Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п
1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87
Еще одной группой детей,
оказавшихся в трудной
Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но эти связи хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Эти дети являются носителями социальных (неграмотность, дискриминация, дефицит доступных ресурсов, насилие, устоявшееся негативное отношение большинства членов общества), физических (неполноценное питание, проблемы с половой гигиеной и репродуктивным здоровьем), психологических (стрессы, употребление вредных веществ, зависимости, бродяжничество, клептомания, фобии) проблем.
Направлениями деятельности социального работника будут:
Министерство социальной
защиты населения Рязанской области
тесно взаимодействует с
На 1 июля 2012 года в территориальных отделах социальной защиты населения на учете состоят 734 семьи, находящиеся в социально опасном положении, в которых проживают 1445 детей [28, с. 1].
Сравнительные данные о семьях,
находящихся в социально
Рис. 2 Сравнительные данные о семьях, находящихся в социально опасном положении
Количество беспризорных и безнадзорных детей, состоящих на учете в областном банке данных на 1 июля 2012 года:
безнадзорные – 1156 человека;
беспризорные – 1 человек.
Сравнительные данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей представлены на рис. 3.
Рис. 3. Сравнительные данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей
Общая численность безнадзорных
детей в Рязанской области:
Еще одной категорией детей,
оказавшихся в трудной
Насилие – это умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав и свобод как гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинение своей воле, завоевание тех или иных прав.
Еще одним видом насилия считается жесткое обращение с детьми – применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбления); эксплуатация детей; плохое содержание детей.
Социально-экономические проблемы существенно ослабили институт семьи, его роль в воспитании детей.
Остаются актуальными проблемы уклонения родителей от воспитания детей, семейного насилия, насилия над детьми в семье. В 2011 г. совершенно 122 (2010г. – 114; 2009г. – 146) преступления в отношении детей, сопряженных с насильственными действиями, из которых 20 (2010г. – 20; 2009г. – 19) – преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних и малолетних детей.
В органы предварительного следствия в текущем году направлено 16 материалов в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и допускающих жестокое обращение с ними (2011г. – 25; 2010г. – 46; 2009 г. – 41).
По фактам жестокого обращения с детьми (ст. 156 УК Российской Федерации) за 2011 год расследовано 17 (2010 г. - 21) уголовных дел, за 6 месяцев 2012 года – 7.
К административной ответственности за уклонение от воспитания и содержания детей в 2011 году привлечено 1437 человек (2010 г. - 1399), за 6 месяцев 2012 г. – 764.
В 2011 году на учет в органы внутренних дел поставлено 157 родителей (2010г. – 260), отрицательно влияющих на поведение детей, за 6 месяцев 2012 года – 87.
На учете в органах внутренних дел Рязанской области состоит 854 родителя, отрицательно влияющего на поведение детей, за 6 месяцев 2012 года дополнительно поставлено на учет 87 родителей (2011г. – 116) [39, с. 23-24].
В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, создания условий для пресечения насилия в отношении детей и подростков и обеспечения защиты их прав в Рязанской области организована работа 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и Отделение профилактики социального сиротства и социальной реабилитации несовершеннолетних ГУ «Шацкий комплексный центр социального обслуживания», рассчитанных, в общей сложности, на 162 места. Ежегодно в них проходят курс социальной реабилитации в среднем 250 несовершеннолетних [40, с. 35].
В Центры круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), по направлению министерства социальной защиты населения.
Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.
В центры не могут быть приняты несовершеннолетние, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершившие правонарушения.
Несовершеннолетние содержатся в Центрах на полном государственном обеспечении. В социально-реабилитационных центрах:
За период с 01 января по 30 июня 2012 года количество несовершеннолетних, поступивших в учреждения для детей, составило 109 человек.
За период с 1 января по 30 июня 2012 года количество несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях для детей, составило 126 человек, 93 из которых возвращены в родные семьи, 22 – направлены в интернатные учреждения, 7 – переданы под опеку, 4 воспитанников получили иные формы жизнеустройства.
С целью конструктивного разрешения кризиса семьи, повышения адаптивных способностей детей из семей «группы риска», оказания качественной, всесторонней поэтапной помощи детям, попавшим в социально-опасные условия, для восстановления социального статуса, их социальной реабилитации в Рязанской области на территории всех муниципальных образований продолжают свою работу «Служба сопровождения семьи» и служба «Горячей линии», созданные на базе 21 комплексного центра социального обслуживания населения и 6 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
За первое полугодие текущего года «Службой сопровождения семьи» оказано 31963 социальных услуги 9029 семьям, в которых проживают 15218 детей.
Служба «Горячая линия» работает по 30 телефонным номерам. За первое полугодие 2012 года специалистами службы «Горячей линии» принято 3494 звонка от граждан [28, с. 1-2].
За последние годы ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, придают остроту проблеме оказания помощи данной категории детей.
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
В настоящее время социальная
поддержка семей, имеющих детей-инвалидов,
в Рязанской области
Основным инструментом при проведении реабилитационных мероприятий детей-инвалидов является индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (далее – ИПРИ), разрабатываемая ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Рязанской области» и его филиалами – бюро медико-социальной экспертизы.
ИПРИ содержит комплекс оптимальных для ребенка-инвалида реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности [40, с. 42, 44].
Министерством социальной защиты населения Рязанской области уделяется значительное внимание повышению качества и уровня жизни людей с ограниченными возможностями. По данным на 1 июля 2012 года, на территории Рязанской области зарегистрировано 3522 ребёнка-инвалида, что составляет 2 процента от общей численности детей в Рязанской области. Основными причинами инвалидности являются психические расстройства и расстройства поведения (30,3 %), болезни нервной системы (19,3%) и врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (18,1%), которые напрямую связанны с образом жизни будущих родителей, низким уровнем ответственности за свое здоровье и здоровье будущего ребенка.
Социальная реабилитация является важной и неотъемлемой составляющей комплексной реабилитации.
В текущем году из средств федерального бюджета на исполнение переданных полномочий по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами выделено 211,3 млн. руб. В I полугодии 2012 года на указанные цели направлено 118,3 млн. руб. [28, с. 1-2]
Мероприятия по социальной реабилитации включают в себя:
В I полугодии 2012 года выполнено 10686 мероприятий по социальной реабилитации (рис. 4).
Рис. 4. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов, проведенные в I полугодии 2012 года
Министерством социальной защиты населения Рязанской области и его территориальными отделами (секторами) осуществляется:
Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку