Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)

Еще одной группой детей, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, являются безнадзорные и беспризорные дети. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 года № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорные – это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям [6, с. 1].

Безнадзорный ребенок  живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у  него может еще сохраняться  эмоциональная  привязанность к кому-то из ее членов, но эти связи хрупки и часто  находятся под угрозой атрофии  и разрушения.

Эти дети являются носителями социальных (неграмотность, дискриминация, дефицит доступных ресурсов, насилие, устоявшееся негативное отношение большинства членов общества), физических (неполноценное питание, проблемы с половой гигиеной и репродуктивным здоровьем), психологических (стрессы, употребление вредных веществ, зависимости, бродяжничество, клептомания, фобии) проблем.

Направлениями деятельности социального работника будут:

  • информирование. Беспризорные и безнадзорные дети имеют право узнавать о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, характере услуг, которые можно получить на определенной территории, местонахождение служб, в которые следует обращаться в случае возникновения конкретных проблем;
  • формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, к которым относят обучение принятию решений и разделения проблем, творческому мышлению и критической оценки, навыкам коммуникации и межличностного общения, преодоление (совладание) эмоций и стресса;
  • психологическое консультирование, которое представляет собой адресную помощь таким детям в периоды кризисных состояний, ориентировано на понимание несовершеннолетним сущности возникшей ситуации для принятия решения по ее преодолению. Консультирование направлено на сопереживание, моральную поддержку личности, поощрение тех, кто нацелен на активное и ответственное выполнение рекомендаций, ослабление у детей чувства страха, недоверия, налаживание доверительных отношений к медико-социальным службам;
  • организация обучения беспризорных и безнадзорных детей, способствующего изменениям в стиле поведения ребенка, в психологических установках, практических умениях и навыках. В литературе предлагается использовать такие формы обучения: обсуждение в составе группы; демонстрация (показ); обучающие, постановочны Темами такого обучения могут быть: «Репродуктивное здоровье», «Меры зашиты при половом контакте», «Беременность и контрацепция», «Опасность  употребления психоактивных веществ», «Секс против желания: его последствия» и другие;
  • организация практического освоения навыков самопомощи: умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, осваивать приемлемые с точки зрения социальных норм способы выражения собственных требований [35, c. 24-25].

Министерство социальной защиты населения Рязанской области  тесно взаимодействует с комиссией  по делам несовершеннолетних и защите их прав и другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Список подведомственных организаций министерства социальной защиты населения Рязанской области представлен в приложении А.

На 1 июля 2012 года в территориальных  отделах социальной защиты населения  на учете состоят 734 семьи, находящиеся  в социально опасном положении, в которых проживают 1445 детей [28, с. 1].

Сравнительные данные о семьях, находящихся в социально опасном  положении приведены на рис. 2.

Рис. 2 Сравнительные данные о семьях, находящихся в социально опасном положении

 

Количество беспризорных и безнадзорных детей, состоящих  на учете в областном банке  данных на 1 июля 2012 года:

безнадзорные – 1156 человека;

беспризорные – 1 человек.

Сравнительные данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей представлены на рис. 3.

Рис. 3. Сравнительные данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей

 

Общая  численность  безнадзорных  детей   в  Рязанской области:                   2011 г. – 1154 чел., в 2010 г. – 1154 чел., в 2009 г. – 1150 чел. Удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения составил в 2011 г. – 0,64%, в 2010 г. – 0,67%, в 2009 г. – 0,67% [28, с. 1].

Еще одной категорией детей, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации, являются те, которые являются жертвами насилия.

Насилие – это умышленное применение человеком, группой различных  форм принуждения в отношении  к конкретному лицу, группе с целью  достижения каких-либо целей (ущемление  конституционных прав и свобод как  гражданина, нанесение ущерба или  угроза физическому, психическому состоянию). Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинение своей воле, завоевание  тех или иных прав.

Еще одним видом насилия  считается жесткое обращение  с детьми – применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей.

Социально-экономические  проблемы существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей.

Остаются актуальными  проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейного насилия, насилия над детьми в семье. В  2011 г. совершенно 122 (2010г. – 114; 2009г. – 146) преступления в отношении детей, сопряженных с насильственными действиями, из которых 20 (2010г. – 20; 2009г. – 19) – преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и малолетних детей.

В органы предварительного следствия в текущем году направлено 16 материалов в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и допускающих жестокое обращение с ними (2011г. – 25; 2010г. – 46; 2009 г. – 41).

По фактам жестокого обращения  с детьми (ст. 156 УК Российской Федерации) за 2011 год расследовано 17 (2010 г. - 21) уголовных дел, за 6 месяцев 2012 года – 7.

К административной ответственности  за уклонение от воспитания и содержания детей в 2011 году привлечено 1437 человек (2010 г. - 1399), за 6 месяцев 2012 г. – 764.

В 2011 году на учет в органы внутренних дел поставлено 157 родителей (2010г. – 260), отрицательно влияющих на поведение  детей, за 6 месяцев 2012 года – 87.

На учете в органах  внутренних дел Рязанской области  состоит 854 родителя, отрицательно влияющего  на поведение детей, за 6 месяцев 2012 года дополнительно поставлено  на учет 87 родителей (2011г. – 116) [39, с. 23-24].

