внутренней жизни – все эти клиенты обращаются за помощью не для того, чтобы выйти из проблемной или кризисной ситуации, а затем, чтобы жить более полноценной жизнью.

Таким образом, за помощью  обращаются люди, когда они не в  состоянии успешно справиться со своей личной проблемой, или же люди, которые хотели бы развить свои потенциальные ресурсы и возможности, чтобы жить лучше.

    1. Понятие трудной жизненной ситуации

 

 

В соответствии с 3 статьей  Федерального закона от 1995 года под трудной жизненной ситуацией понимают ситуацию, объективно 
нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, 
безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [4, с. 1].

Таким образом, исходя из определения  трудной жизненной ситуации, данного  федеральным законом, перечень ситуаций, которые можно отнести к категории  трудной жизненной ситуации носит  открытый характер. Следовательно, исходя из логики ст. 3 любая ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получение гарантированных  государством соответствующих мер  социальной поддержки. Таким образом, перечень категорий граждан, получающих соответствующие меры социальной поддержки  очень обширен и мобилен по своему составу.

В соответствии с п.24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки  и социального обслуживания гражданам, оказавшимся в трудной жизненной  ситуации, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации [2, с. 10].

1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

 

Социальная работа – функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает системы социальных служб.

В статье 7 Конституции РФ говорится "В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1, с. 2].

Этот перечень социальных гарантий является “открытым”, т.е. может  быть дополнен и расширен законом.

Одним из направлений государственно-правовой поддержки социальной работы является совершенствование законодательства в области социального обслуживания населения.

Основы законодательного регулирования предоставления мер  социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, установлены Федеральным  законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения». Данный Федеральный закон определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона государство гарантирует гражданам  право на социальное обслуживание в  государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом № 195-ФЗ в  порядке и на условиях, которые  устанавливаются законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации [5, с. 1,3].

Основными видами социального  обслуживания граждан, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, являются:

  • материальная помощь;
  • социальное обслуживание на дому;
  • социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
  • предоставление временного приюта;
  • организация дневного пребывания в учреждениях социального 
    обслуживания;
  • консультативная помощь;
  • реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание предоставляются населению бесплатно  и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется следующим группам  населения:

  1. гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если средний доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с 
    безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в 
    результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной 
    ситуации.

В ст.4 указаны системы  социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание:

  1. Государственная система социальных служб – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации [5, с. 3].
  2. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
  3. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Принципами социального  обслуживания, согласно ст. 5 являются:

  1. адресность;
  2. доступность;
  3. добровольность;
  4. гуманность;
  5. приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальность;
  7. профилактическая направленность.

Мы видим, что одним  из основных условий эффективности  организации предоставления социальных услуг является соблюдение принципа адресности в оказании помощи населению. Прежде понятие адресности практически полностью идентифицировалось с понятием помощи по малообеспеченное, которая, по существу, является частным случаем адресной помощи [10, с. 177].

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения  гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного  объединения.

В законе указано, что каждый гражданин вправе получить в государственной  системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке  и условиях социального обслуживания. Дается пояснение, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации [33, с. 263].

Формально социальное обслуживание – это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации  социальных служб рассматривается  как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения  имеют двойное административное подчинение и нередко – множество источников финансирования.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся  в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам  и гражданам, частично утратившим способность  к самообслуживанию в связи с  преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в  виде социально-бытовых, социально-медицинских  услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального  обслуживания осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем  уходе, и обеспечивает создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание  и уход, а также организацию  посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку