Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:27, курсовая работа

Описание

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических п

Содержание

1. Введение 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 8
1.1. Понятие социальной работы, её задачи 8
1.2. Понятие трудной жизненной ситуации 13
1.3. Организационно-правовое регулирование социальной работы в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию 14
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 23
2.1. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления 23
2.2. Специфика социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 42
2.3. Социальная работа с гражданами без определенного места жительства, находящимися в трудной жизненной ситуации 50
2.4. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области 55
ГЛАВА III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОКАЗАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 63
3.1. Рекомендации по внедрению новых технологий в социальную работу с несовершеннолетними, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию 63
3.2. Долгосрочная целевая программа «Старшее поколение» на 2011-2013 годы как вариант совершенствования социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами 69
3.3. Пути совершенствования системы социальной реабилитации женщин и детей, подвергшихся насилию в семье 70
3.4. Модель социально-реабилитационной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию в условиях территориального социально-реабилитационного центра 73
2. Заключение 77
3. Список использованной литературы 82
4. Приложения 87

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 584.40 Кб (Скачать документ)
    • острая форма бездомности – связана с фактической потерей жилья и регистрации, характеризуется утратой, в значительной степени, связей с обществом и крайне затруднительной ресоциализацией.
    • социально опасное положение – наличие в жизни гражданина устойчивых факторов и тенденций, содержащих ранние признаки социального неблагополучия и представляющих потенциальную угрозу формирования трудной жизненной ситуации.

В зависимости от формы  и "стажа" бездомности лица без  определенного места жительства и занятия объективно подразделяются на две категории:

    • те, кто избрали этот образ жизни, не желают изменять его

Это, в основной массе, граждане, пребывающие в "острой форме бездомности" более года.

За указанное время  человек вживается в совокупность поведенческих моделей и повседневных действий (практик), соответствующих  идентичности "бомж", постепенно трансформируется психический статус личности посредством определения  себя через практики.

Происходит вызывающая отчаяние проблематизация самых элементарных потребностей: гигиенические процедуры, прием воды и пищи, уход за одеждой и др. У "бомжа" сужается круг "доступных" практик, теперь они связаны с "борьбой за выживание". Появляются новые практики: сбор бутылок, прошение милостыни, жизнь в подвале, на вокзале и т.д.

В биографиях бездомных возникает  граница между их "нормальностью" в прошлом, а также обществом  других "нормальных", к которым  человек принадлежал, и сегодняшним "я - 'бомж'". Последнее еще более  углубляет социальную изоляцию сообщества бездомных, а также создает благоприятную  основу для поиска выхода в постоянном употреблении алкоголя.

    • те, кто желают вернуться к нормальной жизни и нуждаются в социальной адаптации в общество.

Это, преимущественно, граждане, пребывающие в "социально опасном  положении", а также лица из числа  находящихся в "острой форме бездомности" непродолжительное время.

Система социальной защиты населения работает со всеми обратившимися  и выявленными бездомными, помогая  этим людям выжить в трудных условиях, однако приоритетным направлением является именно помощь в возвращении к  нормальной жизни в обществе.

2. "Внешняя" специфика индивидуальной жизненной ситуации – наличие одежды, пищи, документов, состояние здоровья, возраст, профессиональное образование, возможность восстановления семейных связей, прав на жилые помещения и т.д.

Существует мнение, что  благотворительность только поддерживает подобный асоциальный образ жизни  этих людей. Чтобы изменить ситуацию, считают специалисты, необходимо создавать  соответствующие службы, которые  систематически занимались бы подобным контингентом: помогали восстанавливать  утерянные документы, содействовали  бы в трудоустройстве и оказании медицинской помощи. Со второй частью этого утверждения сложно не согласиться. А вот насчет благотворительности… В развитых странах существуют сотни частных и государственных благотворительных фондов, которые помогают таким людям. Только в штате Индиана, по размерам и численности населения вполне сопоставимом с Рязанским регионом, постоянно функционирует 28 приютов для бездомных. В Рязани пока нет ни одного. Его только планируют создать. Планируют с 2008 года.

В 2011 году в Рязанской области была продолжена работа по социальной реабилитации граждан без определённого места жительства и занятий. Были проведены организационные мероприятия для открытия в 2012 году специализированного учреждения на 15 мест для лиц БОМЖ в с. Криуша.

Одним из немаловажных направлений  деятельности министерства является организация  деятельности службы «Социальный патруль», созданной при комплексном центре города Рязани, направленной на социальную реабилитацию, адаптацию, поддержание  жизнедеятельности лиц без определенного  места жительства и занятий. Ежедневно группа, в которую входят социальный работник, юрист, психолог и волонтеры, выезжает на улицы Рязани и оказывает помощь лицам без определенного места жительства. Им предоставляется горячее питание, теплая одежда и обувь, оказывается помощь в восстановлении документов и постановке на учет. Служба «Социальный патруль» принимает помощь от населения Рязанской области.

Министр социальной защиты населения области Вера Глонти отметила, что «Социальный патруль» призван  способствовать возвращению к нормальной жизни граждан, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации. В  настоящее время на учете службы состоит около 200 человек. По словам Веры Глонти, деятельность «патруля»  постоянно совершенствуется. В ближайшее  время начнет свою работу Центр социальной адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий, где  гражданам предоставят временное  жилье, окажут медицинскую и юридическую  помощь.

      1. Социальные проблемы и направления социальной защиты семьи в Рязанской области

 

Основные трудности семьи  и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения  социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется  всего один трудовой доход (иногда трудового  дохода нет вообще, и семья вынуждена  жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением  обязанностей по уходу за детьми. Доход  от алиментов, если дети имеют на них  право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости  их содержания.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей  – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние  времена (в начале XX века в европейской  части страны каждая семья имела  в среднем 8 детей), в настоящее  время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей [15, с. 12].

Многодетные семьи имеют такую социальную проблему, как многодетность: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены  преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде  инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей  жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и  организационные трудности.

Осуществление права инвалидов  на труд, самообеспечение – одна из главных проблем их социальной реабилитации.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные  с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности  и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием  такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям  помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком – инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но ниже оплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше – отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении [34, с. 55-58].

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность – в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих. Семьи  военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего – малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже, несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

На 1 января 2012 года в Рязанской области было учтено 363730 семейных ячеек (254700 – в городских поселениях и 109000 – в сельских), в которых проживает более 968 тысяч человек, или около 80% населения.

В настоящее время основными  видами государственных мер поддержки  и помощи семьям являются: семейные пособия, родительский отпуск, услуги дошкольных учреждений, улучшение жилищных условий, льготное налогообложение, льготы на проезд, помощь отдельным категориям семей.

Малообеспеченным гражданам, имеющим детей и проживающим  на территории Рязанской области, назначается  и выплачивается ежемесячное  пособие на ребенка. Размер выплат зависит  от социального статуса семьи  и количества детей, и составляет от 133 руб. 50 коп до 1 033 руб. 50 коп. Законодательством Рязанской области предусмотрена ежегодная индексация размера ежемесячного пособия на ребенка с учетом прогнозируемого уровня инфляции. С 1 января 2012 года базовый размер ежемесячного пособия увеличен на 6%.

В базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской  области по состоянию на 1 июля 2012 года значится 57529 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий  на 82242 детей, из которых 5% (2849 родителей) являются получателями дополнительного  ежемесячного пособия на детей-инвалидов [17, с. 12].

В I полугодии 2012 года ежемесячные  денежные выплаты назначены и  произведены на 11905 детей из многодетных  семей, из них:

    • ежемесячная денежная выплата на содержание ребенка в дошкольном учреждении – на 2101 ребенка;
    • ежемесячная денежная выплата на приобретение проездного билета – на 9804 ребенка, из них на 477 детей, посещающих общеобразовательные учреждения, произведена ежегодная денежная выплата на приобретение школьных принадлежностей (рис. 5).

Рис. 5. Социальная поддержка  многодетных семей

 

В I полугодии 2012 года в соответствии с Законом Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин» ежемесячное пособие назначено и выплачено 2905 беременным женщинам [28, с. 1-2].

Единовременное пособие  в связи с рождением ребенка  назначено и выплачено 525 гражданам.

В целях улучшения демографической  ситуации в Рязанской области  и стимулирования рождаемости в I полугодии 2012 года в соответствии с региональным законодательством  из средств областного бюджета министерство социальной защиты населения предоставляет  дополнительную меру социальной поддержки  семьям, имеющим 3 и более детей, являющимся гражданами Российской Федерации, зарегистрированными  по месту жительства на территории Рязанской области – региональный материнский (семейный) капитал. Средства материнского капитала в размере 50 тыс. руб. направляются на улучшение жилищных условий (приобретение или строительство жилья, компенсация затрат на проведение ремонта в жилом помещении, обеспечение жилого дома инженерными коммуникациями). По состоянию на 1 июля 2012 года 285 семьям выдан сертификат на получение регионального материнского (семейного) капитала. Распорядились денежными средствами 22 семьи на сумму 1021,7 тыс. руб. [17, с. 12].

Информация о работе Социальной работы по оказанию индивидуальной помощи человеку