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, создания условий для пресечения насилия в отношении детей  и подростков и обеспечения защиты их прав в Рязанской области организована работа 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и Отделение профилактики социального сиротства и социальной реабилитации несовершеннолетних ГУ «Шацкий комплексный центр социального обслуживания», рассчитанных, в общей сложности, на 162 места. Ежегодно в них проходят курс социальной реабилитации в среднем 250 несовершеннолетних [40, с. 35].

В Центры круглосуточно принимаются  несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), по направлению министерства социальной защиты населения.

Несовершеннолетние находятся  в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения  вопросов их дальнейшего устройства.

В центры не могут быть приняты  несовершеннолетние, находящиеся в  состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также  совершившие правонарушения.

Несовершеннолетние содержатся в Центрах на полном государственном  обеспечении. В социально-реабилитационных центрах:

  • обеспечивается временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказывается социальная, психологическая и иная помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
  • обеспечивается защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • организуется медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  • проводится работа по реабилитации несовершеннолетних, возвращению детей в семьи, оказывается помощь органам опеки (попечительства) в направлении ребенка под опеку и на усыновление [48].

За период с 01 января по 30 июня 2012 года количество несовершеннолетних, поступивших в учреждения для  детей, составило 109 человек.

За период с 1 января по 30 июня 2012 года количество несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях для детей, составило 126 человек, 93 из которых возвращены в родные семьи, 22 – направлены в  интернатные учреждения, 7 – переданы под опеку, 4 воспитанников получили иные формы жизнеустройства.

С целью конструктивного  разрешения кризиса семьи, повышения  адаптивных способностей детей из семей  «группы риска», оказания качественной, всесторонней поэтапной помощи детям, попавшим в социально-опасные условия, для восстановления социального  статуса, их социальной реабилитации в  Рязанской области на территории всех муниципальных образований  продолжают свою работу «Служба сопровождения  семьи» и служба «Горячей линии», созданные  на базе 21 комплексного центра социального  обслуживания населения и 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

За первое полугодие текущего года «Службой сопровождения семьи» оказано 31963 социальных услуги 9029 семьям, в которых проживают 15218 детей.

Служба «Горячая линия» работает по 30 телефонным номерам. За первое полугодие 2012 года специалистами службы «Горячей линии» принято 3494 звонка от граждан [28, с. 1-2].

За последние годы ухудшение  экологической обстановки, высокий  уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских  проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, придают остроту проблеме оказания помощи данной категории детей. 

К категории детей-инвалидов  относятся дети до 18 лет, имеющие  значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

В настоящее время социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, в Рязанской области осуществляется в следующих основных формах: предоставление мер социальной поддержки (социальные выплаты, пособия, субсидии, компенсации  и др.), проведение мероприятий по социальной реабилитации и интеграции  в общество детей-инвалидов, сопровождению  семей, воспитывающих детей с  ограниченными возможностями.

Основным инструментом при  проведении реабилитационных мероприятий  детей-инвалидов является индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРИ), разрабатываемая  ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области» и его филиалами – бюро медико-социальной экспертизы.

ИПРИ содержит комплекс оптимальных  для ребенка-инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов  деятельности [40, с. 42, 44].

Министерством социальной защиты населения Рязанской области  уделяется значительное внимание повышению  качества и уровня жизни людей  с ограниченными возможностями. По данным на 1 июля 2012 года, на территории Рязанской области зарегистрировано 3522 ребёнка-инвалида, что составляет 2 процента от общей численности детей в Рязанской области. Основными причинами инвалидности являются психические расстройства и расстройства поведения (30,3 %), болезни нервной системы (19,3%) и врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (18,1%), которые напрямую связанны с образом жизни будущих родителей, низким уровнем ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка.

Социальная реабилитация является важной и неотъемлемой составляющей комплексной реабилитации.

В текущем году из средств  федерального бюджета на исполнение переданных полномочий по обеспечению  инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими  изделиями и услугами выделено 211,3 млн. руб. В I полугодии 2012 года на указанные  цели направлено 118,3 млн. руб. [28, с. 1-2]

Мероприятия по социальной реабилитации включают в себя:

    1. социально-бытовую адаптацию;
    2. социально-средовую ориентацию;
    3. социально-психологическую и социально-педагогическую реабилитацию;
    4. социокультурную реабилитацию;
    5. реабилитацию средствами физической культуры и спорта.

В I полугодии 2012 года выполнено 10686 мероприятий по социальной реабилитации (рис. 4).

Рис. 4. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов, проведенные в I полугодии 2012 года

 

Министерством социальной защиты населения Рязанской области  и его территориальными отделами (секторами) осуществляется:

  1. консультирование и информирование детей-инвалидов или их законных представителей, членов семей, воспитывающих детей-инвалидов,  по вопросам социальной реабилитации,
  2. юридическое консультирование по вопросам социальной защиты и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
  3. координация мероприятий по реализации ИПРИ;
  4. оказание содействия инвалидам (детям-инвалидам) в осуществлении предусмотренных ИПРИ мероприятий;
  5. обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов, техническими средствами реабилитации и средствами, необходимыми для социальной адаптации;
  6. организация отдыха и оздоровления детей-инвалидов;
  7. организация и проведение совместно с общественными организациями инвалидов культурно-спортивных мероприятий, направленных на социальную адаптацию и интеграцию детей-инвалидов в общество.

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку